Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»
рабочая программа

Кныш Ирина Борисовна

Рабочая программа вокального  кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.

Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий художественного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                         средняя общеобразовательная школа № 32

ПРИНЯТА  на заседании

Методического совета

От «___» ______ 20___ г.

 протокол №  ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ  №32

_____________А.В. Кныш

Приказ №___________

от «___» ______ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Унисон»

Возраст обучающихся: 8 - 16 лет

Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:

Кныш Ирина Борисовна,

учитель музыки

Г. Комсомольск-на-Амуре, 2018г.

Пояснительная записка

        

     Рабочая программа вокального  кружка «Унисон»  составлена в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».  Данная программа разработана на основе типовой программы по хору (Москва, 1988г.) и программы М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г. Программа  имеет художественную направленость.

       Музыкальное  воспитание в школе является неотъемлемой частью единого воспитательного процесса. Детское хоровое пение – один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической деятельности ребенка. Коллективное музицирование  творческий и познавательный процесс, на  основе которого формируется любовь к пению, чувство эстетического удовольствия от исполнения песен, вырабатывается музыкальный вкус.

     Воспитание ребенка через музыкальное искусство  и  стремление более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности, а также отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников на кружковом занятии обусловили необходимость разработки данной программы.

 Цель программы - формирование музыкально-эстетических интересов и потребностей детей средствами вокального искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. способствовать формированию певческих умений и навыков;
  2. способствовать в овладении навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату;
  3. способствовать повышению мотивации учащихся к вокально-хоровому творчеству.

Развивающие:

  1. развивать становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма;
  2. развивать психологические способности: память, мышление, внимание;
  3. формировать положительную реакцию учащихся на музыку;
  4. создать условия для развития музыкального творчества.

Воспитательные:

  1. способствовать развитию коммуникативной культуры;
  2. воспитывать культуру поведения в детском певческом коллективе;
  3. формировать навыки работы в группе, в ансамблях;
  4. способствовать созданию творческой атмосферы сотрудничества, обеспечивающей развитие личности, социализацию и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

         Реализация задач   осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое и сольное пение,  игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

    Срок реализации программы 4 года. Годовой курс программы рассчитан на 70 ч.  -  2 занятия (по 40 минут) в неделю. Занятия коллективные, индивидуальные.

     Количество обучающихся в группах:

  • 1 -й год обучения - 10 - 15 чел.
  • 2-4 год обучения и далее -   8-12 чел.

   Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокальная работа;
  • занятия по музыкальной грамоте;

-фонопедические упражнения;

  • восприятие (слушание )музыки;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • двигательные упражнения.

   Направления работы:

   Вокальная работа с солистами и    вокальными    группами,    которые    организуются     по    мере необходимости.

         Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий художественного направления.

      В кружке на добровольной основе занимаются дети 2 – 10  кл. сольным и ансамблевым пением. Воспитанники кружка, прошедшие курс обучения, в дальнейшем принимают активное участие в концертной жизни школы.  

   

   

     

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Первый-второй год обучения

Тема 1.  Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Строение голосового аппарата. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Тема 2. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.2. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.3. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.

Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Работа над произведениями  различных жанров (песня, миниатюра, баллада и т.д.). Освоение средств исполнительской выразительности  динамики, темпоритма, фразировки, штрихов и т.д. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента; сольно и вокальным ансамблем.

Тема 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

                                                 

Третий  год обучения

Тема 1. Организация певческой деятельности учащихся  в условиях занятий сценическим движением

1.1. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица, ритмикой,  пантомимой.

Тема 2. Совершенствование вокальных навыков. 

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4 Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема 3.  Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

     Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

Четвёртый  год обучения

Тема 1. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

1.2. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.

Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.

Работа над чистотой  интонации и средствами музыкальной выразительности в  песне. Работа над стилевыми особенностями в  песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле.

Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Работа с микрофоном, на сцене.

         Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента; под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений в работе над песней.

Тема 4. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов,  посещение концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

 Пение как вид музыкальной деятельности

4

10

14

2

Формирование детского голоса

6

18

24

3

Работа над певческим репертуаром

6

18

24

4

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

-

8

8

Итого:

16

54

70

 

Прогнозируемые результаты 1-го года обучения

По окончании 1 года обученияучащиеся будут обладать следующими знаниями, умениями, навыками:

Предметные результаты:

  • Иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях.
  • Иметь навыки музыкального восприятия.
  • Иметь представление об устройстве речевого аппарата.
  • Иметь представления о средствах музыкальной выразительности.
  • Иметь представление о сценической культуре
  • Иметь навыки концентрации внимания, слуха, координации движений.
  • Иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования.
  • Иметь навыки вокального пения.
  • Иметь представление о сценической культуре.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащиеся приобретут опыт

  • Самостоятельно формулировать цели при работе с произведением.
  • Развивать способность воспринимать музыку, уметь анализировать ее по средствам выразительности
  • Вырабатывать способность концентрировать свой слух и музыкальную память.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Самостоятельно передавать свои впечатления о музыке в словесной форме
  • определять характер, настроение  песен
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
  • Добывать новые знания из разных форм (прослушивание музыкальных записей).

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • аргументировать собственную позицию, уметь слышать и учитывать мнение других
  • уметь самостоятельно оценивать свое исполнение
  • уметь координировать свою работу в группе, в ансамбле

Личностные результаты:

  • Дисциплинированность.
  • Интерес к творческому труду и умение работать.
  • Уважительное отношение к мнению других людей, сопереживание.
  • Умение заботиться о своем здоровье.

Второй год обучения

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие: Пение как вид музыкальной деятельности

4

12

16

2

Формирование детского голоса

6

16

22

3

Работа над певческим репертуаром

6

20

26

4

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

-

6

6

Итого:

16

54

70

Прогнозируемые результаты 2-го года обучения

По окончании 2 года обучения учащиеся будут обладать следующими знаниями, умениями, навыками:

 Предметные результаты:

  • Знать базовые компоненты музыкальной теории в соответствии с программными требованиями 2-го года обучения;
  • Знать основные музыкальные жанры;
  • Иметь представление об основных вокальных жанрах;
  •  Иметь основные вокальные навыки;
  • Знать ноты, различать их по высоте и длительности;
  • Иметь навык импровизации на заданную тему;
  • Иметь навык сольного и ансамблевого пения;
  • Уметь ориентироваться в специальной терминологии;

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащиеся приобретут опыт:

  • самостоятельной оценки правильности выполнения действия, внесения корректив;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
  • Развивать способность воспринимать музыку, уметь анализировать ее по средствам выразительности
  • Вырабатывать способность концентрировать свой слух и музыкальную память.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сочинению песен-попевок
  • определять характер, настроение, жанровую особенность песен
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения, чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении
  • Добывать новые знания из разных форм (прослушивание музыкальных записей).

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • аргументировать собственную позицию, уметь слышать и учитывать мнение других
  • получать нужную информацию, задавая вопросы ; сопоставлять полученные ответы
  • уметь координировать свою работу в группе, в ансамбле

Личностные результаты:

  •  Трудолюбие, дисциплинированность;
  • Умение заботится о своем здоровье;
  • Умение уверенно держаться на сцене, быть собранным;
  • Уважительно относится к мнению товарищей.

Третий год обучения

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением

4

10

14

2

Совершенствование вокальных навыков

6

18

24

3

Работа над певческим репертуаром

6

20

26

4

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

-

6

6

Итого:

16

54

70

Прогнозируемые результаты 3 года обучения.

По окончании 3 года обучения учащиеся будут обладать следующими знаниями, умениями, навыками:

 Предметные результаты:

  • Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
  • Знать понятия: ритм, лад, мажор минор, пауза.
  • Иметь навыки пения по нотам.
  • Знать основные техники пения.
  • Уметь применять полученные знания на практике.
  • Иметь навыки правильного звукообразования.
  • Иметь представление о музыкальной фразировке в пении.
  • Иметь навыки импровизации на заданную тему.
  • Уметь анализировать музыкальное произведение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащиеся приобретут опыт:

  • самостоятельной оценки правильности выполнения действия;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сочинению мелодий и исполнению песен-попевок
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения, чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении
  • реализовывать собственный творческий потенциал в сольных и совместных выступлениях с коллективом

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • аргументировать собственную позицию, уметь слышать и учитывать мнение других
  • получать нужную информацию, задавая вопросы ; сопоставлять полученные ответы
  • уметь координировать свою работу в группе, в ансамбле

Личностные результаты:

  •  Развитие чувства уверенности в себе и в своих музыкальных способностях;
  • Дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность;
  • Умение выступать на концертах, конкурсах;
  • Творческий самоконтроль.

                                 Четвёртый год обучения

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением

4

10

14

2

Совершенствование вокальных навыков

6

18

24

3

Работа над певческим репертуаром

6

20

26

4

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

-

6

6

Итого:

16

54

70

Прогнозируемые результаты 4 года обучения.

 По окончании 4 года обучения учащиеся будут обладать следующими знаниями, умениями, навыками:

 Предметные результаты:

  • Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
  • Знать понятия: партитура,  размер, такт, тактовая черта.
  • Иметь навыки сольного пения, пения дуэтом, двухголосием.
  • Уметь управлять интонацией голоса.
  • Иметь навыки пения по нотам,  чтения ритмического рисунка.
  • Владеть приемами певческого дыхания.
  • Иметь навыки работы над воплощением сценического образа в пении.
  • Применять полученные знания на практике.
  • Иметь навыки концертной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащиеся приобретут опыт:

  • самостоятельной оценки правильности выполнения действия, внесения корректив;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
  • приобретать (моделировать) опыт выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного теста, находить нужный характер звучания, импровизировать

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сочинению мелодий и исполнению песен-попевок
  • определять характер, настроение, жанровую особенность песен
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения, чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении
  • создавать собственные интерпретации
  • реализовывать собственный творческий потенциал

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • аргументировать собственную позицию, уметь слышать и учитывать мнение других
  • получать нужную информацию, задавая вопросы ; сопоставлять полученные ответы
  • уметь координировать свою работу в группе, в ансамбле

Личностные результаты:

  • Общая и сценическая культура;
  • Творческая активность;
  • Творческий самоконтроль;
  • Самодисциплина, трудолюбие, коммуникативность.

Материально-техническое обеспечение:

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • DVD,
  • музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальный инструмент,
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

 

Методические материалы

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

 - словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);

 - наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);

 - стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);

 - метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);

 - репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

 - исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

 - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности). 

В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание  дисков;  концертная деятельность. 

К некоторым формам работы в вокально-хоровом кружке относятся :

  • артикуляционная гимнастика (из ФМРГ В. Емельянова);
  • игровые упражнения;
  • распевание (1 и 2 уровень из ФМРГ В. Емельянова);
  • работа над произведениями;
  • дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

 В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, устный опрос, музыкальные викторины,  тесты, концертные выступления.

Для оценки качества знаний учащихся  используются следующие формы

  • Контрольное занятие
  • Конкурс
  • Концерты
  • Анализ концертной деятельности

Примерный репертуарный список

Первый год обучения

Р.н.п. «Со вьюном я хожу»

М. Пляцковский «Мамина песенка»

В. Шаинский. Чунга-чанга

В. Шаинский «Облака»

«Когда мои друзья со мной»

 Е. Крылатов Колыбельная медведицы

 Н. Рыбников «Песня Красной шапочки»

К. Певзнер «Оранжевая песенка»

 А.Рыбников «Буратино»

Ю Саульский «Черный кот»

Р. Бойко «Новый дом»

В. Ударцев «Улитка»

Второй год обучения

Р.н.п. «Перед весной» обработка В. Попова

В. Ударцев «Радуга»

В. Богатырев «Три желания»

В. Шаинский «Улыбка»

В. Дементьев «Простая песенка»

 Т. Рамазанова «Ромашки»              

 Д.Тухманов             «Аист на крыше»

 Т. Андрейченко         «Снежный человек»

«Все ли можно сосчитать»

А. Ермолов               «Музыка рисует дождь»

С. Сорокин «Джинсовый мальчишка»

Третий год обучения

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

А. Афанасьев «Гляжу в озера синие»

Р. Левдокимов. «Я буду капитаном»

Немецкая песенка «Музыканты» (канон)

М. Минков «Да здравствует сюрприз!»

А. Зацепин «Волшебник»

В. Шаинский «В мире много сказок»

В. Красильников «Надо знать»

Л. Козлова «Я буду чемпионом». «Кораблик»

В. Ударцев «Солнечный гном»

Четвертый год обучения

Норвежская народная песня «Камертон»

М. Дунаевский «Жил да был брадобрей»

М. Минков «Дорога добра»

Л. Семенов «Мамины глаза»

Я. Кучеров «Русские солдаты»

К. Попов «Песня об оранжевых подтяжках»

А. Варламов «Звездочёт»

«Мой учитель»

Н. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой!»

Р. Тульбович «Детям мира»

А. Петров «Я иду, шагаю по Москве»

Р. Бойко «Дело было в Каролине»

Список литературы для учителя:

  1. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953.
  2. Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. – М., 1953.
  3. Вербов А.М. Техника постановки голоса.– М., 1961.
  4. Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. – М., 1977.
  5. Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. – Л., 1968.
  6. Гарсия М. Школа пения. –  М., 1957.
  7. Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре. – М., 1960.
  8. Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. – М., 1950.
  9. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. – М., 1964
  10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб:

            Издательство «Лань», 2000 – 192 с.

  1. Краевая Л.В., Равикович Л.Л. Вокальная работа в детском хоре – М: Издательский центр «Академия», 2002 – 82 с.
  2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
  3. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
  4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
  6. Николаева Е.П. Первые шаги к выразительному исполнению – Музыка в школе, 1990/2 – 48 с.
  7. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.
  8. Рост З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей – М: Айрис-пресс, 2004 – 64 с.

Список нотной литературы:

  1. Абелян Л. Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки. М.: Советский композитор, 1990
  2. Антология советской детской песни. М: Музыка, 1987. Вып. 2.
  3. Барабошкин А. Сольфеджио для 1-5 кл. М.: Музыка, 1988
  4. Волков В. Песни для детей. М: Музыка, 1980
  5. Иорданский М. Песни для детей. М.: Музыка, 1983
  6. Когда тебе шестнадцать. Лирические песни для старшеклассников. М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 3.
  7. Крылатое Е. Прекрасное далеко. Песни для детей и юношества. М.: Сов. композитор, 1989.
  8. Ну, погоди. Песенки из м/фильмов. М.: Музыка,1988. Вып. 6.
  9. О чем поют птицы. Песни на стихи П. Барто. М.: Сов. композитор. 1984.
    Песни героев любимых книг/Сост. Я. Дубравин. М.: Музыка, 1978.
  10. Песни для малышей. М.: Музыка, 1989.
  11. Раз, два радуга. Песни на стихи В. Семернина. М.: Сов. композитор, 1988.
  12. Скворушка прощается. Детские песни советских композиторов на стихи
  13. М.1998
  14. Ивенсен. М.: Музыка, 1966. 15.Солнечные лучики. Песни на стихи В.
  15. Семернина. М.: Сов. композитор.
  16. Твои любимые пески. М,: Сов. композитор, 1991. Вып. 3.      16.Шаинский В. Песни для детей. М.: Музыка, 1989.

Список полезных интернет-ресурсов для педагога

  1. http://www.mp3sort.comhttp://s-f-k.forum2x2.ru/index.ht
  2. http://forums.minus-fanera.com/index.php
  3. http://alekseev.numi.ru/
  4. http://talismanst.narod.ru
  5. http://www.rodniki-studio.ru/
  6. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
  7. http://www.lastbell.ru/pesni.html
  8. http://www.fonogramm.net/songs/14818

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Комплекс упражнений ФМРГ

(для детей младшего школьного возраста)

                     ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

ЦЕЛЬ: развивать межрёберные и грудные мышцы, укреплять мышцы диафрагмы.

  1. Исходное положение: корпус прямой, плечи опущены, тыльные стороны ладоней расположены на рёбрах, язык расслаблен и лежит на нижней губе. Делать частые резкие выдохи (ДЫШИМ КАК СОБАЧКА)
  2. Делать вдох (НЮХАЕМ ЦВЕТОК), а затем, медленный выдох, губы – трубочкой (СДУВАЕМ С ЛАДОШКИ ПУШИНКУ)

                АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА:

«Кривлялки»    ЦЕЛЬ: развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата, разогрев  мышц языка, губ, нижней челюсти (ФМРГ + игровые технологии)

  1. Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка (КУСАЕМ ЯЗЫК)

Далее – каждое задание исполняется 4 раза.

2.Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами (ЖУЁМ ЯЗЫК).

3.Упираться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь (КОЛЕМ ГУБЫ И ЩЁКИ)

4.Пощёлкать языком, изменяя форму рта (ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ)

5.Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем + пройтись по лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.

6.Сделать нижней челюстью круговое движение вперёд-вниз + круговое движение вперёд-вправо-назад-влево-вперёд (ВЫДВИГАЕМ ЯЩИК)

7.Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать «СМОРЩЕННЫЙ  НОС».

8.Соединить движение нижней челюсти вперёд-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением дёсен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. В этом положении сделать 4 резких движения языком вперёд-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

          ИНТОНАЦИОННО – ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ЦЕЛЬ: раскрепощение мышц гортани, помогать сохранять полученный настрой гортани на различных гласных при смене высоты тона, развитие дикции.

1.Сильное активное произнесение согласных звуков в определённой последовательности: «Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж». Каждый звук произносится 4 раза + одновременно работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возвращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

2.Исходное положение: рот открыт, губы расслаблены. Произнести гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное (СТРАШНАЯ СКАЗКА). Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ». Губы и челюсти неподвижны!

3.Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, расслабленный – лежит на нижней губе. Глаза – полусонные. Голосовой регистр расслаблен. Издавать низкий шуршащий-трещащий-скрипящий-рокочущий звук («ШТРО-БАС») на гласном «А».

      ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

«Кричалки»  ЦЕЛЬ: раскрепощение голосового аппарата, сглаживание регистровых порогов.

1.Исходное положение: максимально открытый рот, оттопыренные губы. Произносим 4 коротких шипящих звука в форме гласного «А» шепотом.

2.Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со всё возрастающей силой тона, увеличением объёма ротоглоточной полости (всё большим открыванием рта)  - ЗАВОДИМ И ЗАПУСКАЕМ РАКЕТУ.

3.Сказать «раз, два» шёпотом, «три,четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикнуть + имитировать крик чаек 3 раза  (ЧАЙКИ)

4. «КРИК-ВОЙ!» Исходное положение: максимально открытый рот. Сделать бесшумный вдох, крикнуть 3 раза «А», а затем, перевести этот крик восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» (В ЛЕСУ).

5. «ВОРОНА И ГНОМ» Сделать глубокий вдох, проговаривание текста в верхнем и нижнем регистре:

               

              - Как зовут тебя, ворона? (верхний регистр)

              - Ка-а-арловна (нижний регистр)

              - Что ты делаешь, ворона? (верхний регистр)

              - Ка-а-аркаю (нижний регистр)

              - Что кричишь как на базаре?(верхний регистр)

              - Нра-а-авится! Кра-а-асота! (нижний регистр)

Данные упражнения рекомендуется  использовать в начале вокально-хоровых занятий с детьми. Они несут в себе здоровье, развитие, положительные эмоции и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической  направленности «Вокал»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»

Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»

Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.Актуальность программы Музыкальное обра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вместе веселее" (оркестр, элементарное музицирование)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вместе веселее" (оркестр, элементарное музицирование)...