Программа "Моя родословная"
методическая разработка (5 класс)

колосова татьяна евгеньевна

программа внеурочной деятельности посвящена исследовательской деятельности обучающихся по составлению свое семейной родословной. Обучающиеся 5 классов получают навыки исследовательской и проектной деятельности, формируют свое отношение к истории и традициям семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_rodoslovnaya.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Моя родословная"

Два чувства давно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

А.С. Пушкин

I. Пояснительная записка

        Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» является дополнением к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной и внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе патриотических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Для учащихся средней школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей. Для достижения указанной темы решаются следующие задачи:  воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордость за семью;

овладевать умениями поиска информации, позволяющей изучать свое¬ родословие;  формировать интерес к познанию самого себя;

 создавать условия для эффективного гражданского и патриотического¬ воспитания школьников;  повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма;

Программа предназначена для учащихся 5-х классов. Работа организована в форме кружка. Занятия проводятся 1 раз в неделю по вторникам. Продолжительность занятия – 1 час.

Общий объём времени составляет 34 часа в год.

II Формы организации внеурочной деятельности.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Форма организации в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия:

 беседы;

сообщения;

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии.

Практические занятия:  выставки декоративно-прикладного искусства;

 праздники;  викторины;  наблюдения за событиями в городе и стране;

заочные путешествия;

творческие проекты, презентации.

ΙΙ. Ожидаемые результаты.

 Ценностные установки  любовь к России, своему народу, к своей малой родине, семье, закон и правопорядок;  долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, честь, достоинство, толерантность;  родная земля, заповедная природа, планета Земля;

 Планируемые результаты

  • Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению, семье.
  • Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
  • Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии). Будут знать, и продолжать семейные традиции. Будут учиться общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

        В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД: Личностные универсальные учебные действия.  У обучающегося будут сформированы:  

  • Обучающийся интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;  
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;  
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • Получит возможность для формирования:  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  выраженной познавательной мотивации;  устойчивого интереса к новым способам познания.
  • Регулятивные универсальные учебные действия.
  •  Обучающийся научится:  планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя различать способ и результат действия.
  • Обучающийся получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

  • Учащиеся смогут:  допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;  
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;  
  • соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра.
  • Обучающийся получит возможность научиться:  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи;  
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

- Обучающийся научится:  осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  

- высказываться в устной и письменной форме;  

- анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей);  

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте.

        - Обучающийся получит возможность научиться:  осуществлять         расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской         задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  осознанно и         произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

        - использованию методов и приёмов художественно-творческой         деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

IΙΙ. Основное содержание

№ п/п

Тема и содержание раздела

 «Я и мой город» Родина и родословная тесно связаны между собой. История города Пыть-Ях. История музеев. Памятные места моего посёлка. Традиции посёлка. Любимые места в посёлке. Экскурсия в библиотеку. Конкурс рисунков «Мой родной город»

11ч

«Я и мои земляки» Кто такие земляки. Выяснить, что дети знают о профессиях своих земляков , их занятиях ; воспитывать интерес к различным профессиям, к людям труда; формировать потребность трудиться. Знаменитые люди посёлка. Коренное население. Быт и занятия коренного 4 населения. Легенды и предания. История создания костюма (материал, цвет, вышивка, применение, праздничный или повседневный). Проект «Лучший костюм».

11ч

«История моей семьи» Судьба предков. След войны в моей семье. Мини-рассказы о подвигах предков. Истории о ветеранах. Изготовление поздравительных открыток к празднику 9 мая. Коллективный проект «Газета памяти».

6ч.

«Семейные обязанности и традиции» Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием «традиция». Мир семейных увлечений. Увлечения моей семьи. Традиции в моей семье. Понятие «семейные традиции». Мои коллекции. Рассказ о старинных вещах. Проект «Калейдоскоп семейных увлечений».

6ч.

 

Методические рекомендации к составлению родословной.

Первый этап составления родословных – сбор начальных сведений о семье. Ребята записывают фамилии, имена и отчества близких и дальних родственников, указывают годы их жизни, обозначают отношения родства и свойства.

Второй этап – составление родословного древа семьи. Методика работы такова: используя чистый лист бумаги, следует в центре нижней его части проставить свою фамилию, имя, отчество, дату рождения. И далее, двигаясь вверх, в виде ответвлений записать эти же данные о родителях, бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках и т. д. Это восходящий смешанный тип родословных, наиболее доступный для начальных исследований школьников.

Следующий этап – уточнение и дополнение информации. На отдельной карточке записываются подробные, насколько возможно, сведения о каждом члене семьи по схеме:

-         фамилия, имя, отчество родственника (если это женщина, указать девичью фамилию);

-         число, месяц и год рождения;

-         место рождения (село, район, область, город);

-         образование (где и когда учился, какую профессию приобрел);

-         род и место занятий;

-         основные вехи жизненного пути;

-         кто были родители.

Кроме того, желательно раскрыть черты характера, интересы и наклонности, увлечения человека, забавные случаи из его жизни, семейные легенды. К  записям желательно приложить фотографии, документы (их копии), вырезки из газет, письма, которые помещаются в большие конверты или файлы. Так постепенно оформляется «Семейный родословник».

Изучая прошлое своей семьи, ребята сделали некоторые выводы, оформленные ими как памятка для начинающих эту работу:

1.  Составление родословной – это длительный процесс, который требует долгого времени, опроса широкого круга лиц, рассмотрения сохранившихся письменных источников. Для серьезного изучения истории семьи необходимо обратиться в архивы.

2.   Составление родословной будет более успешным, если в семье найдется человек, интересующийся своими предками и уже собравший некоторый материал.

3.   При беседе с членами семьи, родственниками нужно уметь ставить вопросы, уметь «зацепиться» за маленькую деталь и воссоздать законченную картину прошлого.

4.  Время летит и «заметает следы». Поэтому тем, кто хочет оставить свою родословную, нужно немедленно браться за дело. Значение имеет каждый год, каждый месяц и даже день. Люди уходят и уносят с собой знание и память.

5.  При работе над родословной устанавливается связь с прошлым. Давно ушедшие люди кажутся близкими, становятся родными. В итоге осознаешь, что ты не один, у тебя есть корни на этой земле. Понимаешь, насколько верны слова Марины Цветаевой: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».

Работа по составлению восходящей смешанной родословной в школьном краеведческом кружке – это только первый шаг для тех, кто хочет серьезно заниматься историей своего рода. Но и этот шаг очень важен, и задача преподавателя – помочь детям понять ценность их работы, почувствовать радость от сделанного, направить их дальнейшие поиски.

А следующим этапом станет составление нисходящей родословной. И теперь уже недостаточно будет устных рассказов и воспоминаний родных. Где же искать сведения о своих родных? Источником для поиска необходимых данных являются ревизские сказки, хранящиеся в областном архиве, подворные переписи крестьянства, материалы земства, различные словари, энциклопедии. Не менее важным источником являются метрические книги, где можно узнать точную дату рождения и крещения, имена и фамилии родителей, крестных отцов и матерей, даты бракосочетаний, смерти и места погребения.

Безусловно, серьезная работа потребует много времени, усилий, терпения и настойчивости. Но и отдача от этого труда колоссальна, так как человек, узнавая, кто он и откуда, встает на путь самопознания и осознания своего места на земле, связи с Родиной, которая «подобна огромному дереву, …всякое дерево имеет корни…, которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела» (В.М. Песков.)

Литература и источники.

Использованные материалы:

  1. Большая советская энциклопедия. Том 2 – М., 1970 г.
  2. В.Песков «Отечество» - М., 1978 г.
  3. Энциклопедия для детей «История России. XX век» - М., 1995 г.
  4. Газета «Шик» гимназии № 3 г. Белгорода (№ 31-32/2004 г).
  5. Газета «Смена» от 31.07.04 г.

http://www.vgd.ru/

http://genealogia.ru/ 

http://rosgenea.ru/ 

http://www.1archive-online.com/ 

http://www.svrt.ru/ 

http://www.familii.ru/ 

http://www.nobility.ru/ 

http://www.myheritage.com 

http://www.familyspace.ru/ 

http://www.semyaonline.ru 

http://www.genway.ru 

http://familygifts.ru 

https://geno.ru/ 

http://www.okorneva.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

Моя родословная.

Моя родословная. Презентация. Несколько советов начинающим....