Практико - ориентированный проект "Путешествуй по Бугульме с..."
проект

Галлямова Наталья Владимировна

Данная работа представлена в виде квест - игры, которая направлена на повышение интереса к литературе и истории родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gallyamova_n.v._proekt_puteshestvuy_po_bugulme_s.docx173.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №2

Бугульминского муниципального района РТ

Практико-ориентированный  проект

ПУТЕШЕСТВУЙ ПО БУГУЛЬМЕ С…

https://content.foto.my.mail.ru/mail/nordprod7/bugulma/h-10859.jpg

                                                     Автор: Архангельская Екатерина Дмитриевна, ученица 10 класса, МБОУ лицей №2, г.Бугульма, РТ

Научный руководитель: Галлямова Наталья Владимировна,

      учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей №2 , г. Бугульма, РТ

г. Бугульма, 2018

Постановка проблемы

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны», - писал Д.С.Лихачев. Действительно, стыдно не знать традиции своего края и не интересоваться прошлым своей малой  родины.   Ведь Бугульма – город, история  которого связана с именами Екатерины II, Емельяна Пугачева, А.С.Пушкина, Я.Гашека, Р.Солнцева и, конечно же, Алексея Владимировича Баталова, чьё имя носит Бугульминский русский драматический театр. «Хотя и родился я во дворе МХАТа, человеком театра стал именно в вашем городе»,  - вспоминал великий артист. К сожалению, молодое поколение нашего города знает очень мало  об этом знаменитом человеке, которым  мы, бугульминцы, по праву  гордимся.

Поэтому цель данной работы заключается в том, чтобы через изучение жизни и творчества А.В.Баталова выявить интересные факты в области искусствоведения, литературоведения, краеведения, повысив интерес к изучению истории Бугульмы, тем самым способствуя формированию гражданской позиции современного молодого поколения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: изучить литературно - исторические материалы в школьной библиотеке; посетить краеведческий музей и изучить архивные материалы по истории города; посетить музей Ярослава Гашека с целью изучения бугульминского периода жизни писателя; изучить архивные материалы о Бугульминском русском драматическом театре имени А.В.Баталова; проанализировать, сопоставить и обобщить полученные данные, связав их с культурно – исторической жизнью города и страны.

Целевая аудитория: данная работа актуальна для людей любого возраста, но больше ориентирована на обучающихся средних и старших классов, а также студентов различных образовательных учреждений

Этапы реализации проекта

1.Диагностический этап предполагал анкетирование «Что я знаю о Бугульме?»

Результат анкетирования показал, что большинство учеников  9 – 10 классов с интересом отнеслись к поставленной проблеме. Но, к сожалению, оказалось, что многие учащиеся имеют поверхностные знания об истории родного города и мало знакомы с судьбами  Е.Пугачева, Я.Гашека, А.Баталова и др. Только 37% опрошенных школьников обладают достаточной информацией.  Поэтому зародилась идея создать и реализовать проект  «Путешествуй по Бугульме с…», который выполнен на базе краеведения, искусствоведения и литературоведения.

2.Подготовительный этап включал обсуждение темы проекта, цели и задач; сотрудничество с городским краеведческим музеем, драматическим театром, музеем Я.Гашека, школьной библиотекой; видео – съемку.

3.Основной (проектировочный) этап включал планирование, исследование (работа с литературными источниками, интернет – ресурсами; обработка текстовой, иллюстративной, видео, аудио- информации;  исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников; анализ и структурирование собранного материала), выводы.

4.Заключительный этап – это презентация проекта туристического маршрута перед целевой аудиторией, проведение созданной  квест – игры с учениками 10 класса; выпуск CD диска с серией игр по краеведению.

Описание проекта

Актуальность

Бугульма – город с многовековой историей. На протяжении нескольких лет он становится всё краше: появляются парки, места для культурного семейного отдыха, создаются эко – маршруты, а также различные постеры, содержащие информацию об известных людях и исторических событиях Бугульмы и т.п. Данная проектная работа соответствует духу времени и способствует повышению мотивации к изучению культурно – исторического наследия Бугульмы.

Инновационность проекта

Знакомиться с прошлым и настоящим своей страны можно по – разному, важно надолго  сохранить эту память  в наших сердцах. А если это знакомство будет происходить в нетрадиционной форме (туристический маршрут) да ещё сопровождаться решением логических и литературных задач с определением имени известного человека, чья судьба связана с Бугульмой (квест – игра), то  интерес к мотивации изучения будет выше.

Содержание проекта

Участники игры встречаются на железнодорожном вокзале, слушают экскурсовода, получают инструкции по прохождению маршрута. На каждой станции они отгадывают задание, получают фрагмент фотографии (в конце маршрута они должны собрать её полностью) и отправляются дальше. Все задания квест - игры связаны с именем известного русского человека, чью фотографию участники маршрута соберут в конце,  а также получат соответствующие разъяснения о том, как же все станции взаимосвязаны.

1.История Бугульминской железной дороги.  Согласно первым упоминаниям о Бугульме, это была небольшая деревушка в лесу у речки рядом с наезженной купеческой дорогой. «Богатые поля. Зелёные горы. Дубы и берёзы. Сурковые бугры. Бугульма на высоте довольно живописна…» - писал великий поэт  В.А. Жуковский. Поэтому на гербе, данном городу Екатериной II, изображена рыба – пеструшка и куница. Да и сам статус уездного города Бугульма получила благодаря императрице после подавления Пугачевского восстания, с которым неразрывно связана история нашего города. Также значимым историческим событием в жизни Бугульмы является  открытие в 1911 году железнодорожной станции. Паровоз – памятник Л- 1765 тому свидетель. А теперь задание: вспомните прослушанный вами материал и отыщите следующую станцию, на которой вы получите ответ на вопрос о том, что связывало Екатерину II, Василия Андреевича Жуковского и Емельяна Пугачева. Только после этого вы сможете дальше продолжить свой маршрут.

2.Бугульма историческая.  Ответ. Всех этих великих людей связывает имя А.С.Пушкина, который упоминает Бугульму  в архивных заготовках к «Истории Пугачева»,  материалы из которой поэт использовал при написании романа «Капитанская дочка». С конца октября 1773 г. в Бугульме были сосредоточены войска генерала В.А.Кара, направлявшиеся отсюда на помощь Оренбургу, осажденному отрядами Пугачева. В Бугульминской слободе размещалась штаб-квартира генерала А.И. Бибикова.   А В.А.Жуковский был другом и наставником великого поэта.

3.Бугульма литературная.  Бугульма – один из красивейших культурно - исторических городов Татарстана, поэтому существует множество легенд о происхождении названия нашего города. Самой интересной является та, в которой рассказывается о знатной даме и её потерявшейся собачке по кличке Бугуль. Во время отдыха собака убежала в лес и пропала. Дама стала её окликать на всю округу: «Бугуль, Бугуль» и отказалась дальше путешествовать, пока её не найдёт. С тех пор это место стали звать Бугуль,  и постепенно слово трансформировалось в город Бугульма. А теперь задание: найдите в городе то место, где находится памятник собаке (это и будет следующая станция нашего  маршрута). Это литературная станция, поэтому, прежде чем двигаться дальше, назовите произведения русских поэтов и писателей, в названии которых упоминается собака. Писателем – сатириком был и Ярослав Гашек, автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений (он написал рассказ "Как я торговал собаками", который вышел в свет в 1915 году и основан на реальных событиях), из которых мировую известность получил его неоконченный роман «Похождения бравого солдата Швейка». Мы сейчас находимся около этого литературно – мемориального музея.  С октября по декабрь 1918 года, в разгар гражданской войны, Гашек служил помощником военного коменданта Бугульминского уезда. Воспоминания  об этом периоде содержатся в его "бугульминских" юморесках. Есть предположение, что писатель собирался даже создать роман "Швейк в Бугульме". Гашек собирался провести своего героя через плен в России и службу в Красной Армии, поэтому "Швейк в Бугульме" должен был стать последующей частью комической эпопеи. А сейчас вопрос: прослушайте стихотворение, написанное также в непростые для нашей страны годы, и из предложенных фотографий выберите портрет автора данного произведения. ( Звучит стихотворение «Мужество», написанное Анной Андреевной Ахматовой в 1942 году). Если перед вами портрет поэтессы, то где, по вашему мнению, располагается следующая станция культурно - образовательного маршрута?

4.Бугульма и искусство. В Бугульме в разное время жили и творили много талантливых профессиональных и самодеятельных художников. В конце восемнадцатого века здесь обосновалась семья московского художника Алексея Лапицкого. Все церкви, соборы, монастыри и часовни, построенные за это время в Бугульме и селах уезда, а также в Бугуруслане, Чистополе, Елабуге и других городах Прикамья, в Васильеве под Казанью, расписаны им. В 1958 году в Бугульме открываются Художественно-производственные мастерские Худфонда РСФСР, вторые в республике после Казани. Здание, в котором сейчас находится центр национальной культуры, является визитной карточкой  города, это бывший дом купца Хакимова.  Когда - то здесь находился кинотеатр «Заря». А сейчас из предложенных фотографий выберите ту, которая, по вашему мнению,  является лишней.  Объясните свой выбор и отправляйтесь на последнюю, главную станцию, на которой вы получите  последний фрагмент собираемой вами фотографии и узнаете имя великого русского человека, чьё имя неразрывно связано с культурной жизнью нашего города.

Бугульминский русский драматический театр является одним из старейших в Закамье. Официальная дата его образования — 1935 год. Вместе с тем архивные документы подтверждают наличие первой театральной труппы в Бугульме еще в 1899 году. Значительными в истории Бугульминского государственного русского драматического театра стали периоды, связанные с деятельностью А.Струнина, П.Джапаридзе, Н.Ольшевской. Нина Антоновна Ольшевская — актриса театра Красной Армии, ученица К.С.Станиславского и мать народного артиста СССР А.В.Баталова — возглавила Бугульминский театр в горькое лихолетье Великой Отечественной. Вот как вспоминает о творческой атмосфере военных лет народный артист  СССР Алексей Баталов в своей новелле «Апельсин»: «Мне было пятнадцать лет, я  числился учеником и работал в городском театре Бугульмы , куда приехал вместе с мамой в 1942 году. Так уж вышло, что все первые самые яркие и верные впечатления о театре мне подарили эти полные лишений и горя  военные годы. Именно там, в Бугульме, мне посчастливилось впервые  присутствовать при рождении настоящего театра и с первого дня прикасаться своими руками ко всему, что было связано с этим делом». «Хотя и родился я во дворе МХАТа, человеком театра стал именно в вашем городе».  

Когда участники квест – игры соберут все фрагменты фотографии А.В. Баталова, прослушают различного рода информацию о нем и его жизни, связанной с Бугульмой, у них, возможно, возникнет вопрос: «А как же все станции культурно – образовательного маршрута связаны с выдающимся артистом?  (1.Во время эвакуации, будучи ребенком, А.В.Баталов в Бугульму приехал по железной дороге. 2.Связь его личности с историей прослеживается благодаря фильму «Звезда пленительного счастья»,  в котором Баталов сыграл роль князя Трубецкого.  В качестве названия взята строка из стихотворения Александра Пушкина «К Чаадаеву». 3. А.В.Баталов  сыграл главную роль в фильме по рассказу А.П.Чехова «Дама с собачкой».  Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов. С Ахматовой у Баталова связано множество воспоминаний. В том числе и то, что она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар — чтобы он купил себе одежду. А он приобрел... подержанный «москвич». И назвал его Аннушкой. 4. А.В.Баталов был не только талантливым актером, но и замечательным режиссером, снявшим фильмы по известным литературным произведениям. Это «Шинель» Н.В.Гоголя, «Три толстяка» Ю.Олеши, «Игрок» Ф.М.Достоевского. Снимался в фильме «Мать» по роману М.Горького и др. )  Алексей Баталов : Как артист я родился в Бугульме.

Ожидаемые результаты

Практико – ориентированный проект «Путешествуй по Бугульме с…»  рассчитан на два года, так как является частью реализуемого в нашем лицее межпредметного проекта и вызывает интерес как у учащихся, так и  у педагогов лицея. Данный материал можно использовать на уроках гуманитарного цикла, при проведении внеклассных мероприятий, на кружковых занятиях по краеведению, а также он может пополнить фонд школьной библиотеки и музея. Проектная работа, представленная в форме квест – игры, будет способствовать  вовлечению в поисковую деятельность более широкого круга учащихся, что позволит сформировать активную  жизненную позицию под влиянием общественно-значимой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект.

Профессиональная ориентация воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....

Практико-ориентированный проект «Формирование ценностных здоровьесберегающих мотиваций в процессе изучения биологии»

При прохождении курсов "Модернизация биологического образования" В ПАПО (г. Москва) мною был подготовлен для курсовой защиты Практико-ориентированный проект по теме: Формирование ценно...

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»

Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...