Классный час «Конфликты и пути их решения». 6 класс.
классный час (6 класс) на тему

Литовченко Татьяна Михайловна

Цель: расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов;

познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._kl.chas_._konflikty_i_puti_ih_resheniya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс.   Тема классного часа :  Конфликты и пути их разрешения.

Цель: расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов;

познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуации.

Тема классного часа :  Конфликты и пути их разрешения.

Цель:

  • расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов;
  • познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуации;
  • формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;
  • развивать навыки анализа собственного поведение в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий;
  • побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Подготовительная работа:

  • предложить всем учащимся вспомнить происходившие в классе конфликтные ситуации и разыграть их.

Оформление:

  • написать на доске эпиграф;
  • вывести на экран таблицу “Стратегии поведения при конфликтах”.

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны.

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Уклонение от принятия решений.

Люди, неуверенные в себе.

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Мирные, уступчивые люди.

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Оборудование: компьютер, экран, проектор

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Работа с понятиями.

III. Восстановление логических цепочек. “ Угадай стратегию!”.

IV. Ролевая игра “Контакты и конфликты”. Разыгрываем конфликты.

V. Интерактивная беседа.

VI. Заключительное слово
VII. Подведение итогов

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Эпиграф на доске "Те,  кто не могут сварить суп, заваривают кашу" 

Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Примерные ответы детей: Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Классный руководитель: Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

Примерные ответы детей:  Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

Примерные ответы детей: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

Классный руководитель. Тема нашего классного часа – конфликты.

 Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

II. Работа с понятиями

Классный руководитель. В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”.

Давайте поработаем с этим понятием в группах.

Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?

Вторая группа объяснит, что значит “конфликтная ситуация”.

Третья группа группа пояснит значение слова “компромисс”.

(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания )

Классный руководитель. Теперь предлагаю высказаться (Дети высказываются)

III. Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”

Классный руководитель. Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(учитель читает описание поведения, дети угадывают.)

  1. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)
  2. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)
  3. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)
  4. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

IV. Ролевая игра “Контакты и конфликты”.

Классный руководитель. Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры “Контакты и конфликты”. Первая часть игры – оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

(К доске выходят подготовленные ученики, разыгрывают ситуации. После каждой сценки учитель проводит разбор ситуации по вопросам.)

1 ситуация.  На уроке учитель  за невыученный урок требует у ученика дневник, тот не хочет  давать.

2 ситуация.  На контрольной работе  одноклассник просит списать у отличницы, девочка против.

3 ситуация. Ребенок поздно вернулся домой, родители встречают его у двери.

Примерные вопросы учителя:

- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

- Есть ли из нее выход?

- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.)

- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:

а) если оба будут настаивать на своем (соперничество)

б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество)

в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание)

г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление)

VII. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям – разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами

и т.д.

1. Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

2. Чему вас научила эта ситуация?

3. В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

Ответы:

- Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

Классный руководитель. А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?

Учащиеся. Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.

Тест: “Оценка собственного поведения”

Тест разработан американскими специалистами по конфликтологии Кеннетом Томасом и Ральфом Килменном, который был разработан ими как способ разрешения конфликтов и позволяет составить примерную характеристику собственной реакции на конфликтные ситуации. Эта реакция зависит от использования конкретного способа и самочувствия в конфликтных ситуациях

Проводится анкета. В каждом из 10 вопросов дети выбирают один вариант (А.Б.), который больше подходит к тому, как они обычно поступают .

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю условия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

            Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Формула успешного решения школьных конфликтов

  1. Доброжелательность.
  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса
  6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
  7. Соблюдение чужого персонального пространства
  8. Правильный выбор роли
  9. Умение слушать и слышать друг друга
  10. Справедливость.

IX Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликты и пути их решения"

Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов....

Классный час Конфликт и пути его решения

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом  изучения многи...

Классный час «Конфликт и пути его решения»

Классный час  «Конфликт и пути его решения» для 5 класса...

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Классный час "Конфликт и пути его решения" предназначен для учащихся восьмых классов. В ходе классного часа разбираются понятия «конфликт», "компромисс", формируется...

Классный час "Конфликты и пути их решения"

Классный час "Конфликты и пути их решения"....