я потребитель(игра внеурочной деятельности)
методическая разработка (5 класс) на тему

Швенк Светлана Михайловна

Игра Я потребитель рассчитана на учащихся 5-6 классов, которые занимаются по курсу Финансовая грамотность. разработка состоит из сценария, хода игры и презентации к игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий игры23.91 КБ
Файл ход игры16 КБ
Файл презентация к игре1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Игра «Я потребитель»

Ход игры:

В: Учитель. 15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США

речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал

шесть основных прав потребителя. (Слайд 2)

«Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой,

который воздействует на любое частное или государственное

экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую

не слышно».

Права потребителя:

право на информацию,

право на безопасность,

право на выбор,

право быть услышанным,

право на возмещение ущерба,

право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International - CI)

дополнила список прав потребителей:

право на удовлетворение базовых потребностей

право на здоровую окружающую среду.

Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15

марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Эта тема очень актуальна и злободневна,

поскольку касается нашей повседневной жизни. Ведь сталкиваясь с

грубостью продавца, или приобретать бракованную вещь приходится

каждому, но далеко не каждый знает, как добиться возмещения морального и

материального ущерба.

И сегодня мы собрались, чтобы вместе выяснить, кого же мы можем назвать

грамотным потребителем?

Население нашей планеты составляет почти 7 млрд. человек. И каждый

человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер,

профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть

моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы

потребители.

сегодня у нас с вами присутствуют шесть команд игроков, которые будут бороться за звание лучшего знатока потребительского права.

Итак пришло время познакомиться с командами:

1 тур Знакомство:

каждая команда представляет себя и свой девиз.

(команды поочередно представляются, рассказывая о себе)

Конкурс плакатов:

участники представляют свои плакаты, жюри оценивает работы, максимальный балл 2

2 тур. Знатоки

каждой команде предстоит дать определение понятию, жюри сравнивает командные определения с научными.( близкое сходство 1 балл)

слова на карточке раздаются командам и дается время 3 минуты.

потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец

Потребитель - гражданин, использующий, приобретающий,

заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары

(работы, услуги) для личных бытовых нужд.

Изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также

индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации

потребителям.

Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-

предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи.

Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-

предприниматель, производящие товары для реализации.

Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые

ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько

раз в год сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества.

3 тур-«Горячая линия».

- Но не все люди, к сожалению, хорошо знают свои права в данной области, поэтому многим из них нужна ваша помощь. Поможем?

  • каждой команде будут заданы задания- ситуации на знание своих прав в потребительской сфере.  
  • На обсуждение ситуации дается 5 минут, затем команды предоставляют свой вариант решения ситуаций
  • жюри оценивают правильность , максимально 2 балла

№ 1.

Вчера в продуктовом магазине я купила рыбные консервы «Сардина». Пришла домой, а крышка вздутая. Что нужно делать?

№2.

В субботу я купила на рынке молоко и творог. Молоко оказалось несвежим, свернулось при кипячении, а творог прокисшим. Поможет ли мне в этом случае закон о защите прав потребителей?

№3.

Два дня назад в магазине «Фея» я приобрела платье. Но, примерив его дома, при ярком освещении, поняла, что его расцветка мне не подходит. Я обратилась в магазин с просьбой заменить данное платье на другое, другой расцветки. Но мне отказали. Объяснили так, что вещь качественная, значит обмену не подлежит. Прав ли магазин?

№4.

У нас произошло несчастье. Новый телевизор через неделю взорвался. К счастью, никто не пострадал, но было испорчено много вещей, находившихся в квартире. Что нам делать?

№5.

7 мая 2006 года в фирме «Салют» я купил посудомоечную машину «Аристон-457». В июне она вышла из строя, и я сдал её в магазин на гарантийный ремонт за счет продавца под расписку. Прошло уже полгода, а машину не отремонтировали. Каковы мои права?

№6.

Позавчера я приобрела в магазине набор косметики французского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Я вернулась в магазин и потребовала русский текст к товару, но продавец мне отказала, объяснив тем, что аннотаций на русском языке у неё уже нет: «были – все раздала», а перевод можно сделать за отдельную плату – 100 рублей. Что мне делать?

4 тур- реклама

жюри максимальное число баллов 3

- А откуда потребители узнают о товарах, новинках чаще всего?

Да, реклама – двигатель торговли. Хорошая реклама – залог успеха производителя и продавца. Придумайте рекламу следующим товарам:

крем для рук, сок, шоколад, шампунь, йогурт, гель для душа.

5 тур Блиц турнир-Грамотный потребитель

-Нас окружает огромный мир товаров и услуг. Для того чтобы в нем разобраться, необходимо иметь знания о том, как правильно вести себя в этом непростом мире. Команды поочереди отвечают на вопросы, если команда ответила не правильно, вопрос переходит другой команде

жюри оценивает по одному баллу за каждый правильный ответ.

1. Гарантийный срок:

А) срок службы прибора;

Б) обязательства изготовителя бесплатно устранить недостатки товара, выявленные за это время;

В) срок, в течение которого не меняется химический состав продукта.

2. Если вы покупаете сложную бытовую технику, то продавец обязан вам предоставить правила её эксплуатации:

А) на языке страны производителя;

Б) на английском языке;

В) на русском языке.

3. Изготовитель лекарств не обязан указывать на упаковке своего товара:

А) дату изготовления;

Б) срок годности;

В) среди перечисленных верных ответов нет.

4. Покупая товар у частного предпринимателя, потребитель должен получить следующие сведения:

А) информация о государственной регистрации предпринимателя и зарегистрировавшем его органе;

Б) информация о домашнем адресе предпринимателя;

В) информация о доходах предпринимателя.

5. Надлежащим образом оформленный ценник должен сообщать потребителю следующие сведения:

А) наименование товара;

Б) печать, подпись материально ответственного лица и дата оформления ценника;

В) верно всё перечисленное.

6. Правила продажи продуктов питания подробно описаны в документе, который называется:

А) Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

Б) Закон Российской Федерации «О рекламе»;

В) «Правила продажи отдельных видов товаров».

7. В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе» нельзя прерывать рекламой:

А) информационные передачи;

Б) детские передачи;

В) спортивные передачи.

8. Потребитель может получить информацию о заинтересовавшем его товаре:

А) непосредственно у продавца;

Б) из рекламы, газет, журналов

В) верно всё перечисленное.

9. Срок годности – это:

А) период времени, в течение которого товар может использоваться по назначению без вреда для здоровья, жизни потребителя, а также для окружающей среды;

Б) период времени, в течение которого товар может продаваться с большей прибылью;

В) период времени, в течение которого товар можно хранить в холодильнике.

6 тур  «Ты – мне, я – тебе». 

Условия игры:
Командам дано домашнее задание: подготовит по три вопроса. Каждый участник команды задает по одному вопросу участнику другой команды. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если ответ был неправильный или ответ не был дан, то очко получает  задающая вопрос команда. 
В случае подсказки с команды снимается очко.

7 тур -профориентация

каждой команде загадываются загадки о профессиях ,за правильный ответ команда получает один балл, если команда не ответила, загадка переходит другой команде.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ...

Ответ: Артист

У того спортсмена стать –

Всем пример нам можно брать.

Но пришлось ему немало

Попотеть в стенах спортзала.

Ответ: Атлет  

 Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши -

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад!

Ответ: Воспитатель

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.

Ответ: Водитель

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ...

Ответ: Врач

Кто, скажите, по лесам

Ходит, кланяясь грибам?

Ответ: Грибник  

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

Ответ: Доктор

Работник этот хоть куда!

Сопровождает поезда.

Ответ: Железнодорожник  

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый ...

Ответ: Капитан

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

Ответ: Космонавт

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

Ответ: Маляр

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их ...

Ответ: Машинисты

Мама может ставить банки,

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам нашей школы.

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым!

Ответ: Медсестра

Нужно маме для работы

На пюпитр поставить ноты.

Маму только попроси -

И сыграет: "Ми, соль, си!"

Я скажу ребятам гордо:

"Мама знает все аккорды!"

Ответ: Музыкант

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

Ответ: Мукомол

 Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встает он раньше, чем птицы.

Ответ: Пекарь

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Ответ: Повар

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.

Ответ: Пограничник

С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

Ответ: Пожарники

Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки,

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты!

Ответ: Портниха

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине!

Ответ: Продавец

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас.

Ответ: Фотограф

Итог:

Мы обсуждали непростые проблемы, но как показала наша встреча, о них

говорить надо как можно чаще. Потому что в жизни случаются разные

ситуации, и нужно быть готовыми к их решению

 Для этого необходимо:

знать законы;

уметь пользоваться этими законами;

не оставлять без внимания, когда тебя обсчитывают, хамят;

сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие

органы.

- И самое главное, действовать всем вместе, только тогда на потребительском

рынке России будет порядок.

А сейчас подведем итоги нашей игры. :

Просим жюри подвести итоги игры.



Предварительный просмотр:

ход игры потребитель

1)Блиц турнир команд

«Грамотный потребитель».

-Нас окружает огромный мир товаров и услуг. Для того чтобы в нем разобраться, необходимо иметь знания о том, как правильно вести себя в этом непростом мире. Команды поочереди отвечают на вопросы, если команда ответила не правильно, вопрос переходит другой команде

1. Гарантийный срок:

А) срок службы прибора;

Б) обязательства изготовителя бесплатно устранить недостатки товара, выявленные за это время;

В) срок, в течение которого не меняется химический состав продукта.

2. Если вы покупаете сложную бытовую технику, то продавец обязан вам предоставить правила её эксплуатации:

А) на языке страны производителя;

Б) на английском языке;

В) на русском языке.

3. Изготовитель лекарств не обязан указывать на упаковке своего товара:

А) дату изготовления;

Б) срок годности;

В) среди перечисленных верных ответов нет.

4. Покупая товар у частного предпринимателя, потребитель должен получить следующие сведения:

А) информация о государственной регистрации предпринимателя и зарегистрировавшем его органе;

Б) информация о домашнем адресе предпринимателя;

В) информация о доходах предпринимателя.

5. Надлежащим образом оформленный ценник должен сообщать потребителю следующие сведения:

А) наименование товара;

Б) печать, подпись материально ответственного лица и дата оформления ценника;

В) верно всё перечисленное.

6. Правила продажи продуктов питания подробно описаны в документе, который называется:

А) Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

Б) Закон Российской Федерации «О рекламе»;

В) «Правила продажи отдельных видов товаров».

7. В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе» нельзя прерывать рекламой:

А) информационные передачи;

Б) детские передачи;

В) спортивные передачи.

8. Индексом «Е» на продуктах питания обозначаются:

А) витамины;

Б) пищевые добавки;

В) страна – изготовитель данного товара.

9. Потребитель может получить информацию о заинтересовавшем его товаре:

А) непосредственно у продавца;

Б) из рекламы, газет, журналов

В) верно всё перечисленное.

10. Срок годности – это:

А) период времени, в течение которого товар может использоваться по назначению без вреда для здоровья, жизни потребителя, а также для окружающей среды;

Б) период времени, в течение которого товар может продаваться с большей прибылью;

В) период времени, в течение которого товар можно хранить в холодильнике.

2) 2. «Реклама».

- А откуда потребители узнают о товарах, новинках чаще всего?

Да, реклама – двигатель торговли. Хорошая реклама – залог успеха производителя и продавца. Придумайте рекламу следующим товарам: прищепка, ножницы, кнопка.

3. «Горячая линия».

- Но не все люди, к сожалению, хорошо знают свои права в данной области, поэтому многим из них нужна ваша помощь. Поможем? (Ситуации записаны на аудиокассете).

№ 1.

Вчера в продуктовом магазине я купила рыбные консервы «Сардина». Пришла домой, а крышка вздутая. Что нужно делать?

№2.

В субботу я купила на рынке молоко и творог. Молоко оказалось несвежим, свернулось при кипячении, а творог прокисшим. Поможет ли мне в этом случае закон о защите прав потребителей?

№3.

Два дня назад в магазине «Фея» я приобрела платье. Но, примерив его дома, при ярком освещении, поняла, что его расцветка мне не подходит. Я обратилась в магазин с просьбой заменить данное платье на другое, другой расцветки. Но мне отказали. Объяснили так, что вещь качественная, значит обмену не подлежит. Прав ли магазин?

№4.

У нас произошло несчастье. Новый телевизор через неделю взорвался. К счастью, никто не пострадал, но было испорчено много вещей, находившихся в квартире. Что нам делать?

№5.

7 мая 2006 года в фирме «Салют» я купил посудомоечную машину «Аристон-457». В июне она вышла из строя, и я сдал её в магазин на гарантийный ремонт за счет продавца под расписку. Прошло уже полгода, а машину не отремонтировали. Каковы мои права?

№6.

Позавчера я приобрела в магазине набор косметики французского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Я вернулась в магазин и потребовала русский текст к товару, но продавец мне отказала, объяснив тем, что аннотаций на русском языке у неё уже нет: «были – все раздала», а перевод можно сделать за отдельную плату – 100 рублей. Что мне делать?

4. «Памятка потребителю».

- Потребитель должен быть грамотным. Для этого ему необходимо много знать о своих правах. А что вы посоветуете человеку, который ничего не знает по данному вопросу?

5.Рачительный хозяин.

1 вариант-командам раздаются карточки с заполненными графами семейного бюджета , нужно правильно распределить их на постоянные расходы и переменные. доходы , а также на чистых карточках записать варианты своих рациональных расходов.

2 вариант-команды на скорость раскладывают карточки  по  доходам, переменным и постоянным расходам. побеждает та команда, которая правильно распределит все карточки.

5 «Ты – мне, я – тебе». 

Условия игры:
Командам дано домашнее задание: подготовит по пять вопросов. Каждый участник команды задает по одному вопросу участнику другой команды. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если ответ был неправильный или ответ не был дан, то очко получает  задающая вопрос команда. 
В случае подсказки с команды снимается очко.

6.Конкурс защита плакатов(домашнее задание)

7.Защита представлений своих предприятий и их работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я Потребитель!!!!!!!!!!!! Составила учитель МБОУ»СОШ126» Барнаул . Швенк Светлана Михайловна

Слайд 2

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя.

Слайд 3

«Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».

Слайд 4

Закон о защите прав потребителя: Права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным, право на возмещение ущерба, право на потребительское образование.

Слайд 5

Всемирная организация союзов потребителей дополнила список прав потребителей: право на удовлетворение базовых потребностей право на здоровую окружающую среду. Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

Слайд 6

1 тур знакомство

Слайд 7

Конкурс плакатов Я потребитель.

Слайд 8

2 тур-Знатоки . Командам необходимо дать определения понятиям. Время выполнения задания 3 минуты. Жюри оценивает ответы участников с научным определением понятий

Слайд 9

3 тур-горячая линия каждой команде будут заданы задания- ситуации на знание своих прав в потребительской сфере. На обсуждение ситуации дается 5 минут, затем команды предоставляют свой вариант решения ситуаций

Слайд 10

4 тур- Реклама Придумайте рекламу товарам.(в свободной форме). Время размышление 5 минут

Слайд 11

5 тур-Блиц-турнир Грамотный потребитель. Команды поочереди отвечают на вопросы, если команда ответила не правильно, вопрос переходит другой команде

Слайд 12

1. Гарантийный срок: А) срок службы прибора; Б) обязательства изготовителя бесплатно устранить недостатки товара, выявленные за это время; В) срок, в течение которого не меняется химический состав продукта.

Слайд 13

2. Если вы покупаете сложную бытовую технику, то продавец обязан вам предоставить правила её эксплуатации: А) на языке страны производителя; Б) на английском языке; В) на русском языке.

Слайд 14

3 . Изготовитель лекарств не обязан указывать на упаковке своего товара: А) дату изготовления; Б) срок годности; В) среди перечисленных верных ответов нет.

Слайд 15

4. Покупая товар у частного предпринимателя, потребитель должен получить следующие сведения: А) информация о государственной регистрации предпринимателя и зарегистрировавшем его органе; Б) информация о домашнем адресе предпринимателя; В) информация о доходах предпринимателя.

Слайд 16

5. Надлежащим образом оформленный ценник должен сообщать потребителю следующие сведения: А) наименование товара; Б) печать, подпись материально ответственного лица и дата оформления ценника; В) верно всё перечисленное.

Слайд 17

6. Правила продажи продуктов питания подробно описаны в документе, который называется: А) Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»; Б) Закон Российской Федерации «О рекламе»; В) «Правила продажи отдельных видов товаров».

Слайд 18

7. В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе» нельзя прерывать рекламой: А) информационные передачи; Б) детские передачи; В) спортивные передачи.

Слайд 19

8. Потребитель может получить информацию о заинтересовавшем его товаре: А) непосредственно у продавца; Б) из рекламы, газет, журналов В) верно всё перечисленное.

Слайд 20

9. Срок годности – это: А) период времени, в течение которого товар может использоваться по назначению без вреда для здоровья, жизни потребителя, а также для окружающей среды; Б) период времени, в течение которого товар может продаваться с большей прибылью; В) период времени, в течение которого товар можно хранить в холодильнике.

Слайд 21

6 тур-Ты мне, я тебе Командам дано домашнее задание: подготовит по три вопроса. Каждый участник команды задает по одному вопросу участнику другой команды. За правильный ответ команда получает 1 балл.Если ответ был неправильный или ответ не был дан, то балл получает задающая вопрос команда. В случае подсказки с команды снимается очко.

Слайд 22

7 тур-Юные экономисты Командам на время нужно распределить слова с карточек на две группы: что относится к доходам, а что к расходам Доходы Расходы какая команда первая все правильно распределит, получает 3 балла, остальные правильно ответившие 1 балл

Слайд 23

8 тур- Загадки. каждой команде загадываются загадки о профессиях ,за правильный ответ команда получает один балл, если команда не ответила, загадка переходит другой команде.

Слайд 24

9 тур-Советы знатоков Каждая команда составляет по 5 советов начинающим потребителям.

Слайд 25

Заключение. необходимо : знать законы; уметь пользоваться этими законами; не оставлять без внимания, когда тебя обсчитывают, хамят; сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы. И самое главное, действовать всем вместе, только тогда на потребительском рынке России будет порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...