Использование коучинговых технологий в воспитательной работе в суворовском военном училище
статья

Варфоломеева Таисия Алексеевна

Коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки воспитанника, и, хотя ее профессиональное масштабное применение требует предварительного обучения и подготовки педагога, отдельные элементы мы можем применять успешно в различных сферах нашей суворовской жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование коучинговых технологий в воспитательной работе в суворовском военном училище

Варфоломеева Таисия Алексеевна

педагог-организатор, Санкт-Петербургское

суворовское военное училище МО РФ, г. Санкт-Петербург

Коучинг – это работа как с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата. Коучинг больше помогает учиться, нежели учит. Коучинг – новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека для решения его личных и деловых задач. Он распространён во  всех  экономически  развитых  странах  и  особенно  широко  использован  в  сфере  управления  человеческими  ресурсами. Человеческие ресурсы в педагогике – это ученики и их родители. Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат. Другими словами, коучинг - это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально – личностного подхода.

Для того чтобы суворовец относился к обучению в училище более осознано, знания, которые он получает в училище, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Многие вообще считают, что учатся они не для себя, а для кого-то другого: для родителей, учителей, воспитателей, просто потому что все так делают и др. Учеба для многих, даже старших курсов, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется, как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.

Помочь подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности как к лично значимой может коучинг.

Коучинг- такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Зародившись в сфере спорта — как индивидуальное сопровождение спортсменов с целью достижения наивысших результатов, коучинг уверенно занял свое место в сфере бизнеса и профессионального обучения.

Согласно более узкому определению, коучинг — это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения. Цель коучинга в обучении и воспитании — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов.

Процесс коучинга складывается из нескольких этапов: постановка цели, осознание ее реальности, анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей, определение путей достижения цели, выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Сама суть работы этого метода основывается на 5 принципах:

  1. Со всеми все хорошо (не бывает плохих детей).
  2. У человека есть все ресурсы для достижения цели (осознание своих безграничных возможностей).
  3. Все намерения позитивны (ничего не делается просто так, то есть даже ребенок, который шалит, просто хочет привлечь ваше внимание и почувствовать себя значимым).
  4. Мы делаем наилучший выбор для себя.
  5. Изменения возможны и даже неизбежны.

И вся дальнейшая работа с коучинговым подходом проходит в рамках этих пяти принципов. Причем, обратите внимание, в коучинге мы воспитываем успешного человека, иными словами лидера, которому не все равно на происходящее с ним и вокруг него, а это особенно актуально для будущих командиров-лидеров.

Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает все больший интерес как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. С помощью коучинга мы можем способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и в свои возможности, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу, и результаты такого подхода становятся заметны очень быстро. Педагог с помощью коучинга помогает ребенку открыть собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи.

В концепции модернизации российского образования, которая ориентирована на профессиональную подготовку кадров на международные стандарты такое понятие, как «подготовленность» следует заменить на «компетентность», то есть на систему базовых, ключевых специальных компетентностей. Если рассматривать понятийное поле, то такие сочетания, как «знаю, что» следует заменить на «знаю, как». Трендом становится «Обучение всю жизнь». И в системе коучинга существует специальная лестница компетенций, которая наглядно помогает нам понять как человек овладевает определенной компетенцией. Итак, первая ступень – это неосознанная некомпетентность: человек в принципе ничего не знает о какой-то категории. Вторая ступень: осознанная некомпетентность: знание - я знаю, что я что-то не умею делать или в чем-то не разбираюсь. Третья ступень: осознанная компетентность: умения - человек не просто знает, как это делать, но и умеет это делать достаточно хорошо. Четвертая ступень: неосознанная компетентность: устойчивый навык, доведенный практически до автоматизма.

В коучинге существуют различные инструменты применения, и одной из технологий применения является технология шкалирования. О том, что с помощью шкалы можно что-то измерить, отсчитать, знает любой человек, но, насколько нестандартно может применяться шкала в воспитательной работе, многие даже не представляют, тем более, что шкала может не оценивать, а помочь проследить свой путь к цели. Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень  «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный момент времени.

Итак, где же в нашей суворовской жизни может найтись место этой современной педагогической технологии? Например, при оценке собственных учебных способностей: суворовец Иванов получил 3 по математике за четверть, но и вы знаете, что он не доработал, и он брал обязательства получить четверку. Так вот для того чтобы нагляднее объяснить ребенку ситуацию, и вместе с ним ее разобрать не просто на словах, можно начертить шкалу от 0 до 10 (где 10 – это оценка «отлично», а 0 – это двойка) и поспросить ребенка указать где сейчас он на этой шкале. Например, он ощущает себя в середине шкалы, так как он знает больше чем на «два», но и до «пятерки» еще далеко. И наводящими вопросами вы помогаете ему самому прийти к выводу, что ему надо еще выучить тему «Неравенства», написать хорошо контрольную в ноябре и так далее. Шкалу еще иногда можно расценивать как дорожную карту выполнения какого-то проекта, или дорожную карту выпуска книги.

Но ситуации могут быть и не такими масштабными: например, мальчика, который постоянно болтает, можно попросить нарисовать шкалу тишины. Можно разработать вместе с суворовцем шкалу подготовки к ЕГЭ, написания исследовательской работы, личной организованности, а педагог-организатор может составить вместе с сектором актива шкалу подготовки к тому или иному мероприятию. Даже когда вы начинаете занятие по какой-то новой теме, вы можете предложить ребятам оценить имеющиеся знания по шкале, и после занятия оценить, и сделать вывод о своей работе. Причем это может быть не только устная оценка. Это может быть стикер, может быть заранее заготовленный номерок и т.д. Причем шкалы не обязательно ставить по порядку, можно начать с 10 как итога работы (мероприятие прошло успешно, я поступил в ВУЗ, я получил по ЕГЭ 100 баллов).

Один из успешных случаев применения метода шкалирования в обучении – это ситуация, когда третьеклассник исправил свой почерк, потому что 10, т.е. целью для него было «хочу стать инженером». Он поразмыслил, что сейчас его почерк где-то на тройке, когда он станет аккуратно писать, у него повысится оценка в школе, после хорошей оценки в школе, он успешно сдаст ЕГЭ, поступит в хороший ВУЗ и т.д. Шкалирование может применять и сам педагог в своей работе, чтобы оценить своих суворовцев по какому-либо критерию.

        В заключение хочется сказать, что коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки воспитанника, и, хотя ее профессиональное масштабное применение требует предварительного обучения и подготовки педагога, отдельные элементы мы можем применять успешно в различных сферах нашей суворовской жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными ...

«Использование информационных технологий в воспитательной работе».

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не     дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, знач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Когда разговор заходит про воспитательный процесс и воспитательную работу педагога, первостепенно говорят о цели сформировать нравственно богатую, гармонично развитую личность, которая способна к само...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе с суворовцами

  Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся социально-экономических условиях в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активн...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...