«Учим самостоятельно, читаем с листа»
классный час на тему

Егорова Светлана Васильевна

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Очень часто учащиеся даже старших классов плохо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормозит развитие учащихся, понижает интерес к занятиям музыкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_chtenie_s_lista.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «САФОНОВСКАЯ ДШИ №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема:

«Учим самостоятельно, читаем с листа»

Преподаватель:  Егорова Светлана Васильевна

2016г.

КЛАССНЫЙ ЧАС

21.09.2016г.

Тема: «Учим самостоятельно, читаем с листа»

Цель: Формирование навыка самостоятельного разбора и  чтения  нотного текста.

Задачи: - развивать навыки самостоятельной работы;

- развивать умение вдумчиво и аналитически разбирать музыкальное произведение, определять его содержание и форму;

- развивать навык быстрого чтения нотных знаков, аппликатурных, динамических и агогических указаний, метроритмической структуры;

-   развивать внутренний слух;

-   анализировать свое исполнение;

-   расширять музыкальный кругозор.

Целевая аудитория: учащиеся класса фортепиано преподавателя С.В.Егоровой, родители учащихся.

Преподаватель: Егорова Светлана Васильевна

Оборудование:  класс для занятий, музыкальные инструменты, музыкальное лото, нотная литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Очень часто учащиеся даже старших классов плохо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормозит развитие учащихся, понижает интерес к занятиям музыкой. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, обогатить репертуар, следовательно - быстрее развиваться.

 Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Основной задачей при этом должно стать обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.

 В первую очередь следует научить ребёнка быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных, они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Необходимо объяснить ребенку, что и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Чтобы ребенок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре, необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах, потом читать ноты со знаками альтерации.

Чтобы закрепить полученные знания, запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки, можно использовать музыкальное лото (карточки с нотами в скрипичном и басовом ключах, с длительностями нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики).  Ребенок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения.

Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа.

У опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «легкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммаобразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ко всему этому мы должны приучать ребенка с первых уроков.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции необходимо вырабатывать аппликатурную реакцию на вертикальные комплексы - интервалы, аккорды.

В основе современной методики занятий чтения нот с листа лежит принцип «вижу-слышу-играю»:

  • Вижу - восприятие нотного текста во всех проявлениях
  • Слышу - способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух)
  • Играю - стремление к художественному исполнению.

Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно.

Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям: прежде всего, следует определить метр и тональность. Необходимо обратить внимание ребёнка на все случайные знаки, на обозначение темпа, встречающихся штрихов, что даёт возможность предварительно определить характер произведения. Разобрать предварительно встречающиеся ритмические формулы, проанализировать фортепианную фактуру: аккордовая, позиционная, гаммаобразная, репетиционная, арпеджированная и т. д.

Одновременно, со зрительным определением нотного текста, чрезвычайно существенна способность ученика услышать без инструмента эту нотную запись, ощутить ее реальное звучание, что возможно лишь при наличии развитого внутреннего слуха.

Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки. Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа, необходимы, прежде всего, систематические занятия: практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.

Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке по 10 минут. При регулярном чтении с листа у учащихся вырабатываются навыки читать музыкальное произведение, ориентируясь часто на его графический рисунок.

Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах; мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения, в которых мелодия прерывается паузами или остановками. Учащимся старших классов рекомендуется подбирать более сложный репертуар.

Формирование навыка самостоятельного разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка. Наилучшие результаты  навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

I этап: Проходит в форме концерта, учащиеся исполняют произведения, разобранные и выученные самостоятельно.

Программа:

  1. Полина Катя  -  Т.Симонова  «Соловей»
  2. Голованов Андрей – К Черни - Гермер – Этюды № 5,6
  3. Полещук Кирилл – Г. Гладков Песенка кота Леопольда
  4. Сергеенков Никита – С. Майкапар «В садике»
  5. Барбасова Маша  – Х. Хагагортян «Игра в лошадки»
  6. Цветкова Настя  – И. Корнелюк «Город, которого нет»
  7. Акулиничева Саша – Н. Рота – Мелодия

8. Сергеенкова Настя – Вечная любовь из репертуара Ш.Азнавура

После выступления учащиеся обсудили и проанализировали свою игру и игру своих товарищей, отметив удачные выступления и не очень удачные. В ходе обсуждения учащиеся учатся рассказывать о музыке, анализировать исполнение музыкальных произведений.

II этап. Преподаватель раздаёт детям пьесы, которые они должны прочитать с листа. Даётся время на зрительный анализ текста и подготовку (без инструмента)  к исполнению пьесы. Затем дети поочередно подходят к инструменту, рассказывают всё о заданной пьесе,  для учащихся младших классов возможен рассказ с помощью вопросов, задаваемых преподавателем:

- как называется пьеса?

- какой темп?

- есть ли какие-нибудь ремарки, раскрывающие характер произведения?

- какая тональность, размер, есть ли затакт?

- какие основные длительности или ритмические структуры?

- какие штрихи (приёмы игры) встречаются в пьесе?

- какие динамические оттенки в пьесе, каким звуком нужно её исполнять?

- есть ли случайные знаки в тексте,  и какие?

        После подробного анализа пьеса исполняется учеником в среднем темпе, желательно без остановок.

Программа:

  1. Полина Катя -  Чтение с листа: Т. Симонова – «Подарок»
  2. Голованов Андрей  – Чтение с листа: А.Гедике Этюд
  3. Полещук Кирилл - Чтение с листа: Т.Симонова Колыбельная,
  4. Сергеенков Никита – Чтение с листа: Т.Симонова «Гуси»
  5. Барбасова Маша – Чтение с листа: Н.Кувшинников   Этюд
  6. Цветкова Настя - Чтение с листа: Т. Симонова  «Приключение»
  7. Акулиничева Саша – Чтение с листа: Д. Кабалевский  «Шуточка»
  8. Сергеенкова Настя – Чтение с листа: П. Чайковский  Танец маленьких лебедей

Преподаватель проанализировал игру детей и указал на необходимость систематического чтения с листа во время домашних занятий.

Если дети примерно одного уровня, можно устроить маленький конкурс: кто лучше читает с листа.

III этап.  Проверка знания музыкальных итальянских терминов.

Учащиеся выписали все музыкальные термины, динамические оттенки, встречающиеся в изученных за полгода произведениях. С учащимися младших классов проверка проводится в форме игры. Преподаватель раздаёт карточки «Музыкального лото» учащимся, на карточках написаны необходимые термины и динамические оттенки. Преподаватель в роли ведущего называет значение того или иного музыкального термина, учащийся, у которого есть данная карточка, поднимает её вверх. Остальные учащиеся проверяют: правильная карточка или нет.

Проверка знания музыкальных терминов у  учащихся старших классов проводится по нотам изученных произведений. Каждый ученик рассказывает о значении того или иного музыкального обозначения, встречающегося в его изученных произведениях.

IV этап. Подведение итогов. Выставление оценок за все виды работ.

Использованная литература:

  1.  Алексеева М.В. Методика чтения нот с листа. -  М.: 1966.
  2.  Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960.
  3.  Гитлиц В.  О чтении с листа.
  4.  Гофман И. Фортепьянная игра. Вопросы о фортепианной игре. – М.: 1961.
  5.  Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.  - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6.   Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.  – М.: 1961.
  7.  Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для преподавателей. – М.: 1997.
  8.  Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика.  – М.: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить ребенка читать

Как  помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма и какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и пи­сать?...

Конспект урока по теме "Учимся выразительно читать"

План-конспект урока во 2 классе по теме "Учимся выразительно читать"...

Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»

Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность,  учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...

Методическая разработка "Учись самостоятельно учиться"

Работа со слабоуспевающими учащимися...

Методическая разработка "Учись самостоятельно учиться"

Работа со слабоуспевающими учащимися...

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

Консультация учителя-логопеда для родителей....