«Взаимодействие семьи и школы – основа для гражданско-патриотического воспитания школьника».
статья (7 класс) на тему

Целобанова Нина Владимировна

Материалы для классного руководителя по вопросу гражданско-патриотического воспитания школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие семьи и школы – основа для

гражданско-патриотического воспитания школьника».

Авторы: Целобанова Н.В., Назарова М.Н.,

учителя ГБОУ средняя школа №298,

                       Санкт-Петербург

        

«Человек является, прежде всего, сыном своей страны»

(Белинский В.Г.)

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

 Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

Классный руководитель должен помочь ребенку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Воспитание гражданских чувств обучающихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков.

Классный руководитель является посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, формирования гражданственности и патриотизма.        

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и решение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Основное содержание гражданско-патриотического воспитания на каждом школьном этапе классный руководитель должен строить с учетом возрастных особенностей учащихся.

 В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая. Классные мероприятия должны быть направлены на введение детей в мир русской культуры, содействовать принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. К примеру, классное мероприятие «Традиции моей семьи»

   Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся, совместно с родителями, вовлекаются в общественно-полезную деятельность (городские и районные акции, посвященные памятным событиям). На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

   На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.

        

“Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье“.

 (В.А.Сухомлинский)

Вчитываясь в высказывание Василия Александровича Сухомлинского, невольно думаешь о том, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. 

От согласованности их действий всегда зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процесса, а успех сотрудничества с родителями во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличие обратной связи с родительской общественностью.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в гражданско-патриотическом воспитании.

Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

        В нашей школе девиз звучит так: «Семья и школа – вместе». И каждое мероприятие планируется с учетом активного участия родителей обучающихся.

– спортивные (веселые старты, День Здоровья, «Зарница»);

– праздничные (возложение цветов, встречи с ветеранами войны и труда, митинг, Смотр песни и строя; литературно-музыкальные композиции);

– творческие (конкурсы рисунков, сочинений и стенгазет, тематические выставки);

– исследовательские (уроки мужества, беседы с ветеранами; участие в районных конкурсах)

Приводя пример из своего педагогического опыта, необходимо упомянуть о городской акции «Равнение на подвиг» (2014-2015 учебный год), посвященной 70 годовщине со Дня Победы.  Акция состояла из нескольких этапов, результатом являлось создание «Книги памяти погибших».

 Объектом нашей работы являлась мемориальная доска «Светлой памяти погибших на нефтебазе «Красный нефтяник» в дни вражеской блокады                 1941-1945 года». В акции приняли участие обучающиеся 7-х классов.

Обучающиеся были разделены на группы вместе с родителями.

1 группа занималась сбором информации,

2 группа участвовала в создании папки-отчета («Книги памяти»)

3 группа отвечала за творческую презентацию в районе

4 группа  -  за презентацию работы (проведение классных часов) в 5-ых классах нашей школе

В 1 группе родители совместно с обучающимися посетили объект, помогали собирать информацию в районных и городских библиотечных архивах, побывали в школьном музее «Спасатели 01»  ГБОУ СОШ №236.

Во 2 группе родители помогли обучающимся обработать собранную информацию; совместно создали проект папки – отчета.

3-я творческая группа должна была творчески представить проект в районе. Родители и обучающиеся совместно придумали сценарий, отобрали необходимый материал, подобрали музыкальное сопровождение, репетировали выступление.

В 4 группе обучающиеся совместно с родителями разработали классный час «Равнение на подвиг», опираясь на материал проекта. Обучающиеся самостоятельно провели классные часы в 5-х классах.

На Волковском кладбище прошла совместная акция памяти ко Дню победы. Обучающиеся с родителями возложили цветы на Братскую могилу.

        «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Монтескье Шарль Луи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника

Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....

Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья школьников

Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании гармонично развитой личности очень высока, так как новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим  социокул...

Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и  сотрудничества педагогов, учащихся и роди...

«Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся»

laquo;Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся» доклад на заседание педагогического совета...