Литературно-музыкальная композиция «Только любовью держится и движется жизнь…» (по творчеству И.С.Тургенева)
методическая разработка

Шарнина Наталья Александровна

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_turgenevu.docx51.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           «Только любовью держится и движется жизнь…»

          Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева

1 Ведущий:  «Не на всякий призыв откликается жизнь: волшебная лампа Аладдина, перед которой все охотно открывается, дается в руки немногим, даже между поэтами», – сказал И.С. Тургенев.


2 Ведущий:  В числе немногих творцов, кому, по словам Тургенева, жизнь «открыла свои родники», был он сам – писатель, о котором неизменно и заслуженно справедливо говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике русской прозы XIX века.


1 Ведущий: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» – таково было житейское правило, определенное самим писателем.

2 Ведущий: Н.А. Некрасов посвятил Тургеневу следующие строки:

Счастливец! из доступных миру 
Ты наслаждений взять умел
Всё, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной…

                             Звучит музыка, на сцене появляются 3 дамы в бальных платьях 

1 дама: Поздняя осень 1815 года. Дымные клочья тумана висели на голых сучьях деревьев, уныло и однообразно хлюпала глина под лошадиными копытами, и мутная грусть наплывала на душу молодого человека.

2 дама: Это был Сергей Николаевич Тургенев, дворянин очень знатного, но обедневшего рода, смелый до безрассудства офицер. Во время войны 1812 года он вынес с поля боя нескольких раненых офицеров, страх смерти для него не существовал. Его очень уважали однополчане.

3 дама: Говорят, что когда этот 23-летний поручик кавалергардского полка входил в бальную залу, то на несколько мгновений там воцарялась ошеломлённая тишина: столь неотразим был этот блестящий молодой красавец, любивший жизнь и приключения.

1 дама: Именно приключений ожидал он и от посещения великолепного дома всемогущих помещиков Лутовиновых и от знакомства с 29-летней Варварой Петровной, хозяйкой дома.

2 дама: Варвара Петровна, будучи совсем некрасивой, но очень умной, заинтересовалась блестящим кавалергардом. В ход были пущены и ум, и смекалка, и неженская хитрость.

3 дама: Как-то сев с Сергеем Николаевичем за карты, Варвара Петровна сильно обыграла нищего кавалергарда. Тот злился. Остался до утра в надежде отыграться…

                                          Сцена за карточным столом

Варвара: Пора остановиться, Сергей Николаевич. Долг ваш велик и у вас есть только один выход – оставить за собой выигранные деньги и присоединить к ним все мои обширные владения… со мной вместе, разумеется!..

(Она прикрылась веером, зорко глядя из-под него на своего визави)

С.Н. (к зрителям): Я быстро посмотрел на нее – баснословно богатую, спокойную. Впрочем, такая экстравагантность была мне по душе: сам я из того же теста... Конечно же, я опустился на одно колено перед своею судьбой.

(Говоря, изображает все это. Варвара любезно подает ему руку, С.Н. припадает к ручке, встает с колен и уводит свою невесту за кулисы).

1 Ведущий: Иван Сергеевич Тургенев, их сын, родившийся 28 октября 1818 года в городе Орле, станет величайшим писателем России.

2 Ведущий: Мать писателя, Варвара Петровна  была деспотичной и жестокой помещицей. Мальчик с ранних лет видел, как его мать расправляется с оплошавшими в чем-нибудь садовниками, няньками, лакеями. Да и его самого чуть что – розгой… Сквозь созданную матерью среду «побоев и истязаний» Тургенев невредимо пронес свою мягкую душу, навсегда оставшись защитником бедных  и униженных. Жестокость и самодурство своей матери-помещицы он опишет потом в повести «Муму».

1 Ведущий:  Варвара Петровна немного не дожила до триумфа сына, когда после выхода в свет романа «Дворянское гнездо» тот стал любимцем женщин из высшего света, удивляя их красивой фигурой, остроумием и изящным французским языком.

Портреты Тургенева. (слайды)

2 Ведущий: Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность. А глаза – умные, пронзительные, честные, глаза очень хорошего человека.

1 Ведущий: Его величественная фигура, его мягкое лицо, окаймлённое густыми волосами, его добрый взгляд имели что-то необыкновенное, он напоминал льва, одним словом – Юпитер.  Тургенев был богатырского телосложения, среди товарищей выделялся громадным ростом. «Вот рост у меня, действительно, крупный, неуклюжий и несносный! – пишет он с улыбкой приятелю. – Вы не можете представить, какая возня с ним в вагоне! Ног девать некуда, и злишься, глядя на соседа, который свернулся клубочком в своем углу: он спит, злодей, а ты торчи колодой. Или гуляешь с приятелем: ты шаг – ему нужно отмерить три, ты идешь – он скачет…».

2 Ведущий: Начинал Тургенев свое творчество как поэт. Быть может, у Тургенева не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.

1 Ведущий: Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить свое имя ни один из прославленных поэтов.

2 Ведущий: Молю тебя, мой бог! Когда
Моими робкими очами
Я встречу черные глаза.
И, осененная кудрями,
К моей груди приляжет грудь,
О, дай мне силу оттолкнуть
От себя прочь очарованье.
Молю – да жгучее лобзанье
Поэта уст не осквернит
И гордый дух мой победит
Любви мятежной заклинанье.

И. С. Тургенев «Любовь» (аудиозапись)

 (Музыка. Бальная зала. Парой прохаживаются дамы, обмахиваясь веерами и сплетничая).

1 дама: Музыкальный сезон нынче удивительный! Особенно выделяется юная примадонна Полина Виардо. Она имеет у публики огромный успех! Не только поёт, но и превосходно играет. Сам знаменитый Рубини – известный оперный певец – не раз говаривал ей: «Не играй так страстно: умрёшь на сцене!».

2 дама: Европа уже покорена ею. Молодой Тургенев потрясен и в восторге от ее голоса! Авдотья Панаева, писательница известная, как-то заявила: «Такого влюблённого, как Тургенев, трудно найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещает о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чем другом не говорит, как о Виардо, с которой он познакомился!».

1 дама: А знаете, ведь она совсем некрасива, черты лица крупные, сутулится. Но вообще-то она очень пленительная дурнушка. Один художник про нее так и сказал её же мужу: «Она отчаянно некрасива, но если бы увидел ее еще раз, я бы влюбился!»

2 дама: Говорят, что знаменитая писательница Жорж Санд дружила с ней и даже списала с неё образ героини своего романа «Консуэло».

1 дама: А вот для Тургенева Полина – красавица. И своего мнения он менять не собирается!

1 Ведущий: Год 1843 год – незабываемый в жизни Ивана Сергеевича  Тургенева. Это год начала его литературного успеха и одновременно встречи писателя с выдающейся певицей Полиной Виардо. Первый раз он увидел ее в театре 28 октября, в этот день ему исполнилось 25 лет. Она исполняла партию Розины в опере «Севильский цирюльник» и совершенно очаровала всех зрителей.

Тургенев

 - Но – чу! Гремят рукоплесканья!

Ты дрогнул, - жадное вниманье

Приподнимает складки лба.

Как будто что тебя толкнуло,

Ты тяжело привстал со стула,

В перчатке сжатою рукой

Прижал к глазам лорнет двойной

И – побледнел…

Она вошла

О, это вкрадчивое пенье!

В нем пламя скрыто – нет спасенья!

Восторг, похожий на испуг,

Уже захватывает дух!

Ты – замер!...

2 Ведущий: Это было великое торжество искусства. В тот день Тургенев  навсегда отдал Полине Виардо свое сердце и возвел ее в ранг божества. Любовью своей он увековечит имя ее, сохранив для будущих поколений. Имена Тургенева и Виардо сольются воедино и будут неотделимы друг от друга до тех пор, пока существуют любовь и литература.

                                           ( К Тургеневу дамы подводят Полину Виардо)

- Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт

Тургенев: Но, несмотря на не столь лестную характеристику как поэта, я своё творчество не забросил. Конечно жаль, что стихами перестал увлекаться, но с того самого дня два слова: «писать» и любить» останутся  для меня неразрывными на всю жизнь.

1 Ведущий: Тургенев влюбился с первого взгляда, но любимая женщина  замужем, у нее дети. Мало кто мог подумать тогда, что молодой писатель, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из своих писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелет: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней…

2 Ведущий: Замечательно, что более чем через 30 лет после первой встречи с Полиной Виардо Тургенев написал одно из своих самых чудесных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы», в котором отразил свое первое впечатление от юной певицы.

           (Чтец читает стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы»).

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит;
Как хороши, как свежи были розы...
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома.
Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...
А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...
Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну… И все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...

Тургенев (стоит на сцене): С той минуты, как я увидел ее в первый раз я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной... (Склоняется над столиком, пишет)

Полина (перебирает письма): Эти письма... Сколько их было... «Всё моё существо устремлено к Вам как воронка. Помнится, я от Вас слышал это сравнение и не могу им не воспользоваться, оно слишком точно подходит ко мне...» (Берет следующее письмо) «О мой горячо любимый друг! Постоянно день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам, и как всю ночь напролет вижу Вас во сне. И я теперь уже не могу больше работать, так как все мои помыслы постоянно вьются возле Вас и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег...»

                                                           (танцуют вальс)

Письма (слайд)

«Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне…

        Сегодня день моего рождения… В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз!

        Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого лучшего, благородного и милого мне на земле…

        Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..»

Письмо Полины Виардо: 1850 г., Куртавнель

«Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона… Может быть, сегодня?

        Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль, которую оно вызывает в наших сердцах, уверяю вас ежеминутно, заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней.  Дорогой добрый друг,  я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов»

        

1 Ведущий: Письма Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной, безответной, но красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

2 Ведущий: Долгие годы Тургенев проводит вдали от родины. «Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый, – жалуется он в письмах. – Осужден на цыганскую жизнь и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!

1 Ведущий: Но знание русской жизни и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силой таланта и размышления сказывается во всех произведениях Тургенева.

2 Ведущий: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, известная писательница, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети».

1 Ведущий: Популярность Тургенева-писателя выросла многократно. В России его воспринимают как живого классика. Последние годы жизни писателя были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги.

Сцена из романа «Отцы и дети»

В саду стоят Павел Петрович Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов и сын Николая Петровича – Аркадий. Идет неспешная беседа.

Павел (Аркадию): Где же твой новый приятель?

Аркадий: Его дома нет. Он обыкновенно рано встает. Не обращайте внимания, он церемоний не любит.

Павел: А долго он у нас погостит? И что же он вообще такое?

Аркадий (усмехаясь): Что такое Базаров? Нигилист!

Николай: Нигилист? Это те, что никаких авторитетов не признают?

Павел: Скорее, никого не уважают. Принципов не имеют.

Аркадий: Да просто нигилисты ко всему относятся с критической точки зрения.

Павел: Вот как. Ну, мы люди старого века, нам без принципов никуда. А вот, кстати, и гость наш жалует сюда.

(Подходит Базаров – молодой, скромно одетый человек. У него в руках мешок, в котором что-то шевелится)

Базаров (отрывисто): Здравствуйте, господа, извините, что опоздал к чаю. Сейчас вернусь, надо этих пленниц к месту пристроить.

Павел (иронично): Это у вас пиявки?

Базаров: Нет, лягушки.

Павел (иронично): Вы их едите или разводите?

Базаров (равнодушно): Для опытов ловлю. Разрежу да и погляжу, что там внутри.

(Уходит. Кирсановы проходят в «гостиную». Николай и Аркадий садятся, Павел Петрович прохаживается по комнате. Входит Базаров)

Павел: Вы собственно физикой занимаетесь?

Базаров: Вообще естественными науками. Читаю много. Немецкие ученые – дельный народ.

Павел (саркастически): Ну а об русских ученых вы не столь лестного мнения?

Базаров: Пожалуй, что так.

Павел: А немцы значит дело говорят? А я вот, грешный человек, не жалую немцев! Нет, были когда-то умные головы: Шиллер там, Гёте, а нынче всё химики да материалисты...

Базаров (перебивает, свысока): Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Павел: Вы, стало быть, и искусство не признаёте?!

Базаров: Я ни во что не верю, и в науку, и в искусство в том числе.

Павел (раздражаясь): Очень хорошо-с. Ну а насчет других людских правил вы придерживаетесь того же мнения?

Базаров (надменно): Это что, допрос?

Николай (торопливо, успокоительно): Мы когда-нибудь побеседуем с вами, Евгений Васильевич, подробнее. А вот я слышал Либих удивительные открытия сделал насчет полей. Вы мне не поможете в агрономических работах? Дадите совет?

Базаров (лениво):Я к вашим услугам, Николай Петрович, но куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться, а потом уж за книгу взяться, а мы еще и аза-то в глаза не видывали.

Николай: Все-таки позвольте прибегнуть как-нибудь при случае к вам? А теперь, брат, я полагаю, пора бы с приказчиком потолковать?

Павел (наигранно униженно): Да, беда пожить этак годков пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дураком станешь. Стараешься не забыть то, чему тебя учили, а оказывается, что всё это уже вздор. Видно молодые, точно, умнее нас стали.

(Иронично разводит руками. Братья уходят).

Базаров (хладнокровно, Аркадию): Он у вас всегда такой?

Аркадий: Послушай, Евгений, ты уж слишком резко с ним обошелся. Ты его оскорбил!

Базаров: Да стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбие, фатовство. Ну служил бы в Петербурге, коли у него уж такой склад. А впрочем, бог с ним совсем! Я нашел довольно редкий экземпляр водного жука, сейчас я тебе его покажу. (Идет в сторону кулис)

Аркадий: Я тебе обещал рассказать его историю!

Базаров (идет за кулисы, насмешливо): Кого, жука?

Аркадий (горячо): Ну полно, Евгений! Историю моего дяди! Ты увидишь, что он достоин сожаления, а не насмешки!

Базаров: Польза от человека должна быть, друг Аркаша, польза! А впрочем, пошли, расскажешь...

(Уходят за кулисы)

1 ведущий: А мы помним, что и у самого Тургенева тоже была своя история любви. Способность любить Тургенев считал главной чертой личности  человека. Многие его произведения посвящены любви.  Это «Дворянское гнездо»,  «Накануне», «Ася»,  «Первая любовь», «Вешние воды» и др.  Он  написал романы «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь», в которых главные герои проходят испытание любовью.

2 ведущий: Тургенев создал прекрасную галерею женских образов – «тургеневских девушек», они отличаются  душевностью, благородством, восприимчивы к поэзии и музыке, хрупкие и нежные, но в то же время обладают силой и решительностью идти за любимым человеком.

Фрагмент из фильма «Ася»

1 ведущий: Что общего между поэзией и музыкой? Их нужно уметь слушать. Как камень разбивает стекло, так шум уничтожает чувства. Любви, нежности нужна тишина. Влюбленные только шепчутся о своей любви, потому что это тайна. Их тайна. Тайна для двоих.

2 ведущий: Стихотворение «Утро туманное»  было написано И. С. Тургеневым под впечатлением чувств, переполнявших писателя. На это стихотворение была написана замечательная музыка.        

Виардо:                     Утро туманное, утро седое,
                                   Нивы печальные, снегом покрытые,
                                   Нехотя вспомнишь и время былое,
                                   Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

1 ведущий: Он часто мечтал вернуться в Россию, но, к сожалению, неизлечимый недуг не давал возможности отправиться в такое далекое путешествие. Но как Иван Сергеевич страдал, что не может увидеть любимых мест!

(За столиком в гостиной сидит Тургенев и пишет письма, одновременно произнося вслух написанное)

Тургенев: О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие березы, с длинными висячими ветками, я посылаю вам последнее прости! Расставаясь с жизнью я к вам одним простираю руки. Я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел еще раз услышать издали скромное треньканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотой траве нашего луга...

2 ведущий:  30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому, отъезжавшему в гостеприимное Спасское: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу...»

1 дама: Как же случилось, что признанный миром певец женской любви умирает на чужбине, в одиночестве, так и не свив для себя теплого гнезда?

2 дама: Почему жизнь оторвала его от родных берегов и прибила к чужому берегу, к чужой стране, к чужой семье?

3 дама: У Ивана Сергеевича Тургенева не будет своей семьи. Он так и не найдет ту, которая могла бы затмить Полину Виардо и он всю жизнь будет находиться вблизи семейства Виардо, уезжая и вновь возвращаясь, путешествуя по всей Европе вместе с ними.  

 (Дамы расступаются, открывая зрителям сидящего за столиком Тургенева. Вновь зазвучала классическая музыка)

Тургенев: У каждого человека своя судьба! Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отдаляются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас же самих образуется... род стихии, которая потом разрушительно или спасительно действует на нас же. (Встает, обращается к зрителям). Эту-то стихию я называю судьбой... Другими словами и говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает... (садится за столик)

1 ведущий: 1883 год. Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Рядом с ним семья Виардо. Тургеневу оставалось жить совсем недолго, но он был по-своему счастлив – рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма Луи Виардо тоже болен, но он старше Тургенева почти на 20 лет. Весной они последний раз пожмут друг другу руки и скажут «адью», в апреле умрет Луи Виардо, а в сентябре умирает Тургенев.

Чтец исполняет стихотворение «Милый друг».

Милый друг, когда я буду
Умирать – вот мой приказ:
Всех моих писаний груду
Истреби ты в тот же час!
Окружи меня цветами,
Солнце в комнату пусти –
За закрытыми дверями
Музыкантов помести.
Запрети им плач печальный!
Пусть, как будто в час пиров,
Резко взвизгнет вальс нахальный
Под ударами смычков!
Слухом гаснущим внимая
Замираниям струны,
сам замру я, засыпая…
И, предсмертной тишины
Не смутив напрасным стоном,
Перейду я в мир иной,
Убаюкан легким звоном
Легкой радости земной!

2 ведущий: Его похоронили в Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры при огромном стечении людей. Россия хоронила своего великого писателя со всеми почестями, достойными его таланта.

(На сцене появляется Полина Виардо)

Полина: На долгих 40 лет жизнь русского писателя Тургенева переплелась с жизнью французской певицы Полины Виардо... Многие годы жизни он провел во Франции. Он назвал имение Куртавнель – имение Виардо – колыбелью своей славы.. Пятая часть всех произведений Тургенева написана там, под крылом Виардо. Любовь рождала вдохновение...

1 ведущий: После смерти Тургенева Полина Виардо прожила 27 лет. Она по-прежнему вела активный образ жизни, много ездила, давала уроки музыки. Только с того трагического дня все оставшиеся годы она не снимала траура и писала письма на листках с траурной лентой в уголке.

2 ведущий: Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей – великого русского писателя и знаменитой французской певицы. Тургенев и Полина Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить.

Тургенев: Нет вопросов давно, и не нужно речей,

Я стремлюсь к тебе, словно к морю ручей.

Без сомнений и дум милый образ ловлю

Знаю только одно – что безумно люблю!

В алом блеске зари я тебя узнаю,

Вижу в свете небес я улыбку твою.

А когда без тебя суждено умереть,

Буду яркой звездой над тобою гореть

Виардо: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Стихотворение "Когда меня не будет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)

Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти"  поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературно-музыкальная гостиная «Только любовью держится и движется жизнь»

Листая страницы мировой любовной лирики, мы погрузимся в эпохи Сред-невековья, Возрождения, XIXи XX веков, встретимся с мастерами художественного слова, их героями и попытаемся понять, какое значение ...

"...только любовью, только ею движется жизнь"

Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....

Открытый урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Открытый урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")...