РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа (8 класс) на тему

Семенихина Елена Васильевна

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_poezii_8.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение

«Русскожуравская  средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского  муниципального  района

Воронежской области»

Рассмотрено и рекомендовано                      к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»____________2018г. Руководитель ШМО

__________Семенихина Е.В.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Русскожуравская  СОШ»

_____________Безручко А.А.

Приказ № ___ от «___»____________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «В мире поэзии »

8 класс

Духовно-нравственное направление

на 2018 – 2019  учебный год

Составитель: учитель русского языка

и литературы

Семенихина Елена Васильевна

Русская Журавка, 2018

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа кружка « В мире поэзии» создана с целью повышения интереса обучающихся к художественному слову, приобщения   к творческой работе, развитию  стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного  стихосложения.  Данная программа позволяет  в доступной форме познакомить обучающихся с теорией литературы,  создаёт благоприятные условия для формирования правильной, грамотной речи, развития творческого воображения, эмоций, помогает  выработать способность образно, нестандартно мыслить,  найти возможность для самовыражения.

Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

  Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 8 класса.

  Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов -35 часа в год (1 раз в неделю). 

  Основная цель программы -  через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение обучающихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

* освоение учащимися теоретических сведений по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

 * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимания закономерностей, умения решать сложные проблемные ситуации;

 * развитие способности образно, нестандартно мыслить, умения выразить свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

 * воспитание у учащихся   любви к  чтению художественных произведений;

  * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

  * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

           

Педагогические условия реализации программы: 

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.    

Обучение по данной программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок, анализ лирических произведений, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, заочные  встречи с поэтами, участие в конкурсах,  проведение внеклассных мероприятий. Результатом занятий являются практические работы, участие в творческих конкурсах, выступления, праздники.

 Используются следующие педагогические технологии:  проблемное, развивающее, интерактивное обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

  1. Планируемые результаты освоения изучаемого курса:

-рост познавательной  и творческой активности у ребят;

-увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой;

-формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

-повышение уровня обученности учащихся  в области литературы, культурологи, эстетики. 

1. Обучающиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Обучающиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Обучающиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

2. Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Как научиться читать стихи?  Поэтические жанры.

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы: анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: Поэт – собеседник. «Стихи не пишутся- случаются…» С кем из поэтов хочется беседовать? Как привить понимание прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни нравственной, умственной, гражданской.  

Теория: Тема, идея, настроение стихотворения

Практические работы: Чтение стихотворений любимых поэтов. Определение темы и идеи, настроения стихотворения.

Тема 3: «Вечная» тема в стихотворениях. Стихотворения на философские темы. Внутреннее содержание стихов.

Теория:  Характер лирического героя.

Практические работы: Определение нравственного выбора поэта на примере стихотворений М. Лермонтова,  Н. Заболоцкого.

  Тема 4: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии.

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. 

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Освещение  проблемы назначения поэта и поэзии  в творчестве  разных поэтов.

  Тема 5-6: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе, о семье.

  Тема 7: Системы стихосложения.

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

 Тема 8-9: Размер стиха.

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Практикум по написанию четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

  Тема 10: Рифма. «Поход за вдохновением».

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 11: Стили речи.

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  

Практические работы:  Определение типов текстов, стилистической принадлежности. Композиция стихотворения как  средство выражения основной мысли.

Тема 12: Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Чтение собственных произведений на тему: «Строкой стиха я постигаю мир…». Анализ работ, исправление ошибок.

Тема13: Лирика и логика. Возможно ли?  

Теория: Стихотворения как источник знаний. Поэтическая информация.

Практические работы: Наблюдения: «Описание события, факта, предмета» в стихотворениях поэтов 20 века.

Тема 14: Выдуманные и невыдуманные стихи.

Теория: Условия стиховой речи. Мысль и способы ее выражения в стихотворениях.

Практические работы: Определение условий стиховой речи на примере стихотворений А. Твардовского, Б Слуцкого и др.

Тема 15: Поэзия и живопись.

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: « Портретная галерея в поэзии». «Портреты» Ярослава Смелякова.

Тема 16: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 17: Итоговое занятие  по курсу занятий.

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный конкурс «Это мой мир».

3. Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Что такое поэзия?  Как научиться читать стихи?

Поэтические жанры

2

1

1

2

Поэт – собеседник. Тема, идея, настроение стихотворения

2

1

1

3

«Вечная» тема  в стихотворениях. Внутреннее содержание стихов

2

1

1

4

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии

2

1

1

5

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

2

1

1

6

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

2

1

1

7

Системы стихосложения.

2

1

1

8

Размер стиха

2

1

1

9

Размер стиха

2

1

1

10

Рифма. «Поход за вдохновением».

2

1

1

11

Стили речи.

2

1

1

12

Типы речевых ошибок и способы их исправления

2

1

1

13

Лирика и логика. Возможно ли?  

2

1

1

14

Выдуманные и невыдуманные стихи

2

1

1

15

Поэзия и живопись

2

1

1

16

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество

2

1

1

17

Итоговое занятие  по курсу занятий. Литературный конкурс «Это мой мир»

3

1

2

Итого

35

17

18

4 .Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание материала

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия? Как научиться читать стихи?  

Круглый стол

анкетирование

- цели и задачи курса, виды и тематика занятий

- анкетирование обучающихся «Немного о себе»

- беседа за «круглым столом»: почему я пришёл заниматься в кружок?

- самопрезентации «Мир моих увлечений»

2.

Поэтические жанры.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- отличительные признаки стихотворной и прозаической речи

- произведения эпические, лирические, драматические и их особенности

-анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

3.

 Поэт – собеседник. Как привить понимание прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни нравственной, умственной, гражданской.  

Теория: Тема, идея, настроение стихотворения

Практикум

- «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…»

- прослушивание классических образцов выразительного чтения

- обучение выразительному чтению

4.

Чтение стихотворений любимых поэтов. Тема, идея, настроение стихотворения.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма

- что такое рифма, знакомство со словарём рифм

- игра «найди рифму», «угадай рифму»

- знакомство с группами рифм и их особенностями

- основные способы рифмовки

- как определить способ рифмовки

5.

«Вечная» тема в стихотворениях. Стихотворения на философские темы. Внутреннее содержание стихов.

Характер лирического героя.


Лекция

- подбор рифм к заданным словам

- составление словаря рифм

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять способ рифмовки

6.

Определение нравственного выбора поэта на примере стихотворений М. Лермонтова,  Н. Заболоцкого.

Практикум

Анализ стихотворений

7.

«Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии.

Беседа

- Анализ стихотворений

8.

 Викторина по творчеству русских поэтов. Освещение  проблемы назначения поэта и поэзии  в творчестве  разных поэтов.

Практикум

Анализ стихотворений

9.

.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое средства выразительности и для чего они нужны

- что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности

- анализ примеров использования тропов

10.

Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

практикум

- анализ примеров использования тропов

11.

Игра «Подбери тропы».

практикум


Анализ стихотворений

12.

Конкурс стихотворений о природе, о семье.

практикум

Выразительное чтение стихотворений

13.

Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое система стихосложения, виды систем

- основные стихотворные размеры и их особенности

14.

Игра «Угадай».

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять стихотворный размер лирического произведения

15.

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Лекция с элементами беседы,

практикум

анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять стихотворный размер лирического произведения

16.

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Лекция с элементами беседы,

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

17.

Практикум по написанию четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

практикум

- звукопись как выразительное средство фонетики

- аллитерация, ассонанс как средства художественной выразительности

- анализируем стихи русских поэтов

- учимся определять выразительные средства фонетики

18.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

практикум

Выразительное чтение стихотворений

19.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Лекция с элементами беседы,

практикум

- анализируем стихи русских поэтов

20.

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- анализируем стихи русских поэтов

21.

Игра «Найди рифму». Конкурс стихов, посвящённый временам года.

практикум

- учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте

- анализируем стихи русских поэтов

22.

Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- анализируем стихи свои стихи, учимся находить речевые ошибки

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

23.

Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  

Лекция с элементами беседы,

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

24.

Определение типов текстов, стилистической принадлежности. Композиция стихотворения как  средство выражения основной мысли.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- знакомство с фигурами речи:

риторический вопрос, восклицание, обращение;

повтор (анафора, эпифора),

антитеза, градация, инверсия

25.

Чтение собственных произведений на тему: «Строкой стиха я постигаю мир…». Анализ работ, исправление ошибок.

практикум

- анализируем собственные  стихи

- учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте

26.

Лирика и логика. Возможно ли?  

Стихотворения как источник знаний. Поэтическая информация.

Лекция с элементами беседы,

практикум

анализ стихотворений

27.

Наблюдения: «Описание события, факта, предмета» в стихотворениях поэтов 20 века.

практикум

- сочиняем юмористическую сценку

28.

Выдуманные и невыдуманные стихи.

Условия стиховой речи. Мысль и способы ее выражения в стихотворениях.

Лекция с элементами беседы

анализ стихотворений

29.

Определение условий стиховой речи на примере стихотворений А. Твардовского, Б Слуцкого и др.

практикум

анализ стихотворений

30.

Поэзия и живопись.

Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

31.

« Портретная галерея в поэзии». «Портреты» Ярослава Смелякова.

практикум

- пишем стихи о весне, описываем чью-либо внешность

32.

Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Лекция с элементами беседы

Прослушивание песен на стихи известных поэтов

33.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

практикум

Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

34.

Литературный конкурс «Это мой мир».

практикум

Обобщение знаний и подведение итогов.

35.

Литературный конкурс «Это мой мир».

практикум

Обобщение знаний и подведение итогов.

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
  4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
  7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  8. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса

           Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы в...

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса

Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра....