доклад по теме Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет
статья на тему

Савицкая Анастасия Владимировна

Участие в международной научно-практической конференции «Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа духовно-нравственного воспитания»

 

Ф.И.О. автора (полностью) Савицкая Анастасия Владимировна   

 

Должность учитель английского языка,  руководитель казачьего кадетского отряда «Сокол».

 

Образовательное учреждение МАОУ Ильинская СОШ ГО Богданович

 

Секция  № 5 (Актуализация традиций кадетского и казачьего воспитания в современном образовании)

 

Тема доклада (выступления) -   Реализация  программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Секция №5

Савицкая Анастасия Владимировна,

Инструктор казачьего кадетского отряда «Сокол»

МКОУ Ильинской СОШ,

руководитель кружка «Казачок»,

623512,Свердловская область,

Богдановичский район,с.Ильинское,

ул. Ленина, д.22б,

anastasiyasavitskaya@yandex.ru

Реализация  программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило казаков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Поэтому актуальность данной программы, ее отличительная особенность состоят в том, что работа в этом направлении позволит оградить детей и подростков от дурного влияния улицы, негативных влияний действительности. И как показывает практика, изучение истоков казачьей культуры помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях этическое самосознание, чувство принадлежности к великому народу с тысячелетней историей.

Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет расти им не «Иванами, родства не помнящими», а людьми с высокими моральными правилами и нравственными заповедями, лежащие в основе казачьей культуры, умеющие любить и ценить народную мудрость.

Основанием для обращения к народной культуре казаков послужило стремление расширить рамки учебной программы, усилить её воспитательную направленность, используя лучшие образцы народной культуры, произведения композиторов, художников, писателей.

Народная культура (в т.ч. и казачества) существует в разных формах – фольклорная литература, народная философия, народное естествознание, бытовая, семейная культура.

Сегодня у настоящего фольклора много конкуренции:  по радио, телевидению,  с кассет компакт-дисков звучит очень много низкопробных поделок, неудачных стилизации под народную песню.  Эта волна захлестывает сознание детей, не даёт им развиваться     духовно. Наша общая задача – заинтересовать детей лучшими образцами народного творчества, приобщить к историческому прошлому своего края, научить ценить Истинную Красоту!

Исходя из этого, была создана  программа, которая предназначена для работы с воспитанниками казачьего кадетского отряда «Сокол» МКОУ Ильинской СОШ, в рамках дополнительного образования.

ЦЕЛЬ программы – приобщить учащихся к народной казачьей культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России, обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам духовной культуры вообще и музыкальной в частности; содействовать воспитанию у учащихся интереса к народной музыке.

Достижение этой цели определено решением следующих задач:

  1. Дать представление о народной духовной культуре казачества, её специфике, роли в истории.
  2. Показать связь народной культуры прошлого с духовным миром современного молодого человека.
  3. Через знакомство с музыкальной культурой показать особенности духовного мира населения, казачества; приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
  4. Воспитать у учащихся интерес к народной культуре, потребность в самовыражении в ней.
  5. Формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
  6. Развивать художественный вкус и эстетическую восприимчивость;
  7. Способствовать в выработке критериев оценки современной культуры и современной жизни.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы:

  • «Традиционная культура казачества»,
  • «История казачьей семьи»,
  • «Труд и быт казаков»,
  • «Декоративно-прикладное искусство»,
  • «Песня – зеркало истории»,
  • «Праздники и обряды»,
  • «Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества»,
  • «Казак-патриот».

Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока.

Дети познакомятся с историей жизни казаков, узнают об укладе их жизни;  быте;  об их занятиях и одежде,  об отношении к быту, воспитании в семье. Это всё отражено в устном и музыкальном народном творчестве. Больше узнают о декоративно-прикладном искусстве: о ковроделии,  оружии, резьбе по дереву; о первых народных музыкальных инструментах. Казаки любили сочинять сказки, прибаутки, сказания. Знакомясь с этими произведениями устного народного творчества, дети узнают об особенностях казачьих говоров. Используются не только народные песни, но и произведения литературы, живописи, песни, лучшие образцы духовной музыки. Дети узнают о праздниках и обрядах казаков, возрождаемых в наше время, познакомятся с такими интересными праздниками, как Проводы Зимы (Масленица), Пасха, праздник растительности, узнают о свадебном, поминальном и других обрядах.

Формы и методы, используемые в работе по программе.

Словесные методы:

  • рассказ, беседа об обычаях и традициях казачества;
  • вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

3. Практические методы:

  • использование народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • изготовление и использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование

различных инструментов и материалов для изображения.

4. Методы контроля: ролевые игры, проверочные задания, мониторинг. Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Формы:

1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

2. Совместная деятельность.

3. Праздники народного календаря и развлечения.

4. Наблюдения в быту и природе.

5. Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

6. Организация конкурсов рисунков и поделок.

7. Посещение тематических выставок.

8. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Материально-техническое обеспечение курса

1.Библиотечный фонд

  • Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием курса)
  • Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии)
  • Методические пособия для учителя

2.Печатные пособия

  • Административная и физическая карты.
  • Портреты композиторов, художников, писателей, выдающихся казаков.
  • Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат)

3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

4.Технические средства обучения

  • Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  • Экспозиционный экран.
  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

5.Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по содержанию курса, презентации.
  • Аудиозаписи.

Разработано Приложение к программе:

  1. Словарь терминов. 
  2. Понятия, навыки, проверочные задания: диагностические карты, ребусы, иллюстрации. 
  3. Включены музыкальный, зрительный,  литературный ряды, помогающие учителю в разработке занятия.
  4. Казачьи народные песни, пословицы,  поговорки.
  5. Разработки уроков.
  6. Иллюстрации к песням.

Программа, с одной стороны, направлена на создание условий для сохранение самобытной казачьей культуры. С другой стороны, программа обеспечивает воспитанникам патриотическое воспитание и активную гражданскую позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе

В соответствии  с традициями отечественного  образования, как заявлено в  ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...

Методологические аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка

Рассмотрены методологические аспекты повышения духовно-нравственного воспитания обучающихся через изучение зарубежной культуры, на примере английского языка....

Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций....

Статья на Интернет- конференцию "Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе"

     В настоящее время   в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в ...

Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи

Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры...