Рабочая программа "Основы юридического права" для 6 классов
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа "Основы юридического права" для 6-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_oyup_6-_klass.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по Основам юридического права  для 6  класса (ФГОС ООО)

1. Рабочая программа среднего  образования по Основам Юридического Права для 6 класса составлена на основе:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом  Министерства  образования и науки  РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  • Устава  МБОУ «Школа № 5»,  утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.
  • Положением МБОУ «Школа № 5» «О рабочей программе  по учебному предмету в рамках реализации ФГОС второго поколения»  утвержденного приказом №590 от 30.08.2016 г.
  •  ООП ООО "Отличная школа" приказ № 599 от 31.08.2016 г.
  • В  соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа №5»  «Отличная школа», составленной на период 2012-2017гг.;
  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2013),
  • Программы по курсу права  для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Авт.-сост. :В.В.Спасская, С.И. Володина, Е.А. Певцова. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права. Серия «Основы правовых знаний» - М.,2004. – 80с.  

Программа адресована: учащимся для обучения курса основы юридического права в 6 классах общеобразовательной школы. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Особенность рабочей программы по предмету: Данная рабочая программа разработана в рамках единого УМК  Проекта Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе», исходя из вариативности учебного плана ОУ. В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления юридического мышления и правовой культуры, чувства законности и справедливости. В связи с эти становится актуальным включение в школьную программу курса «Основы правовых знаний», имеющего комплексный характер, знакомящий школьников с основами теории государства и права и основополагающими нормативно-правовыми актами, защищающими их права и устанавливающими ответственность  для несовершеннолетних правонарушителей, и опирающийся не только на правовые, но и на нравственные ценности и гуманизм. 

Концепция программы:  Ключевой особенностью программы является формулирование целей в виде линий развития личности школьника средствами права. Под линией развития  понимается группа взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный класс жизненно-практических задач.

Обоснованность  (актуальность, новизна, значимость)

Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний. В их числе, например, такие вопросы, как устройство государства (в особенности РФ) и роль человека и гражданина в нем; права несовершеннолетних; способы защиты нарушенных прав; правоохранительные органы. Важно и то, что материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Отсюда большое внимание, которое проблемам правонарушений и юридической ответственности.

Образовательная область:

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010г.) предметы "Право", "Обществознание" входят в предметную область "Общественно-научные предметы". При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Цель изучения предмета:

Основная цель преподавания предмета – заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите применительно как к себе, так и к другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной. Задача состоит в:  -продолжении  интегрированного курса образовательной области «Окружающий мир (I ступень образования); -развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;  -приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);       -приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.

  Сроки реализации программы:1 год.

Предполагаемые результаты обучения.

В результате освоения курса основ юридического права в  6 классе   учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Умение понимать правовые связи между людьми в обществе: добывать и критически оценивать информацию, систематизировать правовую информацию в виде текста и схемы. обобщать, группировать, сравнивать  факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение занимать свою позицию: определять и объяснять другим свое отношение к правовым нормам. Принимать решения в правовых  ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки, умение договариваться преодолевая конфликты; работать в паре и группе, планировать свою деятельность, договариваться, слушать других, высказывая свою точку зрения, самостоятельно добывать информацию, анализировать, делать аргументировано вывод

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм: умение решать правовые задачи в различных сферах  общественных  отношений.

Система оценки достижений учащихся

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся .

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:  

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного    материала.  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.  

Отметка "4":  

1.Знание всего изученного программного материала.  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

 Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":  

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;  2. допустил не более одного недочета.  

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  2. или не более двух недочетов.  

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:  1. не более двух грубых ошибок;  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";  2. или если правильно выполнил менее половины работы.  

Оценка тестовых заданий:

Формы контроля

Критерии  оценки

Тесты

Правильный ответ – 1балл

 Общее количество баллов за тестовую работу в %.

0-32% - «2»

33-49%  - «3»

56-65 % - «4»

Более 66 % - «5»

2. Общая характеристика учебного предмета.

   Россия вступила на путь построения правового государства и становления гражданского общества. Одним из важнейших приоритетов обновления  содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. В современных условиях,  перед  школой стоит важная задача  развития личности, становления в России гражданского общества и демократического правового государства.  Предмет «Основы юридического  права» изучается в 6 классе  с выделением  из интегрированного курса «Обществознание», изучающегося самостоятельно.  Это система правового обучения школьников, особенность которой заключаются в практико-ориентированном подходе в изложении содержания, опору на социальный опыт ребенка участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни, формировании активной гражданской позиции личности, уважении к правам человека и нормам международного права, обеспечении необходимого  уровня юридической грамотности школьника , решении вопросов профессиональной ориентации и  самоопределения в дальнейшем  Правовое образование и воспитание   призваны развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми ребята столкнутся после окончания школы.

Основная цель преподавания предмета – заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите применительно как к себе, так и к другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной.

Задача состоит в: 

-продолжении  интегрированного курса образовательной области «Окружающий мир (I ступень образования);

-развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;

 -приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);      

 -приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения:

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • ИКТ
  • обучение в сотрудничестве
  • здоровьесберегающие технологии
  • игровые методы обучения
  • личностно-ориентированное обучение;
  • технология формирования самостоятельной работы учащихся на уроке

Ведущими формами организации учебной деятельности являются: индивидуальная, групповая,   фронтальная.  В силу специфики обучения обществознания  наряду с традиционными уроками: изучения нового материала, комбинированного, повторении и обобщения знаний, в практике используются  творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры и мини-проекты. А также  работа с документами, обсуждение и разрешение сложных проблем, приемы : «корзина» идей; «составление кластера»; написание «синквейна»; «учебный мозговой штурм».

Межпредметная связь: Обществознание, история.

3. Место предмета в учебном  плане.

Основы юридического права изучается в 6 классе уровня основного общего образования за счет часов компонента общеобразовательного учреждения, количество часов – 35, 1 час в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы Юридического Права»:

Основными личностными результатами освоения курса «Основы юридического права» являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты выражаются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Основными предметными результатами выступают:

  • относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;
  • знание ключевых правовых понятий;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

5. Содержание учебной программы

Вводный урок 1 час. Правила техники безопасности. Знакомство с планом работы на год, содержанием  курса нового учебного предмета;  требования к результатам обучения; особенности организации работы на уроке и выполнения домашнего задания.

Р.1 Человек в социуме. 5 часов. Понимание справедливых порядков на конкретном этапе исторического развития. Правила человеческого общежития. Норма права.

Р. 2: Право и государство.  14 часов.

Россия. Государственное устройство РФ, Федерация. Субъекты  Федерации,  Федеральные  округа. Что такое власть? Президент. Государственная Дума и Совет Федерации. Кто принимает Законы? Основные права и свободы человека Всеобщая Декларация прав человека. Конституция РФ. Государственный язык.      Долг каждого Гражданина. Дни воинской славы

Р. 3:" Государство и я" 9 часов.

Правоведение – наука о Законах. Закон как форма выражения права Роль права в современном обществе. От права сильного к равноправию. Правовые нормы – регуляторы поведения человека в обществе, Зачем в государстве нужны Законы, как правоведение помогает в жизни. Правовая ответственность. Правонарушение Преступление Проступок. Основные законодательные акты о правах детей. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей.  Уполномоченный  по правам ребенка.  

Повторение 4 часа

Контрольная работа 1 час

Структура учебно-тематического плана по истории

6 класс

Тема

Количество часов

  В том числе на:

   Лабораторные,

 практические работы

 Контрольные работы

 

Право

 1.

  Введение

1

 2.

  Человек в социуме.

5

1

 3.

Право и государство.  

14

2

 4.

 Государство и я.

9

1

 5.

 Повторение.

5

    1

2

 6.

 Контрольная работа.

1

    1

  Всего: 35 часов

6.  Учебно - методическое и материально техническое обеспечение учебного процесса.

Учебные пособия:  

    Программы по курсу права  для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Авт.-сост. :В.В.Спасская, С.И. Володина, Е.А. Певцова. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права. Серия «Основы правовых знаний» -- М.,2004. – 80с.

    Поливанова К.Н.Хасан Б.И.Общество и Я. Учебное пособие для 5-6 классов. В 2-х книгах/ Российский фонд правовых реформ. Проект  «Правововое образование в школе» Серия «Начала права». М.: Издательский дом «Новый учебник». 2004. – 160 с.: ил.

    Хасан Б.И., Поливанова К.Н. Методическое пособие по курсу Общество и Я 5-6 класс. Пособие для учителя. Серия Основы правовых знаний. Проект Правовое образование в школе М правовых реформ. Проект «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания 2004г. 400с., ил. мягкий переплет, немного увеличенный формат. (ISBN: 5-8254-0053-25825400532)       Суворова Н.Г. Оценивание достижений в области правового образования – М., ООО «Издательский дом «Новый учебник» 2004. -192 с.

Литература :

Астахов П.А.Серия «Детям о праве»- М., Эксмо 2011. – 80с.,ил

Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика , эксперимент, технологии и методы. – М.: Планета. 2010 г. – 140с.

Ромашина Н.Ф.Внеклассные мероприятия по гуманитарно - правовому воспитанию. 5-10 классы. – М.: Глобус .Волгоград Панорама, 2008.

 Интернет-ресурсы

 http:// www.statesymbol.ru – государственная символика РФ, символы субъектов РФ и их описание.

 http:// www.uznai-prezidenta.ru – Президент России  гражданам школьного возраста.

 http:// www.allpravo.ru – все о праве.

 http:// www.hro.org – права человека в России

 http:// nurali.newmail.ru – коренные народы России.  Материалы о численности каждого народа, территории их   расселения истории происхождения народов и их названий, культурных обычаях.

http:// www.culturemap.ru – сайт «Культура регионов России»

http:// www.ug.ru/civicnet/civic.htm?civic – проект «Я –  Гражданин России!» на сайте Ассоциации «За гражданское образование».

www.gosdetstvo.com

www.raduga.info

Мультимедиа

Мультимедийная установка. Мультимедийное приложение на электронном диске: «Азбука прав ребенка» Юнисеф. Детский мир. Студия мульт.фильмов -.  М.: .2012г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа "Основы психологии", 10 класс

Современный этап развития системы образования и процесс ее реформирования предъявляет высокие требования к психологической подготовке учащихся. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с пер...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...