Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну чистых слов"
классный час (6, 7 класс) по теме

Загирова Галия Фариховна

Основная задача обучения русскому языку в общеобразовательной школе – развитие речевой культуры учащихся. От степени речевого развития язык является не только объектом изучения, но и средством обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЕРМЕКЕЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

               

Внеклассное мероприятие

                                                                               Разработала и провела учитель русского языка и                                                                                                                                                                                      

                                                                               литературы Загирова Галия Фариховна

                                       

                                                       с.Ермекеево

                                                            2017г

Цели мероприятия:

1. Воспитание  любви и уважения к родному языку как культурному   достоянию нации.

2. Развитие языковой культуры школьников, воспитание бережного, вдумчивого отношения к речи.

Оборудование : плакат с высказыванием о русском языке, выставка книг, словарей.

Ход мероприятия.

Ведущий:

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Ученик: - Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну "Русскоград" Где же нам ее найти? На каком материке? Что же это за страна?

Ученик: - Это страна, где люди говорят красиво, правильно, четко и точно излагают свои мысли.

1-й ученик:

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

2 ученик:

- Правит ими государь,

 По прозванию Словарь!

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

 Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

1 учащийся:

- Родной язык - святой язык,

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Ведущий:

- На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России. Послушайте стихотворение о русском языке.

3 учащийся

- На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

- 4 учащийся:

Китаец, турок, серб иль чех;

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,  

Что я на русском говорю

Уж целых 10 лет,      

5 учащийся

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

 И беспощаден и могуч

И грозен для врагов

6 учащийся

Суворов одобрял солдат

На русском языке.

 Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Ведущий:

- Ребята, а что для вас значит любить свой язык'?

Ученик:

- Правильно, это значит изучать язык, стремиться говорить чистым правильным, литературным языком. Следить постоянно за своей речью и речью других.

Учащайся:

 Многие люди так безжалостно портят наш язык, бездушно искажают, уродуют его словами-сорняками, вульгаризмами, т.е. грубыми просторечными словами. Когда мы употребляем грубые вульгарные, нецензурные слова, тем самым мы выражаем неуважение к другим людям.

Ученик:

- Некоторые ученики не следят за своей речью. Послушайте!

(Сценка)

Странный и взъерошенный Дима выскочил из класса, его окружили ребята с вопросами:

- Ну что, завалил?

Дима ответил:

- Выкрутился!

- Что делает Босс?

- Режет всех подряд

- А Русалка?

- Топит!

- А Этот наш препод?

- Засыпает!

- А Васька?

- Плавает по Шпорам!

Ведущий:

Если бы этот разговор услышал иностранец, изучавший русский язык он решил бы, что здесь собрались жертвы какой-то расправы, а спасенный счастливо рассказывает о проделках злодейской шайки. Современному школьнику этот язык понятен: Босс-это директор, Препод- учитель, выкрутился- сдал. На этом языке, точнее жаргоне разговаривает почти добрая половина наших подростков.

Ведущий:

- Очень печально, когда в разговоре ребята не находят нужных, красивых, русских слов.

1 ведущий: А сейчас мы предлагаем отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.

2 ведущий: Мы поедем за границу?

1 ведущий: Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

(Сценка)

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная девчонка.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Света.

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. Хэллоу. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе): Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

1 ведущий: А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?

2 ведущий: Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь молодежи, иными словами, жаргон, сленг – искаженный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка.

1 ведущий: А сейчас вы увидите сценку, в которой один мальчик тоже не умел говорить.

Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В седьмом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело...

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает ученику рецепт - учебник по грамматике русского языка.

Ученик: Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

 Живем то «клево», то в «прикиде».

Но в основном на жизнь к обиде.

«Блины» висят на языке

 И грубые слова.

И без конца из уст летит

Хула. хула. хула.

 И чтобы жизнь нам изменить.

Учиться надо говорить.

 Очистим нашу речь от скверны.

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состояние.

Огромного требует речь внимания!

 А коль начнем  за языком следить.

 Богатство мира сможем сохранить

 Ведущий: Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность.

 Ведущий: Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других

 Ведущий: А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

Ученик:

 Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

 Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

Вообщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

 Можно трубку положить

Все давно сгорело.

Ученик:

  Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает

 Вообщем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

 Вы проехали давно

Возвращаться нужно.

Ученик:

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

 Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

Вообщем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

 Ведущий: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Ученик:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

 Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит или ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Учащийся:

- Чистый, красивый язык - это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли. Может быть, научитесь писать стихи и сказки.

- Послушайте стихотворение ученицы  которое называется "Люблю тебя, русский язык!".

1 учащийся:

-Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы,

В нем слышится русский ямщик,

В нем слышится голос России

2 учащийся

-Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкина лик,

В нем вижу я лик Толстого.

3 учащийся:

-Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нем говорят и якут и калмык,

 И те, кто живет на Памире.

4 учащийся:

- За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце, велик,

За слово, как солнечный луч,

Все:

Люблю тебя, русский язык!

5 учащийся:

 Какие красивые слова!  Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.

А человек с добрым сердцем - это настоящее сокровище. Так будьте всегда добры!

1 учащийся

-Любите свой родной язык!

2 учащийся:

- Не засоряйте язык словами-сорняками!

1 учащийся:

- Не засоряйте язык кличками!

2 учащийся:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - Красиво и точно излагайте свои мысли!

1 учащийся.

- Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют :

Калечат души нам и счастье разрушают.

2 учащийся:

- И пусть из чистых уст на голубой планете

Прекрасные слова лишь произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

3 учащийся

- Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше

Все:

- Чистоты!

4 учащийся:

- Чистое слово,

Чистое дело, Чистое сердце

Радостно, смело

Провозглашаем мы на планете

Чтоб были счастливы люди на свете.

Учитель: Мне хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением, которое призывает не только заботиться о чистоте своей речи, но и уважать русский язык, как великую ценность нашего народа.

Ученик:

Выучи русский язык!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Ведущий:

Заканчивается наше путешествие по стране "Чистых слов", но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной, доброй! Идите по жизни только Дорогою Добра!    (Песня  «Дорога Добра").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Сочинение "Ода чистому слову"

Это сочинение ученица 8 класса Марданова Алина написала к республиканским родительским чтениям. Оно раскрывает проблему чистоты русского языка и призывает беречь свой язык....

Презентация-слоган "Мы за чистое слово"

Презентация-слоган "Мы за чистое слово"...

Статья "Чистое слово"

Статья посвящена бережному отношению к русскому языку....

открытое мероприятие "Чистое слово"

Предлагаю коллегам конспект классного часа для учеников 5 - 7 классов о красоте и чистоте русского языка....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Чистой школе – Чистое слово»

Данная программа внеурочной деятельности «Чистой школе - Чистое слово» для 6 класса относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Внеклассная работа, расшир...