Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности
методическая разработка по теме

Толерантность – снисхождение к другому

Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случае, это не заурядное "лицо", "портрет", "физиономия". И даже не "образ".  "Лики толерантности" - люди, информацию о которых можно будет здесь найти, вполне могут быть причислены к тем, кого называли святыми. И одновременно потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и потому об их жизни мало что известно.
Одно достоверно - они закладывали и закладывают фундамент того здания, которое предстоит возводить всем нам, здания новой культуры толерантного человечества. Смотрите и читайте.

КОНФУЦИЙ

Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями...http://www.tolerance.ru/faces/konfucii.html

  
Лев Николаевич
ТОЛСТОЙ

Толстой Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, - 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель...http://www.tolerance.ru/faces/tolstoy.html

  
Пётр Алексеевич
КРОПОТКИН

Кропоткин Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве], русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя...http://www.tolerance.ru/faces/kropotkin.html

  
Владимир Иванович
ВЕРНАДСКИЙ

Вернадский Владимир Иванович [28.2 (12.3).1863, Петербург, - 6.1.1945, Москва], советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научных учреждений. Академик АН СССР (1912), первый президент АН Украинской ССР (1919), член Чехословацкой (1926) и Парижской (1928) АН...http://www.tolerance.ru/faces/vernadskii.html

  
Махатма
ГАНДИ

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар...http://www.tolerance.ru/faces/gandi-m.html

  
Альберт
ШВЕЙЦЕР

Швейцер (Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас, - 4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями...http://www.tolerance.ru/faces/shweitzer.html

  
Мартин
БУБЕР

Бубер (Buber) Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, - 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель иудаизма. Писал на двух языках - немецком и иврите. В 1924-33 профессор философии иудаизма и этики в университете Франкфурта-на-Майне...http://www.tolerance.ru/faces/buber.html

  
Януш
КОРЧАК

Корчак (Korczak) Януш [псевдоним; настоящие имя и фамилия Генрик Гольдшмидт (Goldszmidt)] (22.7.1878, Варшава, - август 1942), польский писатель, педагог, врач. Окончил медицинский институт в Варшаве (1903). 8 лет работал в детской больнице...http://www.tolerance.ru/faces/korchak.html

  
Альберт
ЭЙНШТЕЙН

Эйнштейн (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия, - 18.4.1955, Принстон, США), физик, создатель относительности теории и один из создателей квантовой теории и статистической физики. С 14 лет вместе с семьей жил в Швейцарии. По окончании Цюрихского политехникума (1900) работал учителем сначала в Винтертуре, затем в Шафхаузене...http://www.tolerance.ru/faces/einstein.html

  
Тейяр де
ШАРДЕН

Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, Сарсена, близ г.Клермон-Ферран, - 10.4.1955, Нью-Йорк), французский учёный-палеонтолог, философ, теолог, член Парижской АН (1950). Учился в коллеже иезуитов с 1899. В 1920-23 профессор Католического института в Париже...http://www.tolerance.ru/faces/sharden.html

  
Нильс
БОР

Бор (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копенгаген, - 18.11.1962, там же), датский физик. Создал первую квантовую теорию атома, а затем участвовал в разработке основ квантовой механики...http://www.tolerance.ru/faces/bor.html

  
Соломон Михайлович
МИХОЭЛС

Михоэлс (настоящая фамилия - Вовси) Соломон Михайлович [4(16).3.1890, Двинск, - 13.1.1948, Минск], еврейский советский актёр, народный артист СССР (1939). В 1919 поступил в Европейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский европейский камерный театр (с 1925 Московский государственный европейский театр - ГОСЕТ)...http://www.tolerance.ru/faces/mihoels.html

  
Михаил Михайлович
БАХТИН

Бахтин Михаил Михайлович (1895, Орёл - 1975, Москва), теоретик литературы, культуролог. Родился в семье банковского служащего, закончил классическое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета, жил в Невеле, в Витебске, затем в Петрограде, где занимался научной и преподавательской деятельностью...http://www.tolerance.ru/faces/bahtin.html

  
Лев Семенович
ВЫГОТСКИЙ

Имя "Лев Семенович Выготский" отлично знакомо психологам и специалистам из смежных с психологией дисциплин как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Своим рыцарским служением науке и огромным творческим вкладом в нее Л.С.Выготский (1896-1934) заслужил славу выдающегося психолога и то колоссальное внимание к его трудам и его биографии, которое проявляется в настоящее время в мировой психологии...http://www.tolerance.ru/faces/vygotsky.html

  
Дмитрий Сергеевич
ЛИХАЧЕВ

Лихачев Дмитрий Сергеевич - литературовед, историк культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции XX века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга...http://www.tolerance.ru/faces/lihachev.html

  
Индира
ГАНДИ

Ганди Индира (р. 19.11.1917, Илахабад), политический и государственный деятель Индии. Дочь Дж. Неру. Образование получила в учебных заведениях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК)...http://www.tolerance.ru/faces/gandi.html

  
Андрей Дмитриевич
САХАРОВ

АВТОБИОГРАФИЯ Я родился 21 мая 1921 г. в Москве. Мой отец - преподаватель физики, известный автор учебников, задачника и научно-популярных книг. Мое детство прошло в большой коммунальной квартире, где, впрочем, большинство комнат занимали семьи наших родственников и лишь часть - посторонние...http://www.tolerance.ru/faces/saharov.html

  
Юрий Михайлович
ЛОТМАН

Лотман Юрий Михайлович - Русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР)...http://www.tolerance.ru/faces/lotman.html

 
 
Мартин Лютер
КИНГ

Кинг (King) Мартин Лютер (15.1.1929, Атланта, штат Джорджия,-4.4.1968, Мемфис, штат Теннесси), деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражданские права негров...http://www.tolerance.ru/faces/king.html


При подготовке страницы использовалась поисковая система Яndex Энциклопедии     http://www.tolerance.ru/p-review-faces.shtml

Толерантность в гармонии многообразия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_treningi.doc558 КБ
Microsoft Office document icon test_tolerantnosti.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Агнесса Ивановна

учитель ИЗО и МХК, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г.Меленки

Игровые тренинги

Система игровых тренингов «В Зазеркалье...» представляет собой взаимосвязанную, поступательную серию игровых занятий, построенную в соответствии с основами групповой игротерапии:

  • содержание тренингов направлено на помощь детям в самопознании,
  • на формирование, раскрытие и развитие своего потенциала,
  • на поддержание толерантности к своему «Я» и к другим людям, к другой субкультуре;
  • чередование сложных серьезных разговоров с играми, упражнениями;
  • занятия должны приносить радость детям и взрослым.

Представленная система тренингов может выступать как форма воспитательной работы, направленная на формирование толерантности у детей. Данную форму работы вправе проводить классный руководитель, но учитывая следующие требования:

  • добровольное включение в тренинг каждого ребенка на основе знаний о структуре и особенностях его личности;
  • конфиденциальность: все, что происходит и говорится на занятии, не выносится на обсуждение за пределы группы;
  • обеспечение физической и психической безопасности участников группы: отсутствие агрессии и насилия в процессе тренинга и после него;
  • рефлексивность: в конце занятия подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями, чувствами.

Структура игрового тренинга:

  • разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);
  • основное содержание занятия (упражнения, игры, помогающие усвоить главную тему, отработать необходимые навыки);
  • рефлексия.

Место проведения занятия: просторная для свободного группового перемещения комната, с необходимыми атрибутами.

«В Зазеркалье...»

Занятие 1. «Это я!»

Цель: помощь каждому ребенку в процессе самоидентификации

Проведение:

1. Разминка.

Упражнение «Шеренга»

Участники стоят спинами друг к другу по 2 человека, образуя шеренгу. Задача ведущего пробиться сквозь шеренгу. Ведущим должен побывать каждый.

Упражнение «Реакция» (модификация упражнения) [7, с. 14]

Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и реагировать на ее изменения. Причем вы должны отреагировать так, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях; так, чтобы мы вас узнали. Вся комната залита ярким оранжевым светом, свет повсюду — на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит страшный, ужасный Франкенштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исчезают, сквозь окно пробивается лучик света, постепенно становится светлее, но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой. Вы пробираетесь сквозь нее. А теперь пошел серый дождь. Все вокруг стало мокрым и печальным».

Упражнение «Построение» [5, с. 43]

1-й вариант. Участники строятся по росту, начиная с самого высокого.

2-й вариант. За несколько секунд участники выстраиваются по цвету глаз, начиная с самых темных. Оба варианта требуют от участников согласованности действий.

Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»

Дети стоят или сидят в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

Упражнение «Кто я?» [7, с. 78]

Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос «Кто я?» и из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, отвечающий на этот вопрос.

Упражнение «Волшебная лавка» [7, с. 79-80],

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе обдумывании того, чтобы им хотелось изменить себе. Упражнение позволяет прийти к мысли: за что-либо приобретенное всегда приходится платить.

Инструкция: «Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Устройтесь подобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, полностью расслабьтесь. Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи чувствуете? Внезапно тропинка вновь возникает перед вами и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что я — продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности — все, что пожелаете. Но есть одно правило: за каждое качество, желание вы должны отдать что-либо (другое качество) или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: «Что ты отдашь за это?» Он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-то из группы захочет приобрести это качество, способность, или, если мне, хозяину лавки, этот обмен покажется равноценным.

Через некоторое время ко мне подойдет следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил».

Рефлексия: Что вы чувствовали в процессе игры? Что нового о себе узнали?

Занятие 2. «Мой МИР»

Цель: помощь детям в осмыслении своего внутреннего мира.

Проведение:

1. Разминка.

Упражнение «Прогноз погоды» [7, с. 13]

«Возьмите лист бумаги и карандаш и нарисуйте картинку, которая будет соответствовать вашему сегодняшнему настроению».

Упражнение «Я люблю...»

Участники сидят по кругу. Ведущий выходит из комнаты. Один желающий произносит фразу «Я люблю...» и дальше называет то, что любит делать: «Я люблю, играть в футбол». Ведущий заходит в комнату. Педагог просит ведущего отгадать, кто бы из присутствующих мог так заявить: «Я люблю играть в футбол». У водящего 3 попытки.

2. Основное содержание.

Упражнение «Никто не знает...» [7, с. 79]

Участники бросают друг другу мяч со словами: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Упражнение «Давайте встанем»

Участники сидят в кругу. Взрослый просит встать тех, кто обладает какими-либо качествами или способностями (например: встаньте те, кто играет в шахматы; те, кто помогает маме...).

Упражнение «Акустика» [3, с. 74]

Участники молча сидят в кругу. Закрыв глаза; они сначала концентрируют внимание на звук, доносящихся извне — из коридора, с улицы. Через 1—2 минуты взрослый спрашивает, что они слышали. Затем на 1—2 минуты вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на звуках внутри комнаты. Через 1—2 минуты взрослый вновь спрашивает о том, что они услышали. Затем на 1—2 минуты дети закрывают глаза и прислушиваются к своему внутреннему состоянию и вновь анализируют услышанное.

Рефлексия:

Легко ли было проникнуть в свой внутренний мир? В мир другого?

Как изменилось отношение к своему «Я» вас в ходе тренинга?

Занятие 3. «Гармония с собой»

Цель: развитие навыков самоанализа.

Проведение:

I. Разминка.

Упражнение «Приветствие в танце»

Под спокойную танцевальную музыку дети передвигаются по комнате, возможно выполнение элементов танца. Когда музыка заканчивается, дети останавливаются и приветствуют того человека, рядом с которым оказались. Причем необходимо не только поздороваться, но и сказать несколько добрых слов в адрес этого человека. Игра повторяется несколько раз.

Упражнение «Послушаем, тишину»

По первому сигналу взрослого дети начинают бегать, кричать, топать, прыгать, визжать и т. д. По второму сигналу взрослого дети быстро садятся на стулья и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. Затем они по кругу рассказывают, какие звуки услышали.

Упражнение «Рюкзачок успеха» (модификация) [7, с. 79]

Взрослый объясняет детям, что для того, чтобы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.

Педагог предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребенок на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ребенку добиться успеха в общении, а второе — мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов.

I вариант — педагог по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, и дети определяют «обладателя» этих качеств;

II вариант, — рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом ребенке: остались ли хорошие качества, смог ли ребенок избавиться от плохих.

2. Основное содержание.

Упражнение «Автобиография»

Дети приносят на занятие тонкий альбом рисования. Педагог предлагает каждому создать в этом альбоме автобиографию. Для этого дети могут нарисовать в альбоме любимые игры, игрушки, своё любимое занятие, свою квартиру, вклеить свои детские фотографии, написать свою любимую песню, перечислить лучшие черты своей личности и т. Данное упражнение может быть задано на дом ранее, и на этом занятии происходит лишь обсуждение получившихся автобиографий.

Упражнение «Скульптура»

Дети объединяются в пары. В каждой один — скульптор, другой — глина. Необходимо слепить из глины скульптуру по заданию:

человек, который уважает себя;

человек, который недоволен собой;

человек, который ничего не боится;

человек, который общается с другими;

человек, который осмысливает свое поведение.

Затем участники обмениваются ролями.

Упражнение «Ассоциация»

Участникам тренинга необходимо нарисовать ассоциативную картинку. Тема: «Толерантность себе».

Упражнение «Письмо далекому себе»

Участникам предлагается написать письмо, которое откроет каждый из них только через много: много лет, когда станет взрослым. План письма:

приветствие, рассказ об увлечениях, интересах;

описание себя в настоящем и описание-воображение себя в будущем;

цель жизни в настоящем.

Упражнение «Аппликация группы «Павлин» [7, с. 80]

Детям предложите создать общую аппликацию «Павлин». Сам павлин нарисован заранее па отдельном листе, а дети вырезают перья. Для этого предоставляется цветная бумага, можно использовать яркие обертки от шоколада т. п. Перья могут быть любого размера и формы. При этом говорится, что каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценишь, любишь. Это качество записывается на перо. Каждый участник может вырезать сколько угодно перьев. Все перья раскладываются ведущим на большом листе бумаги так, чтобы получился хвост павлина, затем к перьям приклеивается сам павлин. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены всеми участниками. Коллективная аппликация павлина помогает детям почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать необходимые.

Рефлексия:

Что вы чувствовали в ходе занятия?

Легко ли было говорить о своих достоинствах и недостатках?

Что значит быть в гармонии с собой?

От чего зависит эта гармония?

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  5. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
  6. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.
  7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.



Предварительный просмотр:

Тест толерантности

    Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:

б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а) да;

б) нет.

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

а) вам всегда это трудно сделать;

б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться  "лучше чем есть":

а) да;

б) нет;

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;

б) вы рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б,  2-б,  3-б,  4-а,  5-б,  6-б,  7-а,  8-б. Сложите баллы.

 

Результаты:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 до12 баллов . Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения.  Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лики Толерантности

классный час...

" ТОЛЕРАНТНОСТЬ- путь к гармонии"

Мы живем в  многоликом, интересном  мире, наполненном  разноплановыми, но  не всегда позитивными  событиями. Как дать возможность ребенку  осознать свои личностные ...

Внутришкольное мероприятие "Толерантность- гармония многообразия"

Мероприятие способствующее сплочению детского коллектива, а также раскрытию понятия "Толерантность"....

"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"

В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся ...

Толерантность - это гармония в многообразии.

Выступление на научно-практической конференции....

Общешкольное мероприятие «Гармония в многообразии» как способ развития толерантности у подростков

В данной работе рассматривается вопрос развития и воспитания толерантности у подростков. Так как именно в учебно-воспитательном процессе школьники сталкиваются с ситуациями межличностного и межнациона...


 

Комментарии

Душа моя, Маргарита Сергеевна! Спасибо большущее за Добрые слова, доверие и понимание. Очень рада быть полезной. С уважением, А.И.