программа Школа докторов природы
рабочая программа

Савичева Татьяна Владимировна

Проект внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Проект «Школа докторов природы» позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_doktorov_prirody.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Проект внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.

 

Проект «Школа докторов природы» позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет  способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

 

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями  обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 33 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности  соматического, психологического и социального здоровья.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4  классов от 7 до 11 лет. Сроки реализации программы — 4 года.

 

Форма и режим занятий:

Форма обучения по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная; по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

Здоровьесберегающая программа предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям  младшего школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях:

первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового  образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые  модели поведения.

 

 В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные  минутки; советы для учащихся.

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения;  целевые прогулки.

Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих  рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала;  рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям,  моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов,

тематических вечеров.

Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные,  инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;  проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей;

Для реализации программы «Школа докторов Природы» необходима  материально-техническая база:

Учебные пособия:

 натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода,  аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;

 изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы,  таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим  зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе»,  «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика  для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика  инфекционных заболеваний и др.;

 измерительные приборы: весы, часы.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер,  DVD, и др

  Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» соответствует возрастным  особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья  обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры  здоровья, у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,  коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение  следующих результатов образования:

личностными результатами программы внеурочной деятельности по здоровому образу  жизни является формирование следующих умений:

 установка на здоровый образ жизни;

 определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на  общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других  участников группы и педагога.

 Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя;

 проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;

 учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

 осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;

 овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;

 уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса, группы.

Познавательные УУД:

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всего класса, группы;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на

основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,

схем);

 делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и

укреплять здоровье.

Коммуникативные УУД:

 выполнять правила общения с людьми;

 жить с друзьями в мире и согласии;

 выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;

 применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в

разных жизненных ситуациях;

 умение донести свою позицию до других;

 слушать и понимать речь других;

 средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог);

 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),

советы;

 средством формирования этих действий служит организация работы в парах и

малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

 осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки

форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а

значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт

увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и

спортивно – оздоровительные мероприятия;

 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет

сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его

проявлениях.

Предполагаемый результат:

1. Результатом практической деятельности по программе «Школа докторов Природы»  можно считать следующее:

 высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;

 повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.

2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место  и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы  внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ  обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по  приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках  физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ;  опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение  нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу;  праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов  освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и  поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать  процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся  будет значимым участником деятельности. 

Литература для учителя:

1. Басок Н.Г. Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.1 класс. – Ранок, 2009.

2..Валеология: Учебное пособие / Под ред. Соломина В.П.,Варламова Ю.Л. - СПб.,1995.

3. Грецких В.Н. Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.3 класс. - Ранок, 2008.

4. Ефимова Ю.В.Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.2 класс. – Ранок, 2009.

5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб., 1997.

6. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.

7. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.- СПб., 1995.

8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. – СПб., 1998.

9. Королёва Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996.

10. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПб., 1998.

11. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997.

12. Лемяскина Н.А. «Культура общения в начальной школе.» Журнал «Начальная школа» № 6, 2002. 13. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников / Под ред. Безруких М.М., - СПб., 1999.

14. Малашенко М.П. «Педагогика здоровья в начальной школе.» Ранок, 2008.

15. Мир детства : Младший школьник. – М., 1998.

16. Николаева А.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2003.

17. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Школа докторов Природы».–М.:ВАКО, 2007.

18. Сизанова А.И., Быкова В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед с учащимися 1 - 11 классов о ВИЧ – инфекции и наркотической зависимости. Ч.1 – Мн.: «Тессей», 1998.

19. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М. Аркти, 2006.

20. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Основы безопасности ребёнка. – СПб., 1997.

21. Фролова Е.И. Основы здоровья: Планы – конспекты уроков. 4 класс. – Ранок, 2008.

Литература для учащихся:

1. Бойченко Т.Е., Савченко А.Я. Основы здоровья. 1 – 4 кл. К., Генеза, 2007.

2. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1 - 4 кл. – М.,1997.

3. Чуковский К.И. «Чудо – дерево и другие сказки.». Ек,1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"

Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...

Внеклассное занятие для 3-5 классов коррекционных школ "Берегите природу"

Материал учит осознанно относиться к проблемам охраны природы, воспитывает у детей любовь к родному краю, формирует стремление принимать активное участие в охране окружающей среды....

Программа « Советы доктора Айболита».

Данная программа ориентированна на детей  младшего школьного возраста, которые  в силу обстоятельств оказались в учреждениях социального обслуживания. В основном это дети из неблагополучных ...

Программа кружка "Школа докторов природы"

Программа, предназначенная для проведения кружка "Школа докторов природы"....

Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»

Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...

Доктора природы

Учиться быть здоровыми душой и телом...

Проект школа докторов природы

1этап 2014-2015уч.г    «В здоровом теле – здоровый дух» 2этап 2015-2016уч.г     «Здоровье и болезнь» 3этап 2016-2017уч.г...