Игра "Этот первобытный мир"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Сценарий игры по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_etot_pervobytnyy_mir.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Этот первобытный мир»

(для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы).

Цель:

- развитие познавательного интереса учащихся

- расширение представлений о жизни людей в первобытном обществе

- повторение и закрепление знаний по истории

- воспитание умения работать в группе, уважать мнение других людей.

Оборудование: карточки с заданиями, пластилин, заостренные палочки, доски для работы с пластилином, рисунки орудий труда.

Ход игры:

 В игре принимают участие учащиеся 5-7 классов, которые делятся на три команды по 5-7 человек. Команды могут быть из учащихся одного класса, могут быть смешанными, т.е. включать представителей 5,6 и 7 класса. Игра может проводиться и с учащимися одного класса, допустим 5-го в качестве повторительно-обобщающего урока. Игра начинается с представления команд. Дети накануне получают домашнее задание: выбрать для своей команды тотем (животное – предок, покровитель) и нарисовать маску, изображающую это животное. Команды по очереди должны пройти по аудитории, подражая повадкам своего тотема, при этом идущий первым игрок – капитан команды демонстрирует маску. Затем команда называет себя, например, «Мы – люди Тигра». После представления команд ведущий знакомит всех с составом жюри, которое называется Совет старейшин (в числе членов жюри могут быть гости, учителя, старшеклассники).

Ведущий: В современном мире бытует представление, что в глубокой древности люди ничего не умели, полностью зависели от милости природы. Но мы с вами после изучения истории первобытного общества знаем, что это не так. Древние люди многое знали и многое умели. Это наглядно демонстрируют их орудия труда.

 

1 конкурс. «Узнай предмет».

Командам выдаются картинки с изображением орудий труда первобытных людей (скребок, ручное рубило, гарпун) и предлагается рассказать, как называется это орудие труда, как его изготовляли и использовали.

Ведущий: Как хорошо вы рассказали нам об орудиях труда, а речь людей в древности не была, наверное, столь правильной и выразительной. Было время, когда древнейшие жители нашей планеты совсем не умели говорить, но у них уже была потребность обмениваться какой-либо информацией. Как же они это делали? (Ответы детей). Правильно, с помощью жестов, мимики, возгласов. Об этом наш следующий конкурс.

 2 конкурс. «Расскажи без слов».

Командам выдаются листки с написанным предложением. Один из игроков должен с помощью жестов и мимики передать смысл предложения.  Две другие команды – отгадать, о чем им хотят сообщить. (Оцениваются и показ, и отгадки). В качестве сообщений можно предложить следующие:

- «Бегите! Я видел в лесу страшного зверя!»

- «Я не пойду к реке ловить рыбу!»

- «Я уже большой и пойду охотиться на мамонта!»

Ведущий: С периодом первобытного общества связно много слов и исторических терминов. Следующий наш конкурс называется «Конкурс эрудитов». Команды должны будут отгадать кроссворд.

 3 конкурс. «Конкурс эрудитов».

Командам выдаются кроссворды и задания к ним, определяется время для выполнения задания. Кроссворды можно составить самостоятельно, можно использовать кроссворды из «Рабочей тетради по истории древнего мира» Г.Годера. Количество слов должно быть не больше 10.

Ведущий: Пока Совет старейшин проверяет ваши работы, мы проведем следующий конкурс. Все вы прекрасно знаете, что древние люди понимали и ценили прекрасное, они умели рисовать и создавали скульптуры. А как были открыты рисунки первобытных людей? (Ответы детей). В нашем следующем конкурсе вы должны создать на «стене пещеры» - классной доске рисунок в стиле древних художников. Но время ваше ограничено, ваш род покидает пещеру, поэтому нужно нарисовать не только точно, но и быстро.

 4 конкурс. «Первобытный вернисаж».

Доска делится на три части, команды выстраиваются у противоположной стены класса. По сигналу ведущего первые игроки бегут к доске и рисуют фрагмент рисунка, затем возвращаются к команде, передают эстафету следующему игроку. Тема рисунков определяется до начала конкурс, например, «Ловля рыбы», «Охота на мамонта» и т.п. После выполнения рисунков один из игроков проводит для присутствующих небольшую экскурсию, поясняя, что изображено и обращая внимание на наиболее удачные детали «произведения». Оценивается рисунок, пояснения, скорость и слаженность действий команды.

Ведущий: А сейчас вспомним, какая посуда была в древности у людей? (Ответы детей). Вот и вам предстоит слепить из глины (вернее из пластилина) чашку и украсить ее узором. Вспомним процесс изготовления чашки: сначала делаем круглое дно, затем, раскатав глиняную полоску, налепляем ее ребром на край донышка, присоединяем к ее концу новую полоску, и так ярус за ярусом «наращиваем» стенки чашки, расширяя  и сужая их по мере необходимости. Затем острым предметом наносим узор.

(Этот процесс могут рассказать и сами учащиеся).

5 конкурс. «Первобытные мастера».

Учащимся выдаются доски для работы с пластилином, пластилин, заостренная палочка. После окончания работы Совет старейшин наливает в каждую из чашек воду, проверяя ее герметичность. Оценивается аккуратность работы, герметичность чашки, красота орнамента.

Ведущий: А сейчас конкурс для вождей ваших родов – капитанов команд. Они будут соревноваться не в силе и ловкости, не в смелости и меткости. Ведь и так понятно, что без этих качеств они не могли бы стать вождями. Они продемонстрируют нам свои знания. Им предлагается объяснить выражения, связанные с жизнью первобытных людей.

6 конкурс. «Конкурс вождей».

Вождям выдаются карточки с написанными словосочетаниями: «родовая община», «каменный век», «пещерные люди» и предлагается объяснить их смысл. Оценивается правильность и точность ответов.

Ведущий: А сейчас Совет старейшин подведет итоги игры.

Подведение итогов, награждение победителей. В качестве призов могут быть использованы грамоты, подарки. Если по ходу игры ведущий обращался с вопросами не к командам, а к зрителям награждается и самый активный зритель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 10 классе. Тема: "Первобытная эпоха".

Зрительный ряд урока истории в 10 классе. Раздел: всеобщая история. Тема: "Первобытная эпоха"....

План урока: Мораль в первобытном обществе

План урока содержит четко сформулирванные цели и задачи. Дано подробное содержание и рекомендации, а так же интересный кроссворд для закрепления пройденного материала....

Урок-игра "По следам первобытного человека"

Итоговый урок 5 класс "По следам первобытного человека" , мхк 5 класс...

Жизнь первобытных людей

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе построен с использованием технологий развивающего обучения. Задания, предложенные учащимся на этом уроке, направлены на применение знаний в новой ситуации, на ...

Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».

Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...

Урок игра "Жизнь первобытных людей"

Для лучшей адаптации пятиклассников при изучении нового предмета считаю целесообразней использования игровых технологий. Этот урок содержит  игровой материал для обобщения изученного, а так же те...