Региональная пилотная площадка по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности обучающихся "ВОЗВЫСИМ ДУШУ ДО ДОБРА"
рабочая программа на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. Выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет основу данной программы для формирования духовно-нравственных ценностей личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pilotnoy_ploshchadki.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования  «Вяземский район» Смоленской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

        (МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области)         

Ленина ул., д. 77, г. Вязьма, Смоленская область, 215119

т. (48131) 4-26-61.  E-mail: vschool_8@mail.ru

ОКПО 35375647, ОГРН 1026700851990, ИНН/КПП 6722012278/672201001

Региональная пилотная площадка

по духовно-нравственному воспитанию

в рамках внеурочной деятельности обучающихся

"ВОЗВЫСИМ ДУШУ ДО ДОБРА"

ПРОГРАММА ПИЛОТНОЙ ПЛОЩАДКИ

г. Вязьма

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шли по просёлочной дороге два мудреца. Один из них сказал:
- Каждый человек носит на себе две сумы: одну – спереди, а другую – сзади.

В первую кладёт недостатки и пороки, во вторую – добродетели.

Какая сума окажется тяжелее?
На что второй мудрец ответил:

- Добродетели лучше беречь в душе.

 Только она по капле собирает дивный свет: доброту, любовь, сострадание, милосердие.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро, как источник радости; мир и согласие в душе, милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, не стало доверия между ними.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых  социальных чувств.

Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".

Одна из главных задач современного педагога  - воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.

На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлена программа «Возвысим душу до добра».

       Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. Выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет основу данной программы для формирования духовно-нравственных ценностей личности школьника.

Общеизвестно, что нельзя воспитывать добро, милосердие без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил.

Программа «Возвысим душу до добра» направлена на формирование нравственных   ценностей подростков, стимулирует инициативность подростков в проявлении внимания и заботы о старшем поколении, проявление чувства милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям,  формирует  чувство ответственности за окружающий мир, также  привлекает  внимание школьников к позитивным проявлениям личности.

Социальная программа «Возвысим душу до добра» способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа  муниципального бюджетного  общеобразовательного  учреждения  средней общеобразовательной школы № 8 г. Вязьмы Смоленской область "Возвысим душу до добра"

Основания для разработки программы

  •  Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи № 443 от 05.06.15 "Об организации деятельности пилотных площадок по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности";
  • Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской православной  Церкви от 30 декабря 2009 года

Заказчик программы

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи

Нормативная база

  • Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
  • Постановление Администрации Смоленской области от 06 ноября 2012 г. № 850 «О региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
  • Постановление Администрации Смоленской области от 06 ноября 2012 г. № 850 «О региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Устав МБОУ СОШ №4

Цель

  Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи. 

Задачи

  Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

  Способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.

   Развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца. 

Сроки реализации

2017-2022 годы

Этапы реализации

Диагностико - прогностический этап

(с сентября 2015 г. по ноябрь 2015 г.)

     Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; постановка проблемы и обоснование её актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования; выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта; изучение социального заказа; изучение специфики культурно-образовательной среды муниципального образования.

Проектировочный этап

(с ноября 2015 г.  по декабрь 2015 г.)

    Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта

Организационно-практический этап

(2016 – 2022 годы)

   Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.

Обобщающий этап (2022 год)

   Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.

Оценочные показатели

  •   Система духовно-нравственных ценностей личности гражданственность, патриотизм, любовь к природе, уважение традиций семьи, толерантность, творчество, способность к саморазвитию, успешня социализация;
  •   Удовлетворенность участников проекта результатами его реализации;
  •   Состояние духовно-нравственной атмосферы в классном и школьном коллективах;
  •   Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными институтами в процессе реализации проекта;
  •   Информационно-методическое обеспечение апробации и внедрения модели внеурочной деятельности в систему духовно-нравственного воспитания школы;
  •   Открытость деятельности площадки

Основные исполнители

  • Администрация, педагогический коллектив ОУ, МО классных руководителей, ученический коллектив, родительская общественность. социальные партнеры

Ожидаемые результата

  •   Внедрение эффективной модели духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечивающей создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  •   Формирование устойчивого позитивного отношения участников образовательного процесса к духовным ценностям;
  •   Сформированность профессиональной компетентности в области духовно-нравственного воспитания

Риски программы

  •   Отсутствие достаточного финансирования;
  •   Отсутствие или недостаточное количество в школе и иных структурах необходимых специалистов;
  •   Недостаточная методическая подготовка педагогов;
  •   Трудности в формировании позитивного общественного мнения и общего принятия идеи образования экспериментальной площадки на базе ОУ;
  •   Отсутствие социальных партнеров

Управление и контроль за исполнением программы

Управление Программой осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования: комитет по образованию  Администрации  муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области

Разработчик программы

Бознякова Татьяна Владимировна, учитель ОПК

Главная идея программы - добровольческая, благотворительная деятельность учащихся, направленная на помощь нуждающимся людям.

Главная мысль - обучать и научить учащихся добровольно помогать человеку, не отвергнуть, а поддержать его в трудную минуту. Ты помог одному, помог другому, а в результате кто-то поможет тебе. Если ты помогаешь бескорыстно, добровольно, то тебе протянут руку помощи почти все.

 В этом проекте существуют секреты, которые помогают реализовать его на практике. Так, например, секрет доброты заключается в любви к ближнему, а секрет патриотизма – это любовь к Родине, малой родине, своему народу.

Девиз: «Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело, Тем живем на земле». Помоги себе, помоги ближнему своему, помоги родному городу, помоги природе – основе основ всего сущего на Земле. Одному решить эту задачу сложно, но коллективу добровольцев – вполне возможно.

Данный социальная программа призвана приносить пользу детям, больным, одиноким, нуждающимся во внимании и помощи людям.

Результаты программы будут значимы для учащихся, администрации и работников школы, социальных партнеров.

Актуальность и важность заключается в том, что идея направлена на развитие достоинства подрастающего поколения как личности, как гражданина России.

Школа - важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности. 

Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека - Человеком. Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, еще в детском возрасте.

Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы -юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми.

Суть нашего проекта:  помогать всем, кто нуждается в помощи. 

Инновационность программы состоит в системном подходе к формированию гражданской позиции учащихся, создание условий для самопознания и самовоспитания в социуме; развитие социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива.

Цель программы: создание единого социокультурного пространства в школе для воспитания адаптируемого в социуме гармонично развитого Человека, доброго гражданина Мира.

Задачи:

1. Развивать способности учащихся к взаимопониманию, взаимопомощи и сотрудничеству с различными организациями и социальными группами

2. Формировать умения учащихся адаптироваться в социокультурном пространстве, развивая морально-волевые качества

3. Воспитывать чувство ответственности за каждый свой поступок по отношению к людям, нуждающимся в помощи.

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах общения и взаимодействия с различными поколениями; о принятых в обществе нравственных нормах общения и взаимодействия, рисках и угрозах нарушения этих норм (конфликтах), способах их разрешения; о правилах поведения в различных ситуациях, правилах групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, людьми.

Этапы реализации проекта.

Первый этап – проектный.

 Цель первого этапа: подготовка учащихся к работе над проектом, выбор проблемы, разработка плана мероприятий Обеспечить самоопределение и самореализацию учащегося, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями - центральная задача, над решением которой работает педагогический коллектив МБОУ СОШ № 8. При проблемно-ориентированном анализе ситуации был проведен социологический опрос учащихся. (см.приложение № 1).

 После тщательного анализа опроса была выявлена приоритетная проблема: добровольческая, благотворительная помощь учащихся людям, нуждающимся в помощи. Для решения этой проблемы был создан добровольческий отряд, в который вошли учащиеся 4, 7- 8 классов школы. Были избраны командиры отрядов.

Учащиеся были ознакомлены с разработкой, целью и задачами работы. Был составлен план деятельности, распределены обязанности между добровольцами для дальнейшей успешной реализации проекта. При распределении обязанностей учитывалось желание каждого дребенка, его индивидуальные возможности и способности, уровень подготовленности. Также были четко сформулированы обязанности добровольцев:

- открыто обсуждать вопросы по проекту со всеми членами добровольческих  отрядов, включая руководителя проекта;

 - выдвигать свои инновационные идеи и предложения; - принимать участие в собраниях добровольцев;

 - демонстрировать свою преданность добровольческому делу;

 - стремиться выполнить поставленные задачи каждого мероприятия;

 - завершать назначенные мероприятия вовремя и успешно;

- вносить свой личный вклад в решение существующих проблем.    

 Для реализации данной программы были намечены следующие формы и методы деятельности учащихся: акции; беседы; сообщения, творческие задания; дискуссии; проведение тематических уроков; самостоятельная и групповая работа; трудовой десант.

 Так как данный проект по своей структуре разноуровневый, учащиеся были разделены на три исследовательские группы.

 Первая группа проводила социологический опрос среди учащихся школы об их отношении к добровольческой деятельности. Вторая группа выясняла информацию о Доме-интернате для пожилых людей и инвалидов, участниках Великой Отечественной войны микрорайона, детях-инвалидах. Третья группа взаимодействовала с компетентными специалистами, которые впоследствии стали социальными партнерами проекта.

Второй этап – практический.

Цель второго этапа: реализация проекта через различные акции.

В основу программы положены следующие воспитательные методы:

- вовлечение в деятельность;

- стимулирование;

- сотрудничество;

- доверие;

- личный пример.

Ведущая идея программы«Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

     Процесс взаимодействия в рамках этой программы осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.

Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.

Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.

Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции. 

Современные воспитательные концепции, лежащие в основе программы:

  1. Н.Е. Щуркова "Концепция формирования достойной жизни"
  2. В.А Караковский "Системное построение процесса воспитания"
  3. О.С. Газман "Педагогика поддержки"

Основные идеи

  • Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
  • Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
  • Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
  • Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
  • Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
  • Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Критерии, показатели и способы изучения

    Для исследования результативности программы внеурочной деятельности используется совокупность критериев, показателей и методик изучения.

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Воспитанность

Самооценка личностных качеств (4 класс)

Методика "Репка". Кафедра педагогики РГПУ им. Герцена

Уровень самооценки

Методика Газмана О.С. "Саморазвитие личности подростка"

Уровень саморазвития

Уровень саморазвития

Сформированность индивидуальности школьника

Нравственная направленность

Тест Н.Е.Щурковой "Размышляем о жизненном опыте", педагогическое наблюдение

Креативность личности

Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся

Компетентность

Наблюдение, анкетирование

Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей участием во внеурочной деятельности

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Методика А.А.Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью"

Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении”

Удовлетворённость родителей результатами воспитания ребёнка

Методика Е.Н.Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения"

Сформированность классного коллектива

Эталонность школьного коллектива в восприятии его членов

“Социально-психологическая самоаттестация коллектива” методика Р.С. Немова

Участники программы: учащиеся 4, 7 - 8 классов МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области, родители учащихся, социальные партнеры:

СОГБУ «Вяземский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов», Совет ветеранов, Женсовет, Вяземская епархия, Центр социальной защиты малоимущих, Центральная районная библиотека.

Направления деятельности:

 1. «Я учусь быть добрым». Благотворительная акция.

 2. «Мой ветеран». Добровольческая акция.

 3. «Украсим двор цветами». Социально-практическая акция.

Акция   «Я учусь быть добрым»

"Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится".

Цель акции: создание условий социально-культурного развития учащихся через социально-значимую деятельность, направленную на формирование общечеловеческих ценностей.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

- организовать социальную активность детей, которая реализует творческий потенциал в социально ориентированной деятельности;

- организовать просмотр и обсуждение видеороликов о проявлениях милосердия, человечности, добра по отношению к пожилым людям;

- способствовать формированию у школьников представлений о гуманизме, справедливости, милосердии, а также претворения в жизнь идей добра, посредством оказания посильной помощи нуждающимся людям через систему воспитательных мероприятий;

2. В области формирования социальной культуры:

- провести цикл бесед о профессии социального работника, его роли в жизни одиноких пожилых людей;

- познакомить со способами оказания моральной поддержки пожилым людям;

- организовать встречи школьников и пожилых людей;

- проведение серии акций, направленных на распространение идей добра, милосердия в социуме.

- способствовать проявлению лучших моральных качеств участников проекта:  доброты, сочувствия, милосердия, заботы о ближнем.

3. В области формирования семейной культуры:

- вовлечение школьников и их родителей в социально-значимую деятельность;

- формировать у участников проекта уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

    Акция «Я учусь быть добрым» реализует основные требования, предусмотренные Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

План реализации

1. Определение темы и цели акции, ее актуальности.

2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

3. Определение ресурсного потенциала.

4. Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих).

5. Информационная поддержка (содержание проекта на сайте школы и педагога).

Организационно-деятельностный этап:

Написание сценариев и содержания выступлений, репетиции

Определение группы пенсионеров для посещения школьниками.

Тренинговый блок по проблематике социального закаливания.

Цикл классных часов «Если добрый ты...».

Обсуждение и изготовление подарков, сувениров для пожилых людей на уроках технологии.

Встречи со священнослужителями.

Просмотр и обсуждение социальных роликов о проявлениях милосердия, человечности, гуманизма по отношению к пожилым людям

Организация и проведение выставки детских рисунков на тему "Мир доброты".

 «Здравствуйте, дорогие гости!» - посещение пожилых людей».

Создание видеоролика "Люди пожилые - сердцем молодые"

Предполагаемые результаты реализации проекта.

   По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия. А также за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную помощь людям.

Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе, более бережное внимание детей и их родителей друг к другу, повышение социальной ответственности родителей за воспитание своих детей.

Наиболее прогнозируемый результат - удовлетворенность участников проекта процессом общения, выявление интересов и предпочтений пенсионеров.

Акция  «Мой ветеран»

Цель акции: привлечь внимание детей и подростков к проблеме сохранения памяти о людях и событиях Великой Отечественной войны; оказание посильной помощи ветеранам Вов и труженикам тыла проживающим в микрорайоне школы.

Задачи:

  • создать условия для воспитания патриотических чувств у воспитанников через взаимодействие с ветеранами и участниками войны;
  • воспитывать у детей уважение к защитникам Родины;
  • социальная поддержка ветеранов, воспитание  внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них;
  • способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с  взрослыми;
  • сбор материала и информации для школьного музея.

Описание деятельности.

Всё дальше уходит война. Всё меньше остаётся ветеранов. Поэтому сохранить в памяти их воспоминания, познакомиться с их трудными судьбами, поблагодарить ветеранов при встрече, сказав несколько сердечных слов благодарности, это – главная задача подрастающего поколения.

Забота о пожилых людях, Ветеранах Великой Отечественной войны, ветеранах труда - это то немногое, что мы можем для них сделать.

Война, послевоенные годы, советское время давно стала историей, главные участники которой - люди и время. Не забывать время - значит не забывать тех, кто выжил в той страшной войне, поднимал страну из руин, кто отдал свою молодость, здоровье, рисковал жизнью ради нас, живущих теперь в свободной прекрасной стране под названием Россия.

Своей нелегкой жизнью обеспечили наше будущее и этим заслужили наше с вами уважение.

Сказать доброе слово, выслушать, помочь в уборке приусадебного участка, поздравить с праздниками — это так немного, что мы можем сделать. Для пожилых людей это очень важно. Они остро нуждаются в помощи! Это наш долг перед теми, кто завоевал Победу, трудился не жалея сил на благо Родины!

По завершении акции у учеников расширятся знания о военном историческом прошлом родного города, усилится позитивная система жизненных ценностей, сформируется бережное отношение к историческому прошлому страны, гордость за своих предков.

Содержание деятельности.

1. Организационно - диагностический этап.

  • Документально-организационная работа: выбор темы и разработка социально-нравственного проекта; составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Организационно-техническая работа: обращение в Совет ветеранов для создания базы данных о ветеранах ВОВ, проживающих на городе;
    поисковая деятельность; организация встреч с участниками ВОВ, тружениками тыла,  экскурсии в музей, поздравления с праздниками.
  • Диагностическая работа: диагностика нравственных качеств детей -участников проекта беседы, опросы детей с целью поддержания интереса к истории родного Отечество; изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

2. Практический:

  • подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов; проведений акций; организация встреч с ветеранами ВОВ, «детьми войны», тружениками тыла;
  • оказание  адресной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла;
  • помощь школьному музею в сборе новых экспонатов и сведений;
  • изготовление поздравительных открыток «С Днем Победы!»;
  • подготовка и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы;
  • проведение круглого стола учащихся и родителей с ветеранами и участниками Вов, с целью пропаганды патриотического воспитания;
  • выпуск праздничной стенгазеты «Майский день 1945 года»

3. Обобщающий:

обобщение итогов работы с детьми; подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов.

Механизм реализации акции

дата

Тема

Предварительная работа

Совместная деятельность с ветеранами

октябрь

Декада

 «Как живешь ветеран»

  • Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. 
  • Гостевой
    визит к ветеранам -участникам ВОВ «Мы дедушек и бабушек слушаем рассказ»
    (фоторепортаж).
    Концерт ко дню пожилого человека.
  • Встреча с учителями - ветеранами школы «Мы снова вместе собрались». 
  • Поисковая
    деятельность по сбору экспонатов для школьного музея

ноябрь

Страна героев

Музыкальная лекция «Синенький скромный платочек»

Познавательная игра «Песни военных лет»

декабрь

Символы великой победы

Начало работы над городским проектом «Мы этой памяти верны…» -  Детская почта.

Поздравления учителей-ветеранов и  участников войны с Новым годом.
Оформление в «Альбоме памяти» странички «Награды земляков»

Совместное изготовление «Альбома памяти» 
Совместный видеопросмотр фильмов о Великой Отечественной войне

январь

Воспоминанья о войне

Организация экскурсий в школьный историко - краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Гордость России и всей нашей школы»

Совместное с родителями, ветеранами изготовление газеты «Память живет в наших сердцах»

февраль

Нашей армии герои

Изготовление поздравительных открыток ветеранам.

Поздравление ветеранов, проживающих в Вяземском Доме-интернате

Урок мужества с приглашением ветеранов «Разве можно забыть».
Музыкально-спортивный праздник «Молодецкие сражения». 
Оформление выставки детских работ «Защитникам Родины».

март

Дети и война

Рассказ о детях-героях (Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей)

Встреча детей с людьми, которые в годы войны были детьми.

Пусть не будет войны никогда

Создание детского «Альбома памяти»: детские рисунки, рассказы, высказывания детей о войне и мире.
Конкурс чтения стихов «О тех, кто мир нам подарил».

Помощь по дому ветеранам, труженикам тыла.

Вечная слава героям

Изготовление памятных подарков ветеранам ВОВ, труженикам тыла
Литературная гостиная «И помнит мир спасенный»

Совместный гостевой визит к ветеранам ВОВ, труженикам тыла (фоторепортажи). 
Чествование ветеранов.


Ожидаемые результаты:

Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле. На встречах с ветеранами , пожилыми людьми , «детьми войны» дети выслушивали воспоминаниям близких, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Из вышесказанного можно выделить следующие ожидаемые результаты:

  1. Формирование патриотических качеств у школьников, учитывается  активное участие детей в проекте.
  2. Проявление внимания и уважения ветеранам, пожилым людям.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества
  4. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
  5. Положительные отзывы детей и определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Акция  "Украсим двор цветами"

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цель: благоустройство  территории школы и подшефного Дома-интерната для ветеранов.

Задачи проекта: 

  • привлечение педагогов, учащихся школы, родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы;
  • воспитания трудолюбия, , бережного отношения к природе;
  • формирование у подростков навыков труда в коллективе, развитие творческой инициативы учащихся

Для выполнения этих задач нам необходимо:

  1. Изучить специальную литературу по цветоводству.
  2. Изучить литературу по ландшафтному дизайну.
  3. На плане вычертить основные элементы клумбы.
  4. Подобрать цветочные растения для клумбы.
  5. Нарисовать эскиз цветочной клумбы, и отдельных ее элементов.
  6. Вырастить рассаду.
  7. Разбить клумбу.
  8. Высадить цветы согласно эскизу.
  9. Оформить материалы в проектную папку.

10. Защитить проект.

Описание проекта:

Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Любить цветы - значит любить мир, людей. Цветы пробуждают чувства добрые, возвышенные. Не будь их, каким бы бедным и сухим стал мир! Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу человека, приносят ему успокоение и веру в лучшее.

Акция "Украсим наш город цветами" направлена на вовлечение ребят совместно с педагогами и родителями в благоустройство школьного двора и территории подшефного Дома-интерната для ветеранов. Школьники самостоятельно выбирают виды цветов, занимаются выращиванием рассады, оформляют клумбы, ухаживают за ними в летний период. Участники акции знают цену своему труду и никогда не позволят вытаптывать клумбы и ломать деревья в городе. В ходе акции ребята приобретают новые навыки, учатся работать в команде. А главное - дети и взрослые трудятся вместе, что очень важно в наше время.

.Ожидаемые результаты проекта

  • создание красивой и уютной обстановки на подшефных территориях.
  • развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей;
  • предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.
  • расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека.
  • вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.
  •  вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

Методы определения результативности программы

"Возвысим душу до добра:

  • наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности;
  • непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка;
  • доверительный опрос как метод диагностики личностного роста школьника;
  • карта наблюдений.

         Карта наблюдений

№ п/п

Ф.И. учащегося

Мотива

ция к знаниям

(анкети

рова

ние)

Приоб

рете

ние поло

жительного опыта

Продуктивные результаты:

создание презентаций, докладов, участие в проектной деятельности, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня

Уровни освоения воспитательной программы ( в начале уч. года)

Уровни освоения воспитательной программы (в конце уч. года)

I

интерес

II

погру

жение

III

освоение

I

интерес

II

погруже

ние

III

освое

ние

1

2.

Формирующее оценивание. Портфолио.

Очень важная часть работы, которая предполагает определенную систему проверки эффективности деятельности по освоению воспитательной программы и приобретению новых компетенций, главные из которых - личностные, состоящие в способности к позитивной социализации и интеграции в общество.  

Для организации оценивания существуют многочисленные формы и способы. Оценивание индивидуальных творческих способностей школьников  в рамках  данного факультативного курса проходит на основе Портфолио.

Цели Портфолио:  отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста учащегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности. 

Задачи:   

  • изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка, интересов, склонностей, способностей учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;  
  • развитие мотивации к творческому росту;
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
  • содействие успешной социализации учащихся.

        Требования к оформлению Портфолио:

  •      систематичность и регулярность ведения Портфолио;
  •      достоверность сведений, представленных в Портфолио;
  •      аккуратность и эстетичность оформления;
  •      разборчивость при ведении записей;
  •      целостность и эстетическая завершенность представленных материалов,

   наглядность. 

Структура Портфолио

1 раздел.  Титульный лист (фотография и анкетные данные ученика)

2 раздел.  Содержание (оглавление)

3 раздел.  Немного о себе. Мой портрет

  • ФИО учащегося
  • Почему при рождении дали именно это имя? Что оно означает?
  • В каких еще кружках, секциях занимаешься?
  • Что любишь читать в свободное время и на какие темы?
  • Мир моих увлечений
  • Жизненные  ценности человека. К чему стремлюсь я сегодня?

Жизненные ценности

Что является

 ценностью для меня

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги

Богатство

Дружба, верные друзья

Достижения в искусстве, спорте, музыке

Уважение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе, самоуважение

Хорошая еда, одежда

Власть, деньги

Хороший дом, квартира

Благополучие государства

Любовь, сострадание, милосердие

Авторитет у сверстников

4 раздел. Мои достижения (дипломы, грамоты, благодарственные письма. свидетельства об участии, результаты тестирования, анкетирования).

5 раздел. Творческая мастерская. В этом разделе помещаются творческие работы учащихся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом.

В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в подготовке и проведении мероприятий.  Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.

Экскурсии, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, акции милосердия также  находят здесь свое отражение.

6 раздел. Отзывы о моей внеурочной деятельности. Отзывы о деятельности ученика классного руководителя, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей, социальных партнеров. Комментарии к работе как самого ученика, так и педагога.  Рецензии. Статьи из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах. Информация из классных и школьных стенгазет. Отражение  деятельности на сайте школы.

7 раздел. Копилка (памятки, инструкции, полезная информация, конспекты занятий, записи личных впечатлений от увиденного и т.д.).

Заключение.

      "Человек начинается с добра, а добро открывает засовы любых дверей или ворот".                                                                                       В.А. Сухомлинский

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её
способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений,
навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по
себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной
зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла,
не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то,
в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его
личность.
      В современных условиях без социально-педагогического партнёрства
субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения
этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически
целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами
социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными
российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнёрства может
осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ
общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе
национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей.
Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации
заинтересованы в разработке и реализации таких программ.» (
из Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
). 

Список используемой литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17декабря  2010 г.
  3. Азбука нравственного взросления: методический материал / Сост. Петрова В.И. - СПб., 2007.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. - М.: Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, 2016.
  5. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы /под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013.
  6. Строганова Л.В. Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков: методический материал.
  7. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) - М., 2007.
  8. Журнал "Воспитание школьников" за 2017-2018 год.

   9.   Юдин Г.Н. Основы православной веры для всей семьи. Серия «Божий мир». В 7-ми книгах. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.

Приложение 1.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ

1. Обеспокоены ли вы будущим своей страны? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

2. Волнуют ли вас социальные проблемы общества, если даже они не касаются вас лично? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

 3. Измените ли вы свои планы, если близкому, другу или незнакомому человеку нужна ваша помощь? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

4. Нужно ли делать добрые дела? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

5. Окажете ли вы добровольно помощь пожилому человеку или ребѐнку, если он в ней очень нуждается? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

6. Получите ли вы удовольствие или удовлетворение, если постоянно будете делать добрые дела? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

7. Нравится ли вам участвовать в активной общественной деятельности? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

8. Есть ли у вас желание изменить мир к лучшему? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

9. Считаете ли вы, что окружающий вас мир должен быть лучше? А. Да; Б. Нет; В. Иногда

10. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? А. Да; Б. Нет; В. Иногда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовн...

Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...

Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности

На сегодняшний день, патриотические чувства способны не только сплотить наше общество, но и раскрыть для многих людей смысл их собственной жизни. Однако поднять производительность труда, дисциплину и ...

Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»

 Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, ...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Принципы социального воспитания в рамках внеурочной деятельности в классах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описан опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках внеурочной деятельности., помогающий социализации и интеграции таких детей в обществе через различные проекты, при ...