РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление
рабочая программа (7 класс) на тему

Семенихина Елена Васильевна

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_poezii_7.docx62.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение

«Русскожуравская  средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского  муниципального  района

Воронежской области»

Рассмотрено и рекомендовано                      к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»____________2017г. Руководитель ШМО

__________Семенихина Е.В.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Русскожуравская  СОШ»

_____________Безручко А.А.

Приказ № ___ от «___»____________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «В мире поэзии »

7 класс

Духовно-нравственное направление

на 2017 – 2018  учебный год

Составитель: учитель русского языка

и литературы

Семенихина Елена Васильевна

Русская Журавка, 2017

Пояснительная записка.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с основами стихосложения. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

-освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

-формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

- развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

-развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

- воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

- формирование трудолюбия и требовательности к себе;

- преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ поэтического произведения:
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;
  • знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Программа «В мире поэзии» рассчитана на обучающихся 7 класса по 1 часу в неделю, программа реализуется за 35 часов в год.

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Формы занятий

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обуучающимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Педагогические технологии

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат

  • рост познавательной и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Результаты к концу обучения

1. Обучающиеся должны знать:

  • - основы теории литературы;
  • - композицию литературного произведения;
  • - жанровое разнообразие литературы;
  • -изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
  • - систему стихосложения;
  • - размер стиха.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • - отличать прозаическое произведение от поэтического;
  • - писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
  • - подбирать рифму;
  • - рифмовать строфы в разных размерах;
  • - декламировать литературные произведения.

3. Обучающиеся должны приобрести навыки:

  • - аккуратности и трудолюбия;
  • - основные навыки работы в группе.

Оценка результативности

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий поэтического кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

2. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

3. Компьютер, мультимедийный проектор.

4. Колонки

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Содержание программы



Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

1

1

2

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

3

3

6

4.

Системы стихосложения.

1

1

2

5.

Размер стиха.

2

4

6

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

2

4

6

7.

Поэзия и штампы.

1

1

2

8.

Стили речи.

1

1

2

9.

Поэзия и живопись.

1

1

2

10.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

1

1

2

11.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

1

1

2

Итого

15

20

35

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание материала

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся»!

Круглый стол

анкетирование

- цели и задачи курса, виды и тематика занятий

- анкетирование учащихся «Немного о себе»

- беседа за «круглым столом»: почему я пришёл заниматься в кружок?

- самопрезентации «Мир моих увлечений»

2.

«Творчество во мне». Кто я: лирик или прозаик?

Лекция с элементами беседы,

практикум

- отличительные признаки стихотворной и прозаической речи

- произведения эпические, лирические, драматические и их особенности

- творческий практикум «Пять минут», цель которого – узнать склонности учащихся к стихотворному или прозаическому творчеству

3.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению.

Практикум

- «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…»

- прослушивание классических образцов выразительного чтения

- обучение выразительному чтению

4.

Рифма как один из основных признаков стихотворного текста.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма

- что такое рифма, знакомство со словарём рифм

- игра «найди рифму», «угадай рифму»

5.

Учимся подбирать рифмы.


Практикум

- подбор рифм к заданным словам

- составление словаря рифм

6.

Группы рифм и её особенности.

Основные способы рифмовки.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- знакомство с группами рифм и их особенностями

- основные способы рифмовки

- как определить способ рифмовки

7.

«В мастерской художника».

Практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять способ рифмовки

8.

« Занимательные игры с рифмой».

Магазин «Буриме».

Практикум

- пишем стихи по заданным рифмам

9.

« Занимательные игры с рифмой»: пишем стихи по заданному началу.

Практикум

- пишем стихи по заданному началу

10.

Занятие «Звёздный час».

круглый стол

- читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному

11.

«Занимательные игры с рифмой»: пишем бесконечное стихотворение.

Практикум

- пишем «бесконечное» стихотворение.

12.

Омонимы, синонимы, антонимы как средства выразительности. Их использование в стихотворных текстах, стихотворной речи.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое средства выразительности и для чего они нужны

- что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности

- анализ примеров использования омонимов, синонимов, антонимов в стихотворной речи

13.

«В мастерской художника».

практикум

- анализируем стихи русских поэтов, учимся находить омонимы, синонимы, антонимы

14.

Развитие речи. Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…».

Литературный вечер

- читаем стихи русских поэтов об осени

- совершенствуем навыки выразительного чтения

15.

Час творчества «Уж небо осенью дышало…»

практикум

- пишем стихи об осени

16.

Занятие «Звёздный час»

круглый стол

- читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному

17.

Что такое акростих и как его написать.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое акростих и как его написать

- читаем и анализируем примеры новой стихотворной формы

18.

Пишем акростих.

практикум

- пробуем написать акростих

19.

Что такое каламбур и как его написать.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое каламбур и как его написать

- читаем и анализируем примеры новой стихотворной формы


20.

Пишем каламбур.

практикум

- пробуем написать каламбур

21.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

22.

Обучение искусству выступления.

Правила поведения при публичном выступлении.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- риторика как наука

- публичное выступление: виды, особенности, трудности

- правила поведения при публичном выступлении.

23.

Занятие «Звёздный час»

круглый стол

- читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному

24.

Системы стихосложения и основные стихотворные размеры.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое система стихосложения, виды систем

- основные стихотворные размеры и их особенности

25.

«В мастерской художника».

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять стихотворный размер лирического произведения

26.

Час творчества «Новый год к нам мчится…»

практикум

- пишем стихи о зиме, Новогодних праздниках, зимних забавах, Рождестве

27.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

28.

Языковые средства художественной выразительности. Выразительные средства фонетики.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- звукопись как выразительное средство фонетики

- аллитерация, ассонанс как средства художественной выразительности

29.

«В мастерской художника».

практикум

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся определять выразительные средства фонетики

30.

Поэтическая лексика: эпитет и его разновидности.

Лекция с элементами беседы,

практикум


- эпитет как средство выразительности

- виды эпитетов и способы их выражения

31.

«В мастерской художника».


практикум

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся «видеть» эпитеты

32.

Учимся подбирать эпитеты.


практикум

- учимся подбирать эпитеты к заданным словам

- составление словарика эпитетов

33.

Час творчества «Времена года»

практикум

- пишем стихи о природе

34.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

35.

Итоговое занятие. «Чему мы научились?»

практикум

Защита проектов

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
  4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
  7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  8. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (6 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей Велимира Хлебникова.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Содержание программы дополнительного образования по кружку «Занимательное стихосложение»








Содержание программы дополнительного образования по кружку «Занимательное стихосложение»(2013-2014уч.год)

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание материала

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся»!

Круглый стол

анкетирование

- цели и задачи курса, виды и тематика занятий

- анкетирование учащихся «Немного о себе»

- беседа за «круглым столом»: почему я пришёл заниматься в кружок?

- самопрезентации «Мир моих увлечений»

2.

«Творчество во мне». Кто я: лирик или прозаик?

Лекция с элементами беседы,

практикум

- отличительные признаки стихотворной и прозаической речи

- произведения эпические, лирические, драматические и их особенности

- творческий практикум «Пять минут», цель которого – узнать склонности учащихся к стихотворному или прозаическому творчеству

3.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению.

Практикум

- «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…»

- прослушивание классических образцов выразительного чтения

- обучение выразительному чтению

4.

Рифма как один из основных признаков стихотворного текста.

Группы рифм и её особенности.

Основные способы рифмовки.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма

- что такое рифма, знакомство со словарём рифм

- игра «найди рифму», «угадай рифму»

- знакомство с группами рифм и их особенностями

- основные способы рифмовки

- как определить способ рифмовки

5.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки.


Практикум

- подбор рифм к заданным словам

- составление словаря рифм

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять способ рифмовки

6.

Практика. « Занимательные игры с рифмой».

Магазин «Буриме».

Практикум

- пишем стихи по заданным рифмам

7.

Практика. « Занимательные игры с рифмой»: сочиняем стихи по заданному началу.

Практикум

- пишем стихи по заданному началу

8.

Практика. «Занимательные игры с рифмой»: сочиняем бесконечное стихотворение.

Практикум

- пишем «бесконечное» стихотворение.

9.

Омонимы, синонимы, антонимы как средства выразительности. Их использование в стихотворных текстах, стихотворной речи.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое средства выразительности и для чего они нужны

- что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности

- анализ примеров использования омонимов, синонимов, антонимов в стихотворной речи

10.

Практика. Что такое акростих и как его сочинить.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое акростих и как его написать

- читаем и анализируем примеры новой стихотворной формы

11.

Практика. Что такое каламбур и как его сочинить.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое каламбур и как его написать

- читаем и анализируем примеры новой стихотворной формы


12.

Развитие речи. Обучение искусству выступления.

Правила поведения при публичном выступлении.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- риторика как наука

- публичное выступление: виды, особенности, трудности

- правила поведения при публичном выступлении.

13.

Системы стихосложения и основные стихотворные размеры.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое система стихосложения, виды систем

- основные стихотворные размеры и их особенности

14.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся определять стихотворный размер лирического произведения

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять стихотворный размер лирического произведения

15.

Практикум. Пишем стихи об осени.

практикум

- пишем стихи об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах

16.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

17.

Теория. Языковые средства художественной выразительности. Выразительные средства фонетики.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов


Лекция с элементами беседы,

практикум

- звукопись как выразительное средство фонетики

- аллитерация, ассонанс как средства художественной выразительности

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся определять выразительные средства фонетики

18.

Резерв.

19.

Теория. Поэтическая лексика: эпитет и его разновидности.

Практика. Учимся «видеть» и подбирать эпитеты.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- эпитет как средство выразительности

- виды эпитетов и способы их выражения

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся «видеть» эпитеты

- учимся подбирать эпитеты к заданным словам

- составление словарика эпитетов

20.

Теория. Поэтическая лексика: метафора и её разновидности.

Практика. Учимся «видеть» метафору.

Учимся создавать метафорические образы.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- метафора как средство выразительности

- виды метафор и способы их выражения

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся «видеть» метафору

- учимся создавать метафорические образы

21.

Теория. Поэтическая лексика: сравнение и его разновидности, способы выражения сравнений.

Практика. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- сравнение как средство выразительности

- виды сравнений и способы их выражения

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте

- учимся создавать сравнительные обороты

22.

Теория. Поэтическая лексика: метонимия, перифраз, оксюморон. Знакомство с поэтическими терминами.

Практика. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- метонимия, перифраз, оксюморон как средства выразительности,

- их использование в стихотворной речи

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

23.

Теория. Поэтическая лексика: гипербола и литота. Знакомство с поэтическими терминами.

Практика. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- гипербола и литота как средства выразительности,

- их использование в стихотворной речи

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

24.

Поэтический синтаксис.

Знакомство с фигурами речи.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- знакомство с фигурами речи:

риторический вопрос, восклицание, обращение;

повтор (анафора, эпифора),

антитеза, градация, инверсия

25.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте.

практикум

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте

26.

Теория. Драма как род литературы и её особенности. Жанры драматических произведений.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- драма как род литературы

- особенности драматических произведений

- комедия, трагедия, драма как драматические жанры

- знакомство с классическими образцами представленных жанров

27.

Практика. Пробуем сочинить юмористическую сценку.

практикум

- сочиняем юмористическую сценку

28.

Теория. Жанры повествовательной литературы. Особенности сказки как жанра.

Лекция с элементами беседы

- эпос как род литературы

- сказка и её особенности

- виды сказок

29.

Практика. Сочиняем сказку.

практикум

- пробуем сочинить сказку

30.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

31.

Практика. Пишем стихи о зиме.

практикум

- пишем стихи о зиме, Новогодних праздниках, зимних забавах, Рождестве

32.

Резерв.

33.

Теория. Этюд, или зарисовка с натуры.

Особенности этюда как жанра.

Лекция с элементами беседы

- этюд, или зарисовка с натуры как жанр повествовательной литературы

- особенности этюда как жанра

34.

Практика. Пишем этюд о зиме, о первом снеге.

практикум

- пишем этюд о зиме, о первом снеге

35.

Практика. Пишем этюд на «космическую» тему

( «Солнце», «Звёзды», «Небо», «Земля» )

практикум

- пишем этюд на «космическую» тему ( «Солнце», «Звёзды», «Небо», «Земля» )

36.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

37.

Практика. Пишем этюд о дороге ( в прозе или стихах)

практикум

- пишем этюд о дороге ( в прозе или стихах)

38.

Практика. Пишем этюд о животном ( в прозе или стихах)

практикум

- пишем этюд о животном ( в прозе или стихах)

39.

Практика. Пишем этюд о зиме ( в прозе или стихах)

практикум

- пишем этюд о зиме ( в прозе или стихах)

40.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

41-42.

Развитие речи. Зима в произведениях русских поэтов и художников.

Семинар познавательного характера

- выступления учащихся с рассказами о поэтах и художниках, писавших о зиме

- анализ поэтических произведений

- демонстрация репродукций картин

43.

Практика. Сочиняем стихи, посвящённые Дню защитника Отечества.

практикум

- сочиняем стихи, посвящённые Дню защитника Отечества.

44.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

45.

Практика. Пишем этюд о весне ( в прозе или стихах)

практикум

- пишем этюд о весне ( в прозе или стихах)

46.

Практика. Пишем этюд о цветке ( в прозе или стихах)

практикум

- пишем этюд о цветке ( в прозе или стихах)

47.

Практика. Сочиняем стихи, посвящённые празднику 8 Марта.

практикум

- сочиняем стихи, посвящённые празднику 8 Марта.

48.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

49.

Практика. Пишем этюд о радуге( в прозе или стихах)

практикум

- пишем этюд о радуге( в прозе или стихах)

50.

Практика. Пробуем рассказать о своих чувствах «Я чувствую, что я … (птица, стакан, звезда и т.д.)

практикум

- пробуем рассказать о своих чувствах «Я чувствую, что я … (птица, стакан, звезда и т.д.)

51-52.

Развитие речи. Весна в произведениях русских поэтов и художников

Семинар познавательного характера

- выступления учащихся с рассказами о поэтах и художниках, писавших о весне

- анализ поэтических произведений

- демонстрация репродукций картин

53.

Теория. Эссе, или наука размышлять.

Особенности эссе как жанра.

Лекция с элементами беседы

- особенности эссе как жанра повествовательной литературы

- знакомство с классическими образцами жанра

54.

Практика. Эссе «Какой я человек?»

практикум

- пробуем написать эссе на предложенную тему

55.

Практика. Эссе «Легко ли быть честным?»

практикум

- пробуем написать эссе на предложенную тему

56.

Практика. Эссе «Что такое хороший человек?»

практикум

- пробуем написать эссе на предложенную тему

57.

Практика. Эссе «Я и мы (умеем ли мы дружить?)»

практикум

- пробуем написать эссе на предложенную тему

58.

Практика. Эссе «Люблю – ненавижу»

практикум

- пробуем написать эссе на предложенную тему

59.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

60.

Теория. Жанры повествовательной литературы.

Особенности рассказа как жанра.

Композиция рассказа.

Лекция с элементами беседы

- особенности рассказа как жанра повествовательной литературы

- композиция рассказа

61.

Практика. Сочиняем рассказ «Как я однажды…»

практикум

- сочиняем рассказ «Как я однажды…»

62.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

63.

Практика. Сочиняем стихи, рассказы, посвящённые Великой Отечественной войне, Дню Победы.

практикум

- сочиняем стихи, рассказы, посвящённые Великой Отечественной войне, Дню Победы.

64.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

65.

Практика. Сочиняем рассказ поучительного содержания «Случай, который научил меня…»

практикум

- сочиняем рассказ поучительного содержания «Случай, который научил меня…»

66.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

67-68.

Подготовка рукописного альманаха «Мы сочиняем» (по итогам года).

Проект

- распределение обязанностей между участниками проекта

- подготовка произведений, фотографий, кратких сведений о себе

69.

Конференция для членов клуба «Подведём итоги».

Круглый стол

анкетирование

- обсуждение результатов обучения за год

- анкетирование «Мои достижения и успехи»

70.

Заключительное занятие.

Рекомендации по творческому развитию на летних каникулах.

Игра

анкетирование

- викторина «Что должен знать юный поэт»

- рекомендации по творческому развитию на летних каникулах

- анкетирование «О чём я хочу узнать и чему научиться»

Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 11: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

Регулярность занятий : 2 часа в неделю (1 занятие по 2 часа), 72 часа в год

Срок реализации: настоящая программа рассчитана на 2 года обучения

Состав группы: разновозрастная предназначена для работы с обучающимися 5-7 классов в возрасте 11-14 лет.

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
  4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
  7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса

           Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы в...

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса

Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...