Проект «Духовно-нравственное воспитание школьников через креативный взгляд на мир»
проект (6 класс)

Вавулина Ольга Сергеевна

Духовно—нравственное воспитание школьника, формирование в нем свойств развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного

развития России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект138.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «Духовно-нравственное воспитание школьников
через креативный взгляд на мир»

Автор проекта:
О.С. Вавулина,

учитель русского языка и литературы

Школа – интернат № 18 ОАО «РЖД»

г. Барабинск, Новосибирская область

Содержание:

1. Введение…………………………………..…………………………………….3

2. Структура проекта……….…………………………..……………..…………..4

2.1.Организационно - подготовительный этап……………………..….………..4

2.2. Основной этап..……………………………………………………….………5

2.3. Заключительный этап……..………………………………………...…...…...7

3. Ожидаемые результаты……………………...…………………………………8

4. Практическая значимость……………………………………………………...9

5. Заключение…………………………………………………………...…………9

6. Литература………...…………………………….………..…………………...10

Приложение…..………………………………………………………………….11

  1. Введение

Духовно-нравственное воспитание является ключевым требованием ФГОС.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин сообщил об утрате нравственных ориентиров в обществе. Президент подчеркнул: «Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена, делало нас крепче». «Мы должны укреплять прочную духовно-нравственную основу общества», - заключительные слова В.В. Путина в послании.

Через систему духовно-нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся.

Учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер и поможет школьникам через креативный взгляд на мир глубоко осмыслить духовно-нравственные ориентиры в обществе.

Актуальность проекта.

Духовно-нравственное воспитание школьника, формирование в нем свойств развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

        В нашем образовательном учреждении реализация данного проекта является актуальной, потому что большую часть времени воспитанники проводят в стенах школы-интерната. Дети очень восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию, особенно если оно осуществляется через творческий нестандартный подход.  Проект  «Духовно-нравственное воспитание через креативный взгляд на мир» представляет интерес для школьников по многим причинам.  Воспитанники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представленийо добре и зле, о смысле жизни. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, то есть имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли поступают нравственно? Нет, не всегда. Креативный взгляд на мир привлекает учащихся не только своей формулировкой, но и глубиной осмысления духовно-нравственных ориентиров в обществе.

Гипотеза: реализация данного проекта с использованием креативных методов работы позволит значительно повысить уровень  развития духовно-нравственных качеств личности ребёнка.

Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка посредством креативного взгляда на мир.

Задачи:

  1. провести диагностическое исследование с обучающимися 6, 7 классов для определения уровня нравственной воспитанности подростков;
  2.  разработать  и организовать занятия с детьми на темы «Духовность и нравственность сегодня», «Креативный взгляд на мир»;
  3. представить результаты проекта на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Сроки реализации: сентябрь  2016 г. - октябрь 2016 г.

Участники проекта: воспитанники Школы-интерната №18 ОАО «РЖД» 12-14 лет.

2. Структура проекта

2.1. Организационно - подготовительный этап

Работу по созданию фотографий и слоганов предлагается организовать в форме коллективного проекта. Коллективная деятельность учащихся является прогрессивным методом обучения. Такой вид работы с учащимися требует дополнительной подготовительной работы. Определяем цели совместного проекта:

  • формирование готовности и способности учащихся к духовному развитию;
  •  реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
  • укрепление нравственности;
  • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
  • выработка позитивной нравственной самооценки и самоуважения, готовности и способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
  • формирование трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни;
  • укрепление веры в Россию.

После установки целей проводим первичную диагностику на выявление нравственного уровня подростков (тест «Размышляем о жизненном опыте», составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой), обрабатываем результаты и составляем диаграмму «Уровень нравственной воспитанности подростков».

Следующим шагом является определение объема  работ, планирование общей структуры проекта, продумывание способов распределения работ в проекте, составление календарного плана работы. Необходимо также подготовить список книг, пособий, сайтов,  где школьники могут найти необходимую информацию о духовно-нравственном воспитании и нужные иллюстрации. В работе по подбору материала  примут  участие и ученики. На основе анализа подготовленных материалов будет более четко вырисовываться тематика и структура будущего проекта.

2.2. Основной этап

Ученикам предлагается разбиться на несколько небольших творческих групп по 2-3 человека. У каждой группы есть независимый участок работы или отдельный вид деятельности.

Направления работы.

1.Познакомить детей с  понятийным аппаратом. Провести занятия на темы «Духовность и нравственность сегодня» (Приложение  №1), «Креативный взгляд на мир» (Приложение  №2). Отдельная группа должна чётко представить для всех  основные понятия, которые необходимы для работы по заданной теме, составить лаконичные схемы по проблеме духовно-нравственного воспитания, подобрать высказывания известных людей. Материал может быть представлен следующим образом.

Понятийный аппарат.

Духовно- нравственное воспитание

содействует формированию у человека:

2

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что можетнас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных, нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д. Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Принципы духовно-нравственного воспитания

3

Креативный взгляд – творческий, созидательный угол зрения.

  1. Придумать композиции будущих фотографий, составить план их систематизации. Например, можно сфотографировать для сопоставления эпизоды жизни человека и животных.

Работая над своей частью проекта,  ученики должны понимать общую идею проекта, представлять себе его структуру, знать о работах, которые выполняют их товарищи.

  1. Подобрать к фотографиям цитаты из литературных произведений, придумать собственные оригинальные слоганы. Все подобранные комментарии обязательно должны требовать самостоятельного домысливания. В этом и заключается главная идейная нагрузка проекта. Например, мы видим ребёнка, который жмурится от солнца и прижимает к груди цветы - к данному сюжету подбираем цитату из стихотворения Пастернака « О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» и подсознательно понимаем, что жизнь – это счастье, что нужно ценить каждое мгновение.
  2. Составить небольшие текстовые комментарии для страниц мультимедиа-презентации. Для того чтобы повысить эффективность работы по духовно-нравственному воспитанию через креативный подход мы активно использовали средства демонстрации выбранных работ  с использованием интерактивной доски. Практически на каждом внеурочном занятии ученики активно обсуждали созданные работы, вносили собственные пояснения (например, почему на фотографии с изображением четвероногого друга на чемодане уместны строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова).

2.3.Заключительный этап

  1. Провести конкурс на лучший подбор к фотографиям цитат, афоризмов, слоганов.
  2. Продумать, какие духовно-нравственные уроки приобретены во время выполнения проекта.
  3. Подготовить буклеты с креативными идеями воспитания духовно-нравственных качеств личности. В этой работе школьники смогут познакомиться с элементами издательской деятельности по выпуску печатной продукции. В буклете можно поместить  лучшие фотографии, меткие слоганы, цитаты известных людей. Буклет, безусловно, украсят разного рода дополнительные материалы, появляющиеся в результате детского творчества: рисунки, орнаменты, стихотворения.

На предпоследнем внеурочном занятии проводилась повторная диагностика, которая показала, что есть положительная динамика (Приложение 3). На заключительном собрании была запланирована экспертиза проекта и подводились итоги. Экспертиза состояла в том, что при коллективном просмотре готового проекта ученики должны были оценить качество подготовки страниц. Ученикам были розданы индивидуальные анкеты, в которых предлагалось проставить оценки каждой странице проекта, созданной ими самими или их товарищами, по следующим позициям: выбор темы,  качество фотографии, подбор комментария.  Анкетирование оказалось полезным занятием, так как воспитанники получили возможность сами оценить свою работу и работу сверстников. Учащиеся соотнесли внутреннюю самооценку  с мнением товарищей.    Общие результаты реализации проекта будут представлены на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

3.Ожидаемые результаты

1. В результате  диагностического исследования будет отмеченаположительная динамика в  изменении  нравственной воспитанности подростков.

2. При организации занятий «Духовность и нравственность сегодня», «Креативный взгляд на мир» у школьников сформируются  ценностные ориентиры, моральные  нормы,готовность и способность к духовному развитию.

3. Представление проекта на заседании методического объединения будет  способствовать  накоплению и передаче  педагогического опытав развитии личности ребёнка, в приобщении его к духовно-нравственным ценностям.

4.В ходе реализации проекта воспитанники  приобретут опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром,  у них будут развиватькоммуникативные  навыки, навыки самоорганизации; становления творческого начала.

План мероприятий

Что сделать?

Сроки

1.

 Провести диагностическое исследование с обучающимися 6, 7 классов  на тему «Уровень нравственной воспитанности подростков» (тест «Размышляем о жизненном опыте», составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)

10-11 сентября

2.

Спланировать  структуру проекта, продумать  способы распределения работ в проекте, составить календарный план работ.

15-16 сентября

3.

Изучить теоретический материал по теме «Духовно-нравственное воспитание», подготовить слайдовую презентацию на тему.

16-18 сентября

4.

Провести с подростками занятия на темы «Духовность и нравственность сегодня», «Креативный взгляд на мир».

21-22 сентября

5.

Придумать сюжет будущих фотографий, выбрать снимки, составить план их систематизации.

21 сентября –8 октября

6.

Подобрать к фотографиям цитаты из литературных произведений, придумать собственные оригинальные слоганы.

11-15 октября

7.

Провести конкурс на лучший подбор к фотографиям цитат, афоризмов, слоганов.

18 октября

8.

Подготовить презентацию проекта.

19-22 октября

9.

Оформить буклеты, фотоработы.

19-22 октября

10.

Провести повторное диагностическое исследование с детьми на тему «Уровень нравственной воспитанности подростков».

25 октября

11.

Результаты реализации проекта будут представлены на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

27 октября

4. Практическая значимость

В результате работы над проектом нам удалось сформировать у воспитанников необходимые ценностные ориентиры, моральные нормы. Первый положительный опыт, возможно, породил дальнейший интерес и желание подростков через креативный взгляд на мир обогащаться духовно и нравственно. Воспитанники приобрели опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром, на практике познакомились с навыками самоорганизации.

Креативный взгляд помог детям смотреть на жизнь по-новому, делать собственные, а значит, самые ценные, объективные выводы.   Как известно, развитие общества напрямую зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений и духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание школьников является ключом для процветания России.   Данный опыт реализации проекта может быть использован педагогами нашей Школы-интерната и учителями образовательных учреждений муниципального уровня.

5.Заключение

В проект вошли  фотографии со следующими   сюжетами: о ребёнке и счастье, о собаке и одиночестве, о  настоящей «собачьей» жизни, о мечте черепахи, о крошке хлеба и милосердии, о беспомощной старости, о красоте и истине, о противоестественности жизни и о любви (приложение №4). На всех фотографиях размещаются цитаты и слоганы, отражающие главную идею проекта – развивать в детях духовно-нравственные качества личности через креативный взгляд на мир.

Работа над проектом была построена таким образом, чтобы ненавязчиво, увлекательно, творчески повысить в детях уровень развития духовно-нравственных качеств.

6. Литература

1. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.

2. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.

3.Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г. 4.Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007.

5. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

6.Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

7. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

Уровень нравственной воспитанности учащихся 6-7 классов (сентябрь-октябрь 2016 г.)
«Школы – интерната № 18 ОАО "РЖД"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...

Проект "Духовно-нравственное воспитание посредством эстетической деятельности"

Проект "Духовно-нравственнон воспитание посредством эстетической деятельности" имеет свою цель: способствовать формированиюу обучающихся творческих объединений четкого представления о духовно-нра...

Проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности"

Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности".Цель: Создать условия для формирования представлений  о духовно-нравственных ценностях у обучающихс...

творческий проект " Духовно-нравственное воспитание в МОУ "Днестровская С№1"

краткая презентация темы "Духовно-нравственного воспитания в МОУ "Днестровская СШ№1" по 5  направлениям , с теорией и практикой ....

Социальный проект "Духовно-нравственное воспитание через тимуровскую работу"

Цель  проекта - создание системы работы с пожилыми людьми...