Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Туровская Людмила Вячеславовна

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_mir_iskusstv.docx95.29 КБ

Предварительный просмотр:

Юрловский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению протоколом на педагогическом совете от

Утверждаю

И. о директора МБОУ ДО «Дом творчества»___________Т.Ю.Максимова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«Волшебный мир искусств»

для детей 11-13 лет.

Срок реализации – 1 год

Составитель:

педагог дополнительного образования

Туровская Людмила Вячеславовна

с.Юрловка,2018-2019 уч.год

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Юрловский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная

школа № 2»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир искусств»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Туровская Людмила Вячеславовна, учитель, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен», разработанных Управлением образования и науки Тамбовской области совместно с Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественно-эстетическая

4.4. Уровень освоения программы

ознакомительный

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

11 – 13 лет

4.7.Наполняемость учебных групп

11 человек

4.8. Объём и срок освоения программы

Программа «Волшебный мир искусств» рассчитана на 1 год обучения. Всего 153 часа в год.

4.9 Режим занятий

Занятия по программе проводятся 4 раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа– 40 минут.

4.10Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34

Начало занятий – с 1 сентября, окончание занятий – 30 мая.

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.

4.11 Актуальность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия с обучающимися изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

4.12 Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, , поездки в музеи. Все это в целом  является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

4.13 Отличительная особенность

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с обучающимися в свободное от учебы время, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

4.14 Педагогическая целесообразность

Занимаясь по данной программе обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.

4.15 Цель программы

Формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

4.16 Задачи программы

Обучающие:

  • формировать  базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
  • расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
  • помочь овладеть практическими  умениями и навыками в  художественной  деятельности;
  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

Развивающие:

  • Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.

Воспитывающие:

  • Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
  • развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • формировать  коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

4.17 Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта

- основные средства художественной выразительности

- разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа

- место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)

  уметь:

- пользоваться различными художественными материалами;

- обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)

- владеть первичными навыками плоского и объемного изображения

-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм

- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах

-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.

4.18 Особенности организации образовательного процесса

Программа имеет несколько основных разделов:

Раздел 1.Вводное занятие

Раздел 2 Рисунок

Раздел 3 Живопись

Раздел 4. Декоративная работа

Раздел 5. Композиция

Раздел 6. Введение в историю искусств

4.19 Формы организации деятельности учащихся:

групповые занятия;

индивидуальные занятия

4.20 Формы занятий

В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:

- Занятие – изучение нового материала.

- Занятие выполнения практической работы.

- Комбинированное занятие.

-Экскурсии

-Досуговые мероприятия

-Выставки работ

4.21 Основные методы  и методические  приёмы

Словесный метод  (беседа, рассказ, объяснение.)

Репродуктивный метод (действия воспитанников по порядку за действиями педагога )

 Социологический  метод( анкетирование, тестирование)

 Наглядный (демонстрация таблиц, презентаций, образцов и т.д )

Практический метод (практические действия педагога и детей)

Метод совместной работы

Метод самостоятельной работы

Метод индивидуальной работы

Метод поощрения

4.22 Условия реализации программы

Занятия с воспитанниками проходят в кабинете математика.

Материально- техническое обеспечение:

Бумага белая и цветная

Картон

Клей

Краски, кисти

Карандаш графический

Ножницы

Компьютер

Дидактико-методическое обеспечение:

Методические разработки по темам программ

Наглядные пособия, образцы изделий

Сценарии для досуговых мероприятий

Фото и видео материалы.

4.23 Оценка результатов обучения по программе

-выставка внутри учреждения;

-игра, викторина по предмету,

-конкурс творческих работ;

-итоговое тестирование

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы.  Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.

Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника,  развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве.  В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством  Б. М. Неменского, В. С. Кузина,  Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти  программы получили общественное признание и многочисленных почитателей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.

 Данная программа ориентирована на образование у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей воспитанников разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности и  использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Юные художники» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом  является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

Актуальность

Данная программа является актуальной  для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся  видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический  вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.

Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.

Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.

        Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

Это определило следующие задачи программы:

Обучающие:

  • формировать  базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
  • расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
  • помочь овладеть практическими  умениями и навыками в  художественной  деятельности;
  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

Развивающие:

  • Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.

Воспитывающие:

  • Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
  • развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • формировать  коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и -объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, -объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) ;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

 -учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

 

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

 слушать и понимать речь других.

Возрастные особенности воспитанников    

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

 Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях

Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:

Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности;

От простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей;

Единства индивидуального и коллективного, предполагающий развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий соотношение коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие возможности;

 Творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.

Психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

Принцип активности  предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:

  1. развитие активной мыслительной деятельности
  2.  мотивации и интереса;
  3. развитие навыков и умений самостоятельной работы , использование разных техник и материалов.

Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия воспитанников, уровнем их творческих способностей. 

Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.  Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры.

Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.

Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников.

Программа рассчитана на детей 11 – 13лет. Этот возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося переходного возраста. Школьники постарше  переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности. Средний школьный возраст характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.

Срок реализации программы – 1 год. Всего 153 часа.

Воспитанники должны знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта

- основные средства художественной выразительности

- разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа

- место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)

  уметь:

- пользоваться различными художественными материалами;

- обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)

- владеть первичными навыками плоского и объемного изображения

-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм

- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах

-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.

По окончании всего курса обучения на основе результатов экзамена по пройденной программе воспитанники получают свидетельства «Об окончании курса изобразительного искусства».

Учет результатов и оценки работ воспитанников осуществляется по следующим критериям:

  1. Возраст воспитанника
  2. Год обучения
  3. Содержание работы
  4. Техника и качество выполнения
  5. Уровень сложности
  6. Самостоятельность
  7. Оригинальность

Для оценки личностных качеств воспитанников проводится диагностика: входная, промежуточная, итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу.

Педагогический контроль


Название

Сроки

Задачи

Формы оценки ожидаемого результата

Предварительный этап

сентябрь-октябрь

- выявить исходный уровень подготовки детей

наблюдение, собеседование

Текущий

по итогам темы

- выявить степень усвоения детьми учебного материала;
- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей

просмотр работ, составление карты наблюдений

Итоговый

  1. По итогам учебного года (апрель)

- диагностика усвоения детьми образовательной программы за год;
- закрепление знаний
- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;
- закрепление знаний;
- получение сведений о необходимости корректировки программы;
- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству.

выставка внутри учреждения;

игра, викторина по предмету,

выставка, конкурс творческих работ;

итоговое тестирование

Система оценивания:

1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.

Шкала уровней

уровень

Знания

Умения

1

Нет правильно выполненных заданий

Нет правильной организации рабочего места;

Не соблюдаются основные законы композиции;

Работа не закончена

2

Много ошибок и исправлений при выполнении заданий

Правильный выбор формата в зависимости от композиции;

Ошибки и исправления при выполнении рисунка;

Сложности при колористическом решении работы;

Работа не закончена

3

Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки

Велась правильная поэтапная работа над рисунком;

Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы;

Работа не закончена

4

Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно

В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы;

Работа полностью закончена

5

Задания выполнены правильно, без исправлений

Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы;

Применение основных законов композиции;

Верное колористическое решение ; передача объёма;

Работа полностью закончена

Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс…), экскурсия…

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности воспитанников на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  •  изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • – восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • – изучение художественного наследия;
  • – подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

При составлении тематического плана основное внимание сосредоточилось на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение  ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.

После изучения каждой темы проводится зачёт на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:

  • Целостность восприятия
  • Аккуратность в работе
  • Возраст воспитанника
  • Уровень сложности
  • Самостоятельность

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

итого

1.

Вводное занятие

«Волшебный мир искусства»

1

1

2

2.

Рисунок

1.«Рисунок – основа изобразительного искусства»

2.«Натюрморт из геометрических тел»

3.«Художники – анималисты»

4.«Зарисовки животных в движении»

5.«Изображение фигуры человека в истории искусств»

6.«Пропорции строения человека»

7.« Портрет друга»

8«Моя семья»

9. «Такие разные лица»

10. «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома»

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


3.

Живопись

1. «Пятно как средство выражения»

2. «Цвет в произведениях живописи»

3. «Этюд. Осеннее настроение»

4. «Декоративный натюрморт»

5. «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах)

6. «Этюд. Весенние цветы»

15

2

2

2

3

3

2

25

3

3

5

5

4

5

40

5

5

7

8

7

7


4.

Декоративная работа

1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

 2.«Живая красота жостовских подносов»

3.«Уральская роспись»

4. «Современное повседневное декоративное  искусство. Что такое дизайн.»

5.«Дизайн открытки»

6

2

1

1

1

1

10

2

2

2

2

2

16

4

3

3

3

3


5.

Композиция

1.«Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»

2. « Пейзаж- настроение. Природа и художник»

3. «Основы дизайна»

4. «Милосердие» - задание – размышление

7

2

2

1

2

9

3

3

7

3

16

4

4

4

4


6.


Введение в историю искусства


12



12


7.


Знакомство с творчеством художников


20



20

8.

Итоговое занятие

«Мы умеем и мы знаем!»

1

2

3

9

Подготовка к конкурсам и праздникам, проведение мероприятий

14

Итого:

153

Содержание обучения

Раздел 1.Вводное занятие(2ч)

«Волшебный мир искусства»

Теория:  Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Раздел 2 Рисунок(30ч)

2.1 «Рисунок – основа изобразительного искусства»

Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»

Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом

2.2  «Натюрморт из геометрических тел»

Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».

Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.

2.3 «Художники – анималисты»

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах

Практика: выполнениие рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.

2.4  «Зарисовки животных в движении»

Теория: : закрепление знаний о художниках – анималистах

Практика: выполнение рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.

2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»

Теория:  знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского

Практика: выполнение схемы строения человека

2.6 «Пропорции строения человека»

Теория: закрепление понятия портрет.

Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.

2.7  «Портрет друга»

Теория: закрепление понятия портрет.

Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.

2.8 «Моя семья»

Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.

Практика: выполнение группового семейного портрета.

2.9  «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.

Теория: :  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

2.10«Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.

Теория: :  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 3 Живопись(40ч)

3.1 «Пятно как средство выражения»

Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»

Практика: выполнение упражнений.

3.2 «Цвет в произведениях живописи»

Теория:  закрепление знаний о цвете, цветовой гамме

Практика: монотипия

3.3 «Этюд. Настроение»

Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»

Практика: передача состояния природ через цвет.

3.4 «Декоративный натюрморт»

Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»

Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.

3.5 «»Композиция как ритм пятен»

Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»

Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.

3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.

Практика: работа в единой цветовой гамме  и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.

Раздел 4. Декоративная работа(16ч)

4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей

Практика: составление росписи с учетом народных традиций.

4.2 «Живая красота жостовских подносов»

Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.

Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.

4.3 «Уральская роспись»

Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.

Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.

4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»

Теория:  знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна

Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.

4.5 «Дизайн открытки»

Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах

Практика: изготовление открытки в технике декупаж.

Раздел 5. Композиция(16ч)

5.1 «Пейзаж – большой мир»

Теория:  закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.

Практика: организация изображаемого пространства

5.2 «Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Теория:  закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.

Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.

5.3 «Основы дизайна»

Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»

Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.

5.4 «Милосердие» - итоговое занятие – размышление.

Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.

Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.

Раздел 6. Введение в историю искусств(12)

Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.

Раздел 7. Знакомство с творчеством  орских художников.(20ч)

Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)

Раздел 8.Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»(3ч)

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 9. Подготовка к конкурсам и праздникам, проведение мероприятий

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34.

Количество учебных дней – 153.

Начало занятий группы – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая.  Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:

- Занятие – изучение нового материала.

- Занятие выполнения практической работы.

- Комбинированное занятие.

                                      Структура занятий:

Занятие - изучение нового материала.

  1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
  2. Основная часть. (Изучение  новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование   различных  наглядных пособий).
  3. Закрепление. (Проверка  степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным  положениям  прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).

    Занятие - выполнение практической работы.

  1. Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
  2. Основная часть.

      - Повторение материала, необходимого для выполнения работы.

      - Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у  

      воспитанников затруднения.        

      - Выполнение работы.

      - Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.

       3. Подведение итогов.

Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.

Список литературы

  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
  2. Грек, В.А. Рисую  штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . – 41 с.
  3. Грунтовский,  А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
  4. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
  5. Клиентов,  А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
  6. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
  7. Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
  8. Марысаев,  В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
  9. Мосин,  И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
  10. Немов,  Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
  11. Основы,  народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
  12. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
  13. Рутковская,  А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
  14. Савенков,  А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
  15. Тюфанова,  И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с. 
  16. Уатт,  Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
  17. Шпикалова,  Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.

Литература для родителей воспитанников

  1. Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011
  2. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
  3. Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
  4. .Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.
  5. .Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
  6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010
  7. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
  8. Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.

Приложение

Приложение №1

Стихи о рисовании

До чего же хороши 
У меня карандаши! 
Не мешайте мне, прошу: 
Нарисую – покажу. 
На лугу зеленый клён, 
Черный грач сидит на нём. 
Речки синий поясок, 
Жёлтый рядышком песок. 
Белый парус, как плакат, 
Солнца красного закат 
И коричневые тропки 
По овражку, где ручей… 
Вынимаю из коробки 
Семь цветных карандашей.

Над бумажным над листом 
Машет кисточка хвостом. 
И не просто машет, 
А бумагу мажет, 
Красит в разные цвета. 
Ах, какая красота!

Нарисую я тропинку,
На тропинке – мама,
Нарисую я малинку,
А в малинке – папа.
Нарисую я лужок,
На лужке том – я,
Нарисую я лесок,
А в нём – мои друзья.
Получилась у меня
Вот такая красота!
И друзья здесь, и семья,
И любовь, и доброта!

Был ярко-красный человек 
Весёлым 
И здоровым, 
Но встретил 
Тёмно-синего - 
Сразу 
Стал лиловым. 
А тёмно-синий человек 
В лесу, 
Под старым клёном, 
Вчера увидел 
Жёлтого - 
И сразу 
Стал зелёным. 
Не веришь 
Этой сказке? 
Смешай 
На блюдце 
Краски. 

Начинаем рисовать 
Рисовать, как всем известно, 
Очень-очень интересно! 
Открывай альбом, тетрадку, 
Начинаем по порядку.

На листочке я рисую, 
Я рисую, как умею: 
То вверху я, то внизу я, 
То правее, то левее. 

На меня глядят, красуясь, 
Загогулинки, кружочки… 
Потому что я рисую, 
Их рисую на листочке. 

Я трудилась до обеда, 
Карандашики сломала… 
Надо бы спросить у деда: 
Что я здесь нарисовала?

Я художник хоть куда,
Нарисую поезда
И железные дороги
Проведу сквозь города.
И не просто рельсы-шпалы,
А шлагбаумы, вокзалы.
Жалко, для моей картины
Не хватает стен в гостиной,
Ничего – я в коридоре
Нарисую сине море…

Пластилин я в руки взял, 
Мял, давил, крутил, слеплял. 
Перемазал им все руки, 
Своей воле покорял. 

Вроде бы всё так легко, 
Взял кусок, потом ещё, 
Вместе их соединил, 
Вот и что-то получил. 

Гладил, форму улучшал, 
Где неровно поправлял, 
Руки вытер, оценил, 
Наконец-то завершил.

Приложение №2

Билеты к итоговому занятию

Цвета бывают:

А) теплые

Б) прохладные

В) холодные

Зелёный цвет можно получить, смешав:

А) красный и синий

Б) синий и желтый

В) желтый и красный

Эскиз – это

А) название жанра изобразительного искусства

Б) инструмент художника

В) быстрый набросок

Белый цвет – это:

А) нейтральный

Б) тёплый

В) холодный

Укажи графический инструмент художника

А) кисть

Б) палитра

В) карандаш

Пейзаж – это:

А) изображение природы

Б) изображение человека

В) изображение моря

Марина – это

А) женское имя

Б) литературный термин

В) жанр изобразительного искусства

Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть

А) крупнее

Б) одинаковые

В) мельче

Палитра нужна для того, чтобы:

А) рисовать на ней

Б) смешивать краски

В)для поряжка на рабочем месте

Художник Айвазовский писал

А) природу

Б) портрет

В) море

Назови 7 цветов радуги

Назови 3 основных цвета

Васнецов – это

А) художник

Б) писатель

В) артист

Расскажи о промысле Дымковской игрушки

Чем отличаются и чем похожи Жостовская роспись и Гжель?

Что такое иллюстрация? Какой художник знаменит своими иллюстрациями? Назовите эти картины

Назови известные вам художественные материалы и расскажи об их свойствах

Что такое натюрморт? Кто был родоначальником натюрморта как самостоятельного жанра искусства?

Расскажи все, что ты знаешь о цветовом круге

Расскажи об истории возникновения Уральской росписи

Какие основные элементы встречаются в уральской росписи? Что они обозначают?

Кто такие художники – анималисты? Приведите примеры.

Как изобразить кувшин на листе бумаги?

Что такое портрет? Назовите виды портрета

Приложение №3

Найди пару

Итен

Цветовой круг

Основные цвета

Красный

Желтый

Синий

Ахроматические цвета

(нейтральные)

Белый

Чёрный

Серый

Васнецов

Апполинарий

Васнецов

«Аленушка»

Сказочно – былинный жанр

«Богатыри»

Марина

Айвазовский

Холодная цветовая гамма

Синий

Фиолетовый

Голубой

Пейзаж

 Жанр или отдельное пройзведение искусства, предметом которого является изображение природы

Натюрморт

nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве

Портрет

Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека

Шишкин

«Утро в сосновом бору»

Куинджи

«Березовая роща»

Архипов

«Прачки»

Светотеневая градация

Блик

Свет

Полутень

Тень

Караваджо

Натюрморт

Приложение №4

Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,

там след остается.

(Ответ: карандаш)

Разноцветные страницы
 заскучали без водицы.
 Дядя длинный и худой
 носит воду бородой.
 (Ответ: краски и кисть)

Для меня резинка, братцы, лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку . (карандаш)

Палочка волшебная 
Есть у меня, друзья, 
Палочкою этой 
Могу построить я 
Башню, дом и самолет, 
И большущий пароход!
(
Карандаш)

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте. 
Чтоб подправить их потом, 

Очень пригодится...

(Ответ: Ластик)

В этом домике живет.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле.
(Ответ: 
Ручка, ластик, пенал).

 

Коль ему работу дашь, 
Зря трудился карандаш

(Ответ: Ластик)

 

У карандаша простого 
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.

(Ответ: Ластик - резинка)

 

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.

(Ответ: Ластик - резинка)

Приложение 5

Глоссарий

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Гуа́шь (фр. Gouacheитал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизовкартонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля,графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие отпортретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельскийгородской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[2], в том числе художественными средствами (живописиграфикигравюрыскульптурыфотографии,полиграфии)

Ситуация успеха – результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребёнка совпали с ожидаемыми или превзошли их. Следствием  ситуации успеха является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности.

Социализация – (лат.общественный) – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.

Творческая деятельность детей – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.

Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый воспитанник имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично двигаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную  деятельность обучающихся.

Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической  направленности «Вокал»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»

Рабочая программа вокального  кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занят...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»

Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»

Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.Актуальность программы Музыкальное обра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...