Мероприятие "Славянская письменность"
методическая разработка на тему

Макарова Ольга Николаевна

Мероприятие "Славянская письменность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Азбука39 КБ
Microsoft Office document icon Кроссворд39 КБ
Office presentation icon Презентация551.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какой праздник мы отмечаем 24 мая?

 

Дорогие ребята!

24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры.

В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

 У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада- знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?

Сегодня мы совершим путешествие в старину и я расскажу о Святой Руси, о далеких временах вам неведомых.

 

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

 

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

                (Н.Кончаловская)

 

Жили-были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И я вились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

 

Кто такие Кирилл и Мефодий?  Как появилась азбука?

 

Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию.Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом.Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв.Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке.

 

(Раздается колокольный звон.)

 

1         По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

 

2         Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

 

3         Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

 

4         Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

 

МЫ – СЛАВЯНЕ!

 

5         Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

 

МЫ – СЛАВЯНЕ!

 

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

 

 

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

 

А теперь говорят сами буквы.

Давайте с ними познакомимся.

 

Здравствуйте, дети!

Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня.

А меня зовут «Буки».  

 

А теперь назовите нас по порядку. «Аз» и «Буки».

 Получилось слово «АЗБУКА».

 

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

 

Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

     

     Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

     Идти в науку – терпеть муку.

     Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

     Без муки нет и науки.

     Ничего не мыслить – век киснуть.

 

А вот еще одна буква:

 

Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я про все знаю и про все ведаю.

Отгадайте загадки:

            Черные, кривые,

     От рождения все немые,

     Встанут в ряд –

     Сразу все заговорят.

 

     Поймаю гуся,

     Пущу его в воду,

     Буду им водить,

     Он будет говорить.

 

Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Добрый день! Меня зовут «Добро».

 

Какое красивое и доброе имя у этой буквы! Доброта – лучшая черта человека.

 Добро:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

 

А имя этой буквы совсем необычное.

      Есть буквы шипящие,

      Есть буквы свистящие,

      И только одна из них –

      Буква рычащая.

 

 

Здравствуйте! Я буква «Рцы».

Недаром я собой горжусь,

Ведь – я начало слова «Русь».

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята –

Значит, будет жить она.

 

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

 

Наш урок подходит к концу. Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

 



Предварительный просмотр:

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 У

 

 Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И 

Р

И 

Л

Л 

И 

Ц 

 

 

 

 

 

 

 В

 

 О

 

 

 

 

 

 Л

 

 

 

 

 

 

А 

 

 

 

 

 

 

 

 И

 Л

Л

 и

П 

 

 

 

 

 

 

 

 

 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Как называлась азбука, составленная Кириллом и Мефодием)

2. Какой знак выбрал Кирилл для создания азбуки?)

3. Что раньше заменяло ручку или карандаш?)

4. Как назывался город в Македонии, где родились Кирилл и Мефодий?

5. Как мы называем 33 буквы,расположенные в определенном порядке?

6. Как в народе называли Кирилла?

7. Живописное изображение на деревянной доске или стене храма.

8. Вид живописи по сырой штукатурке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основополагающий вопрос Как появилась русская азбука Вопросы учебной части  Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий  Как выглядел славянский алфавит? Учебное занятие Урок литературы Участники проекта Учащиеся 5-9 классов

Слайд 5

Сначала Аз да Буки, а потом и науки

Слайд 6

Цель урока: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. Задача урока: Ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.

Слайд 7

Какой праздник мы отмечаем 24 мая? 24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

Слайд 8

Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий

Слайд 9

Кто такие Кирилл и Мефодий Родом они были из македонского города Солуни. И жили в 9 веке. Кирилл изучал богословие и преподавал философию.Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом.Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам.Ему стал помогать старший брат Мефодий. Азбуку стали называть кириллицей в память о ее создателе.

Слайд 10

До принятия монашества Кирилла звали Константин Константин и Мефодий

Слайд 11

Как выглядел славянский алфавит?

Слайд 12

Начальные буквы славянского алфавита

Слайд 13

«Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Аз Буки АЗБУКА

Слайд 14

Пословицы о пользе учения Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Идти в науку – терпеть муку. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Без муки нет и науки. Ничего не мыслить – век киснуть.

Слайд 16

Кроссворд 1 2 3 4 5 6 7 8 К И Р И Л Л И Ц А К У Б В А Р Е П О Л Н У С О Ь А А Ф Л Т И В Ф И О С О Л Ф И Н О К А Ф С Е Р А К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.

Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др

Обучение немецкому языку  направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....