Из опыта организации социально-культурного проектирования на уровне отдельно взятого класса.
проект на тему

Крылосова Елена Леонидовна

Авторская разработка по теме организации социально-культурного проектирования на уровне отдельно взятого класса поможет начинающим классным руководителям  реализовать программу  «Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении». 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_strokoy_proekta.doc737.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

с. Елово Еловский район Пермский край

Крылосова Елена Леонидовна, учитель английского и немецкого языка

«Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»

Авторская разработка по теме:

 «Организация социально-культурного проектирования на уровне отдельного класса или Проектная деятельность как эффективный инструмент активизации родителей  и учащихся отдельного класса»

Мою проектную деятельность как классного руководителя предварял мой опыт в реализации проектов на районном уровне (проекты – победители конкурсов социально – культурных проектов от ЛУКОЙЛ «Ступени счастья», «Богатырь», «Стадион для всех», «Стадион для всех продолжается», «Семья и школа») и краевом уровне (проект – победитель первого краевого конкурса инновационных социально – образовательных проектов в сфере государственно – общественного управления «Школа для родителей», проект –победитель XII конкурса социальных и культурных проектов ООО ЛУКОЙЛ ПЕРМЬ «Один в поле не воин »).

Реализация социально – культурных проектов показала мне всю пользу и действенность проектной деятельности для активизации целевой аудитории, то есть тех, на которых направлен проект. В своём классе я начала свою деятельность как классного руководителя с внушения того,  что создать какой-то более - менее благоприятный оазис в своей отдельной семье можно, но ты не убережёшь детей от другого влияния извне – а ведь именно в нём жить нашим детям. И вот сделать этот мир лучше родители действительно смогут, НО ТОЛЬКО ВСЕ ВМЕСТЕ.

Большую пользу проектной деятельности вижу в том, что написанный и реализуемый проект дисциплинирует как руководителя, так и инициативную группу для достижения ожидаемых результатов  и целенаправленно воздействует на тот или иной слой населения. Такая проектная деятельность очень интересна ещё и тем, что часто помимо ожидаемых результатов, появляются дополнительные результаты, рождаются новые идеи, «оголяются» ещё и другие «скрытые» проблемы.

Взяв классное руководство в 2009 году, я столкнулась с проблемой пассивности родителей в отдельно взятом классе. Все смотрят мне «в рот», а я хочу инициативы со стороны родителей. Вооружилась «методом проектирования». Стала «в позу незаметной шеи», отвела родителям «роль головы» и начала тихонько ей вертеть. Первая ступень – обучение работе родительского комитета: искать проблемы, принимать решения и добиваться их выполнения. Вторая ступень- подача  идеи, осторожно, как - бы между прочим.

 Главное – найти правильную мотивацию ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. И, конечно, не надо мечтать, что откликнутся все дружно. Работать и учить надо тех, кто хочет, а остальные тихонько потянутся. Не надо навязывать, торопить. Это детей можно попытатьяся ещё «перемотивировать, перенастроить,», так сказать. А взрослых – бесполезно. Пойдут за Вами только очень неравнодушные, «лёгкие на подъём», ответственные, творческие родители.

Благодаря помощи родителей у класса получилось реализовать проект «Улицы Героев» в юбилейный для Победы год (проект стал следствием краеведческой работы «Отголоски Великой Отечественной в названиях улиц родного села»). Достигнув ожидаемых результатов сами подростки выявили ряд новых проблем, на решение которых мотивировали затем и родителей и классного руководителя через исследовательскую деятельность («Современные Герои на Улицах Героев») и социальные практики («Улицы Героев», проведение традиционных Дел и оказание помощи одиноко проживающим пожилым людям этих улиц). Постепенно у класса появился псевдоним «Еловские домовята», после того как мы придумывали слоганы для жителей Улиц Героев, призывая их к совместным акциям по соблюдению чистоты.

Своим опытом в данном направлении мы поделились на всероссийском конкурсе «Твой след на планете» (Сертификат Участника), краевом конкурсе «Моя гражданская инициатива» (Диплом Лауреата). «Оголившиеся проблемы» в предыдущем проекте  нашли новые пути решения в новом проекте подростков и родителей «Один в поле не воин», занявшем 3 место в районном конкурсе детских и молодёжных проектов «Люблю тебя, моё село», и проект «Один в поле не воин 2» - победитель краевого конкурса социально-культурных проектов ООО ЛУКОЙЛ ПЕРМЬ.

Мною разработаны рекомендации для коллег, желающих заняться социальным проектированием:

1. Положения о проведении разных конкурсов социально – культурных проектов – типичные. Любой, имеющий желание оформить в письменном виде  проект, обязательно справится с этой задачей (учителя- люди грамотные).

2. Хочу обратить внимание на несколько «подводных камней»:

  • У вас возникла идея и есть желание для её воплощения написать проект? Стоп! Для своей идеи надо найти единомышленников не только из числа своего окружения, но и социальных партнёров в селе и районе (администрации поселения или  района, общественных организаций или любых других ведомств и учреждений). Ведь Вам нужно будет доказать, что реализация именно Вашего проекта как-то «изменит мир к лучшему» и будет работать дальше (на село, на школу, на детей и т.д.)
  • Нашли единомышленников? Выбирайте из них самых активных и инициативных, соберитесь вместе, обсудите детали проекта, кто на каком этапе и за что будет отвечать. Превратите это в небольшое событие, запоминающееся. Обговорите вариант, если проект не станет победителем, то как можно данную идею воплотить? Это будет работа с Вашей инициативной группой.
  • Не забудьте про финансы. В вашей инициативной группе обязательно должен быть бухгалтер той заинтересованной организации, куда будут перечисляться средства для реализации вашего проекта.
  • Будьте готовы к кропотливой реализации проекта: от вас должна будет исходить энергия, вы будете работать «движком», иногда стимулируя за счёт собственных средств членов инициативной группы и добавляя «туда» по проекту, где «вышли финансовые просчёты» (не хватило денег на краску, стройматериал, куда – то съездить – деньги на бензинчик и т.д.) А если Вы будете работать с детьми, их надо будет как – то поощрять всех, просто потому что это ДЕТИ.

ЗА СТРОКОЙ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА

 «УЛИЦЫ ГЕРОЕВ».

Идея проекта пришла из желания детей отметить 65 – годовщину Великой Победы.

В сентябре 2009 года  краеведческая группа (семьи Кожановых, Еловиковых, Голинко, Крылосовых, Ожгибесовых) из 5 Б класса МОУ «Еловская СОШ» выбрали тему краеведческой работы «Отголоски Великой Отечественной в названиях улиц родного села», посвящённую 65 – годовщине Победы. А логичным продолжением краеведческой работы на практике  стал проект «УЛИЦЫ ГЕРОЕВ». Руководитель проекта- классный руководитель 5 Б класса Крылосова Е.Л., в инициативной группе –Мазеина С.В. (председатель родительского комитета), Крылосов А.Ф. (родитель), Кустова Н.В. (зам.директора по ВР), Ощепкова Дарья (мэр 5 Б класса), Лужбина В.В. (бухгалтер). Целевая группа – жители 4 улиц - Героев: Непряхина, Злыгостева, Панфилова и Матросова.

Проект 5 Б класса «Улицы Героев» был направлен на подготовку праздничных поздравительно – информационных буклетов для  жителей улиц,  переименованных в честь Героев Великой отечественной войны 1941-45 г.г.,  проведение акции «Чистоту улицам Героев», установку лавочек и урн по улице Непряхина, проведение Концерта силами учащихся и школы, Смотра- конкурса цветников и придомовых территорий на этих улицах. В наших буклетах есть такие строки, раскрывающие наши стремлениях: «Проходя по улицам села, мы даже не задумываемся над тем, а почему именно так названы наши улицы, кто те люди, чьи имена мы читаем на мемориальных досках, в честь кого воздвигнуты памятники и что они, все вместе взятые, могут рассказать нам о прошлом села в преддверии 65 -  ой Годовщины Победы? Нам хочется, чтобы семьи, которые живут на улицах героев Великой Отечественной войны, гордились бы названиями своих улиц, знали бы их историю, передавали бы свои знания детям и внукам и почувствовали радость от приближающейся Годовщины Победы».

В преддверии праздника 5 мая нами была проведена семейная волонтёрская   Акция «Чистоту улицам героев» совместно с жителями улиц – Героев. Ребята расклеили  афиши об акции, принесли с собой мешки для мусора, рабочие перчатки, грабли. Жаль, что только от одного жителя улицы Непряхина поступила просьба о помощи. Хочется, чтобы особенно пожилые жители данных улиц не считали постыдным обращение за помощью, дети всегда с удовольствием оказывают помощь, особенно когда рядом родители и классный руководитель.  Особую благодарность хочется выразить семье Трубиных Николаю и Елене за хорошее трудовое воспитание сына Константина и  за предоставленный транспорт с прицепом под мусор. Особое спасибо семье председателя родительского комитета Мазеиным Светлане и Валерию и их дочери Марине, которые понимают всю важность личного примера в деле волонтёрского семейного движения. И , пользуясь случаем, хочу выразить признательность ещё одному родителю своего класса - своему супругу А.Ф.Крылосову за поддержку и понимание профессии неугомонного педагога, за то, что «всегда рядом», когда нужно.

Улица Непряхина с прекрасной зелёной аллеей заслуженно пользуется любовью еловчан, как и пляжное место в конце улицы. Ребята с удовольствием прибирали пляж, а затем собирали ракушки и радовались жизни. Но отдельные многолетние груды в основном стеклянного мусора так и остались на пляже, как и «древние» (судя по зловониям) свалки бытовых отходов в баке за бывшим детским домом и у забора заброшенного огорода у дома на углу Непряхина и Ленина. Ребят мы (как родители) к такому мусору не допустили по причине того, что «КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ». Думаем, что СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЖБЫ И ВЕДОМСТВА поймут и нас и нужды тех людей, кому приходится рядом С ЭТИМ БЕЗОБРАЗИЕМ жить. Ребята тут же напомнили мне пример, который я приводила им как-то, рассказывая о чистоте в Германии (которая считается самым чистым государством в Европе),  и высказали пожелание того, чтобы и «наши бюргеры в «белом доме» не считали зазорным почаще общаться с простым населением и, особенно, с детьми о проблемах и нуждах села и способах их решения.

Именно поэтому Акция «Чистоту улицам Героев» была начата с этой улицы. Далее последовала улица Злыгостева. А улицы Панфилова и Матросова к нашему приходу оказались уже чистыми и ухоженными: жители МОЛОДЦЫ!

На улице Непряхина проживает, в основном, пожилое население и часто улица просто утопает в разноцветном мусорном конфетти. Не секрет, что часто даже здоровым людям и детям хочется где-то присесть и передохнуть, не говоря уже о пожилых, которым и прогуляться до магазинов хочется и к знакомым соседям в гости сходить. А присесть ну только на травку можно. Поэтому мы очень рады, что благодаря проекту и фирме «Н-Строй» появились на улице Героя – земляка Непряхина П.М. три лавочки с урнами. Теперь, уважаемые жильцы, дело за Вами: помогите, пожалуйста, содержать их в чистоте и порядке (а то по правилам, ведомым только кому-то «свыше», положено эти лавочки лично на баланс руководителю проекта поставить; поэтому очень уж я надеюсь на понимание самих жителей улицы).

Хочется поблагодарить родителей класса за помощь в распечатке поздравительных информационных Буклетов ко Дню Победы для жителей данных улицы, которые были с преогромным удовольствием разнесены детьми. В них мы разместили статьи с описанием подвигов П.М. Непряхина, И.И.Злыгостева, А.М.Матросова и И.В.Панфилова, описание нашего проекта и призыв Самим беречь нашу малую Родину.

Запоминающимся завершением Акции стал концерт на площадке перед спортзалом бывшего детского дома, поставленный силами пятых классов Еловской школы. Песни «На безымянной высоте» в исполнении Шабатура Никиты, Еловикова Максима, Любимого Артёма и Олина Сергея из 5 В класса, «Победный Май» - Лыжина Игоря из 5 Г класса, а также литературно-музыкальная композиция «Повзрослели они до поры» в исполнении ребят из 5 Б класса (Лобова Елена, Кожанова Дарья, Голинко Антон, Крылосова Мария, Трубин Константин, Мазеина Марина, Курочкина Анна, Еловикова Алёна, Глухов Алексей, Ожгибесова Елена, Ощепкова Дарья) очень понравились тем немногим зрителям, которые отбросив все дела пришли посмотреть на ребят. Особую благодарность за помощь в организации концерта всем классом мы выражаем нашей учительнице музыки Елене Николаевне Сальниковой; это - такой отзывчивый, «лёгкий на подъём» и готовый прийти на помощь ЧЕЛОВЕК. Спасибо мы также говорим и администрации школы (особенно, Наталье Владимировне Кустовой), которая поддержала наш выдвинутый на 6 районный конкурс проект, понимая всю важность патриотического семейного воспитания даже на уровне отдельного класса и помогла с необходимой для проведения концерта музыкальной аппаратурой.

8 мая ребята украсили венок, сделанный семьёй Трубиных, самодельными цветами и возложили его к могиле Героя – земляка П.М. Непряхина. Ребятам очень запомнилось и само шествие по улицам села до памятника, и возложение венка и минута молчания, и чтение стихов о событиях Великой Отечественной  «Стихами вспомним мы о них». В такие минуты, находясь рядом с детьми, понимаешь, что нет, им далеко небезразлична ЭТА ВОЙНА, и что им очень приятно почувствовать ВАЖНОСТЬ Победной Даты, соприкоснувшись ЛИЧНО и «пропустив эмоции через себя». Как педагог я понимаю, что «показуха» не даст нашим детям ничего; совместно с родителями каждому ребёнку нужно давать возможность соприкоснуться с любым событием ЛИЧНО, в любой форме, но…ЛИЧНО. Чтобы научить их ценить ЭТО СЧАСТЬЕ – мирное небо над головой.

В День Победы мы всем классом поучаствовали в замечательном шествии в рядах школы, а после митинга вручили ветеранам самодельные «Голубки мира». «МЫ помним Ваши подвиги», - говорят подаренные нами Голубки, и мы думаем, что ветераны были приятно удивлены.

Ребята и родители со всей серьёзностью и ответственностью подошли к реализации Своего Проекта, им было приятно почувствовать и свою сопричастность к юбилейной дате.

А впереди у нас – проведение в конце июня Смотра – конкурса цветников и придомовых территорий ко Дню Села на этих улицах. В составе жюри будут учащиеся и родители нашего класса, а также представители от администрации Еловского сельского поселения.

В заключении хочу поздравить всех упомянутых в статье детей с их летним праздником – Днём  Защиты Детей и пожелать им оставаться такими же неравнодушными, активными жителями своего села, а защищая свои права помнить, что рядом с ними – сверстники или взрослые с ТАКИМИ ЖЕ правами. Здоровья всем нашим маленьким еловчанам, а взрослым – понимания значимости ЛИЧНОГО ПРИМЕРА в любых своих делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы...

Из опыта. Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе с учётом применения УУД

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Из опыта организации и проведения физического практикума в 10 классе профильного уровняю

В данном опыте  рассказывается о 13 лабораторных работах физического практикума и подробно о 3-х из них с подробным описанием, с фотографиями и чертежами. Данные 3 работы являются авторскими....

Некоторые сложности для молодого специалиста в преподавании «Информатики» в отдельно взятой общеобразовательной школе

Развитие современно общества во многом основано на применении ИКТ-технологий в различных сферах. Освоение этих технологий и базовые знания о современных средствах коммуникаций, сбора и обработки инфор...

Постоянное совершенствование профессиональной компетентности учителя как основной компонент достижения успеха в развитии как отдельно взятой школы, так и образования страны в целом

Профессиональная компетентность учителя физической культуры в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) кардинально отличается от компетентности предста...