Гражданско-патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарного типа
статья на тему

Гражданско-патриотическое воспитание в услових школы пенитенциарного типа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание

в условиях школы пенитенциарного типа

              «Подняться в небо можно из любого закоулка».

                                                                                    Сенека

Проблема гражданско-патриотического воспитания сегодня актуальна для общеобразовательного учреждения любого вида и типа. Экономическая дезинтеграция, значительное социальное расслоение общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Образовавшаяся в результате этого некая пустота стала быстро заполняться вседозволенностью, насилием, жестокостью, наркоманией и т.д. В современных условиях развития России и российского образования гражданско-патриотическое воспитание признано государством ключевым в обеспечении стабильного социально-экономического и политического развития.

Для МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16 при исправительной колонии №5» г. Кемерово (далее Школа) эта проблема имеет особое значение. Обучающиеся школы – молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, преступившие закон и осужденные к лишению свободы. В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение основной задачи: исправление личности осужденного, отбывающего наказание, его полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности. В решении этой задачи для педагогического коллектива Школы первостепенное значение приобретает понятие «ресоциализации», во-первых, как «процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, недостаточно освоенных ранее или радикально отличающихся от освоенных им ранее»; во-вторых, как вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде [3].

Огромный потенциал в решении названной задачи, по нашему мнению, заложен в гражданско-патриотическом воспитании. Оно обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, культуры и сегодня остаются нравственными идеалами и создают реальные предпосылки целенаправленной деятельности по формированию ценностных ориентаций и норм поведения.

С 2009 года в Школе действует Программа гражданско-патриотического воспитания «Дорогой человечности», разработанная на период с 2009 г. по 2014г. Программа является частью педагогического проекта «Преодоление», направленного на содействие, посредством организации многогранного педагогического процесса, ресоциализации обучающихся, отбывающих наказание.

Преамбула к Программе - Концепция гражданско-патриотического воспитания, - базируется на понимании «гражданственности» как интегративной  характеристики личности человека, включающей его гражданско-патриотическую позицию, «ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой» и «патриотизма» как важнейшей ценности, интегрирующей «не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,  культурно-исторический, военно-историчес- кий и другие компоненты» [2].

Нами сделана попытка реализовать системный подход к организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. Концепция деятельности включает нормативное, методологическое обоснование педагогических, социальных, психологических подходов; принципы построения работы с осужденными; функциональную модель деятельности; основные направления работы. Показателем системности, как нам представляется, является и включенность избранного нами направления во все компоненты педагогического процесса: цель и результат деятельности, организацию образовательной среды Школы, содержательный и процессуальный компоненты, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Идеи гражданско-патриотического воспитания интегрируют учебные занятия и внеурочную деятельность; пронизывают все основные составляющие воспитательно-образовательного процесса: учебную, воспитательную, методическую.

Нормативно-правовой базой названной Программы и деятельности учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию являются документы федерального, регионального, муниципального значения.

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ст. 109, ст. 110) определяет и регулирует основные направления, формы и наиболее важные вопросы воспитательной работы с осужденными, находящимися в местах лишения свободы;  ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005  № 422; инструктивное письмо  Министерства образования РФ  «О гражданском образовании учащихся  общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003  № 13-51-08/13; письмо Министерства образования РФ от 01.03.2002  №30-51-131/16 «О рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» и др.

Кроме того, следует назвать следующие методологические положения, на которые педагогический коллектив опирается в своей работе:

1. «гражданско-патриотическое воспитание, …, относится больше к мировоззренческому содержанию…, сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами…» [2].

2. «… среда не есть "обстановка развития", т.е. некий "фактор", непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности … и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидуальных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности» [5].

3. «Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают … особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства  позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды» [2].

4. По С.А. Беличевой «включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» - непременное условие процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей [1].

Исходя из вышесказанного, мы определили цель Программы и деятельности Школы по гражданско-патриотическому воспитанию - создание условий для воспитания «человеческого в человеке», ценностной переориентации личности осужденного, формирование механизмов социально-положительного целеполагания, отработки устойчивых стереотипов социально-положительного поведения.

Задачи:

- обеспечить осуществление научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания обучающихся, осужденных к лишению свободы;

- создать в Школе единое образовательное пространство, где  идеей и идеалами гражданственности и патриотизма проникнуты все основные виды и компоненты образовательной деятельности;

- организовать познавательную деятельность (урочную и внеурочную) как условие приобщения к российским культурным и историческим традициям, формирования гражданских чувств, патриотического самосознания;

- включить участников образовательного процесса в проектную деятельность для получения обучающимися положительного социального опыта, ориентированного на сопричастность с судьбой Родины, на приобщение к культуре и историческому прошлому России и ее традициям.

В своей работе педагогический коллектив опирается на следующие принципы, обеспечивающие социальную обусловленность и  целостность деятельности: научность, гуманизм; системность; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; направленность на развитие личности на основе индивидуального подхода; опора в процессе воспитания на положительные качества личности.

Функциональная модель деятельности включает 4 компонента.

  1. Управленческий.

На стратегическом уровне:

- принятие решения о переходе Школы в режим работы по направлению «гражданско-патриотическое воспитание» (Совет учреждения, Педагогический совет);

- утверждение Концепции и Программы гражданско-патриотического воспитания (Совет учреждения, Педагогический совет);

- создание и  утверждение деятельности временных творческих групп, добровольных объединений (директор Школы);

- формирование материально-технических условий деятельности (Совет учреждения);

- контроль деятельности (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений).

На тактическом уровне (методическая служба учреждения, педагогический коллектив):

- изучение нормативных документов, теоретических источников (методические семинары);

- выработка методологических подходов (семинары-совещания, «круглые столы»);

- разработка и корректировка программно-методического обеспечения;

- анализ педагогических и методических условий деятельности, диагностика ресурсов, кадрового потенциала;

- обобщение и распространение накопленного педагогического опыта по внедрению гражданско-патриотического воспитания и др.

2. Диагностический.

Сотрудничество с психологической службой и воспитательным отделом ФБУ ИК №5 г. Кемерово на основе Договора обеспечивает диагностическую составляющую деятельности учреждения. Специалистами названных служб колонии используются адаптивные методики и методы изучения личности обучающихся, осужденных к лишению свободы, в частности для изучения их социально-психологических особенностей и ценностных ориентаций («на входе»), эффективности гражданско-патриотического воспитания, уровня ресоциализации (в качестве промежуточной диагностики). С учетом результатов входящей диагностики определяются основные направления деятельности, формы и методы работы.

3. Деятельностный.

Обеспечивается основными направлениями работы:

- организация учебного пространства. В образовательной программе Школы, учебных программах по предметам учебного плана учреждения приоритетным является гражданско-патриотическое направление;

- организация внеурочной деятельности – работа кружков, творческих объединений, клубов; организация предметных недель и др.;

- воспитательная деятельность – система классных часов, встречи с ветеранами ВОв, ветеранами-афганцами, внеклассные мероприятия гражданско-патриотической направленности;

- работа виртуального краеведческого музея;

- выпуск ежемесячной школьной газеты «Новый день»;

- социальное проектирование. Создан и осуществлен ряд социальных проектов, среди которых «Помним, гордимся, любим!», цель которого – создание Книги памяти о трудовом и боевом подвиге дедов и прадедов обучающихся; «Ремонт школы – своими руками» и др.

4. Аналитико-прогностический.

Нами определены критерии оценки эффективности работы Школы по гражданско-патриотическому воспитанию. Основными критериями успешности процесса ресоциализации считаем готовность обучающихся к активному включению в многоплановые и разносторонние отношения. Показателями такой готовности, на наш взгляд, являются положительная динамика развития личностной сферы, динамика абсолютной и качественной успеваемости, учебно-исследовательская, творческая, социальная активность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...

Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.

Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Формирование гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся вечерней школы ( из опыта работы).

Патриотизм- это любовь к Отечеству!     Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....