Внутришкольное мероприятие "Толерантность- гармония многообразия"
методическая разработка (10 класс) на тему

Мероприятие способствующее сплочению детского коллектива, а также раскрытию понятия "Толерантность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost-garmoniya_mnogoobraziya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Внутришкольное мероприятие «Толерантность – гармония многообразия ».

Тихомирова Екатерина Юрьевна, учитель английского языка,                       педагог-организатор ГБОУ школа  №217 г.Санкт-Петербурга

Тема: «Толерантность – гармония многообразия »

Оборудование: маленький мяч, написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности, моток верёвки, лента, принадлежности для рисования, бумага, ножницы, скотч.

Цели:

1) воспитание принципов толерантности в молодежной среде

2) выработка у учащихся осознанного понимания сосуществования различных человеческих групп и общностей

3) признание и уважение разной национальной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

  1. знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.
  2. знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.
  3. развитие критическое мышление, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  4. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

План мероприятия:

  1.  Вводная лекция
  2. Основная часть (проведение конкурсов)
  3. Заключительная часть (рефлексия)
  1. Вводная лекция  

И так сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о толерантности.

Что же такое толерантность?

Давайте обратимся к истории понятия «толерантность».

Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл «страдания». Слово tolerance впервые упоминается в 1361 году. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков - Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современной деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Перевод и трактовка слова «толерантность» в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы:

- в английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость, терпимость.

- во французском языке - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов»

- в китайском языке «быть толерантным»- «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»

- в арабском языке «толерантность» определяется, как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположение к другим»

- в русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»

Толерантность- это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Понимание феномена толерантности дифференцировано, в его состав входят:

- естественная (натуральная) толерантность- открытость, любознательность, доверчивость, свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»)

-моральная толерантность- терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью, внешним «Я» человека (толерантность типа «Б»)

-нравственная толерантность- принятие, доверие, ассоциируемое с сущностью, внутренним «Я» человека (толерантность типа «В»)  

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время доминирует агрессивность, как форма достижения близлежащих целей.

Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

Нацизм- крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господстве над другими нациями (фашизм)

Ксенофобия- любая постоянная ненависть к иностранцам

Дискриминация- ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку

Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества

Расизм- угнетение представителей одной расы

Вы можете привести примеры, где встречаются такие формы дискриминации?

Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в решении конфликтных ситуаций.

Государства- члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной Ассамблеи 25 октября-16 ноября 1995 года, в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку толерантности и воспитания в ее духе провозгласили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

  1. Основная часть (проведение конкурсов)

Перед проведением необходимо разделить учащихся на команды.

Упражнение «Комплименты»   

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.

Материалы: маленький мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень порядочный человек» или «Оля, у тебя замечательная улыбка». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику. 

Упражнение  «Пантомима»

Цели: 

  • продолжить работу с определением толерантности;
  • развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; всё, что может пригодиться для пантомимы - моток верёвки, лента, принадлежности для рисования.

Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идёт речь. Время на подготовку пантомимы- 5 минут.
Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
– С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение «Эмблема толерантности» 

Цели: 

  • продолжить работу с определением толерантности;
  • развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Участникам предстоит создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники проводят презентацию  своей эмблемы и выдвигают лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы.

Упражнение «Черты толерантной личности» 

Цели: 

  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: Бланки опросника для каждого участника

Приложение 1

Тест «Самооценка толерантной личности»

Вопросы и ответы

Редко

Иногда

Часто

1. я думаю, что мои знания оцениваются необъективно

1

2

3

2. я стараюсь работать, не помогая другим

1

2

3

3. я переживаю за качество своей работы, а не других

1

2

3

4. я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. я бываю раздражителен

1

2

3

7. я стараюсь выделиться, где это возможно

1

2

3

8. меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. я не терплю конкуренции

1

2

3

10. своим недругам я всегда даю отпор

1

2

3

11. я эмоционально и болезненно переживаю неприятности

1

2

3

12. стараюсь не вникать в проблемы других

1

2

3

13. у меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру

1

2

3

15. при общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность

1

2

3

16. я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы

1

2

3

17. я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус

1

2

3

18. я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

19. я думаю, что религия разъединяет людей

1

2

3

20. я думаю, что я должен жить на земле своих предков

1

2

3

21. я думаю, что смешанные браки нежелательны

1

2

3

22. если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет

1

2

3

23. раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста

1

2

3

24. не терплю людей, просящих милостыню

1

2

3

25. я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях

1

2

3

  1. Заключительная часть (рефлексия)

Вопросы для обсуждения:

  1. как вы считаете - каждый ли человек уникален?
  2. Нужно ли уважать уникальность других, если при этом придется пожертвовать своей?
  3. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое до недавнего времени слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
  4. Как вы считаете, возможна ли на практике реализация принципов толерантности?

Источники:

  1. http://открытыйурок.рф/статьи/513669/
  2. http://velikol.ru/dostb/Упражнение+%22Снежный+ком%22b/main.html
  3. http://sstu.syzran.ru/Doc/KMZ/vospitrabot/november/tolerantnost1.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Школьная конференция «Гармония в многообразии»

Школьная конференция является разработкой внеклассного мероприятия  по формированию установок толерантного сознания в образовательном учреждении.В русском языке сложилось понимание толерантн...

Толерантность - это гармония в многообразии.

Выступление на научно-практической конференции....

Общешкольное мероприятие «Гармония в многообразии» как способ развития толерантности у подростков

В данной работе рассматривается вопрос развития и воспитания толерантности у подростков. Так как именно в учебно-воспитательном процессе школьники сталкиваются с ситуациями межличностного и межнациона...

Об утверждении состава жюри литературного конкурса «Нижневартовск - гармония в многообразии» среди обучающихся общеобразовательных организаций

Об утверждении состава жюрилитературного конкурса«Нижневартовск - гармония вмногообразии» среди обучающихсяобщеобразовательных организаций...

Джазовая гармония в тембральном многообразии.Мастер-класс

Выступление на методической площадке "Доминанта развития"...