Нравственные идеалы в произведениях духовной музыки.
творческая работа учащихся на тему

Гаподченко Татьяна Анатольевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnaya_muzyka_2.docx18.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нравственные идеалы в произведениях духовной музыки.

«Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями, способствует полету воображения;

 музыка придает жизнь и веселье всему существующему…

Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. »

Платон

   Любая музыка: классическая, народная, эстрадная- оказывает сильное влияние на воспитание детей.

Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он строит свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты и гармонии.

 

   Мы живём в очень интересное и достаточно трудное время, когда мир не стоит на месте. На наших глазах жизнь на земле принимает новый облик. Но наряду с этим теряются духовные ценности, развивается и усиливается пренебрежение к миру духовному – рост знания при потере мудрости. Особенно это наглядно у молодого поколения.  Нам бы хотелось привить учащимся любовь к одному из самых «высоких» жанров мировой классики - «Русская духовная музыка».  

   Духовная музыка благоприятно влияет на душу человека, делает его более возвышенным и духовно-нравственным, служит великой цели - возвышению человека к небесной красоте и ясности духа.

    Музыка и духовная жизнь — как братья-близнецы; их не разделить. Как можно разделить два пальца, два глаза? Они расположены рядом. Если один глаз не видит как следует, то мы чувствуем, что наше зрение несовершенно. Таким же образом должны сочетаться музыка и духовная жизнь; одно дополняет другое. Музыка помогает духовному ищущему погружаться внутрь, чтобы обрести наибольшее удовлетворение от жизни, от истины, от реальности. Духовная жизнь, в свою очередь, помогает музыке отдавать свои способности и силу, то есть свет души, всему миру.

Духовная музыка- это музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.

Многие композиторы в своих произведениях показывали героев, которые в последующем были приравнены к лику святых. Например, русский композитор, Сергей Прокофьев в своей кантате «Александр Невский» показал нам идеал нравственности.

Кантата "Александр Невский"- монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки к фильму. Текст к кантате написал поэт Владимир Луговской и сам композитор. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину.

Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

За свой подвиг в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, и в его честь в 1710 году основана Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург).

Следует отметить, что Александр Невский стал почитаться, как святой сразу после своей кончины. Поскольку сразу после его смерти начались чудеса.

Во-первых, он умер по дороге из Орды во Владимир, и его тело оставалось 9 дней нетленными.

Во-вторых, когда его хоронили в Рождественском монастыре Владимира, люди попытались разжать его пальцы, чтобы вложить духовную грамоту, но он сам протянул руку и взял эту грамоту, будучи мертвым.

В-третьих, у правнука Александра Невского - Дмитрия Донского была икона Александра Невского. Перед Куликовской битвой ему было видение, что в церкви, где был похоронен Александр Невский, сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца и призвали Александра на помощь Руси. В тот же день произошла Куликовская битва, где была одержана победа.

Через некоторое время была вскрыта гробница Александра Невского, где были обнаружены нетленные мощи. К этим мощам стали обращаться люди с просьбами об исцелении.

Другое чудо произошло во время похода Ивана Грозного на Казань. У одного из приближенных царя после молитвы у мощей Александра Невского полностью исцелились руки от язв. Иван Грозный посчитал это добрым предзнаменованием, и Казань была взята.

Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

  В заключение нашего выступления нам бы хотелось сказать, что от нынешнего поколения будет зависеть, какая судьба ждёт в дальнейшем Россию с её многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром – русским народом. Наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему необходима как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример, и на которое будут равняться потомки». «Слушая эту музыку, я думаю о том, что все недолговечны и нужно ценить то, что имеешь, и уважать и любить близких, пока они рядом…»

Жизнь показывает, что во время слушания духовной музыки практически все дети чувствуют одно и то же: спокойствие, умиротворенность, любовь, уважение, доброту, терпимость, красоту. Их размышления после прослушивания можно назвать высоко нравственными, т.к. они в основном пишут о боге, человеке и его месте в жизни, затрагивают нравственные проблемы нашего времени.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное, делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как ребенок понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства ребенок познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

Духовная музыка открывает перед людьми богатейший мир духовной и эмоциональной жизни. Музыка является могучим и ничем незаменимым средством формирования духовного мира и детей, и взрослых. Она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Музыка – могучее средство духовного обогащения и именно она призвана пробуждать все самое прекрасное, что есть в человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И.ЗАВГОРОДНЕГО" УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

Интегрированный урок : литература , история.ЦЕЛЬ   УРОКА:                 1.Формировать  ценностные качес...

6 класс. Духовные ценности и нравственные идеалы героев в "Повести о Петре и Февронии Муромских" (программа Г.В.Москвина)

1.Урок по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских".  Формирование нравственных ценностей человека.2.Урок подготовки к написанию сочинения по повести. Сбор материала....

Духовно-нравственное воспитание детей средствами духовной музыки в Епархиальном образовательном центре

Данная статья в кратце раскрывает сущность и смысл занятий хоровым пением в системе Неккомерческого фонда "Детский Епархиальный образовательный центр", учебный филиал "Победа"....