Классный час «Моделирование способов разрешения конфликтов»
классный час

Фрик Елена Александровна

Цель: обучение поиску путей сотрудничества, взаимодействию в конфликтной ситуации;

Задачи:

-выявить  стратегии и модели  социально одобряемого поведения в конфликте;

- способствовать формированию коммуникативной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_elementami_treninga.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:


Разработка классного часа
 с элементами тренинга

«Моделирование способов разрешения конфликтов»

Классный руководитель Фрик Е.А.

 

Цель: обучение поиску путей сотрудничества, взаимодействию в конфликтной ситуации;

Задачи:

-выявить  стратегии и модели  социально одобряемого поведения в конфликте;

- способствовать формированию коммуникативной культуры.

Работа по теме.

Вступительная беседа.

Классный руководитель.

В переводе с латинского конфликт означает «столкновение». С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и  неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Противоречия (столкновения) не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальной жизни так практически не бывает. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.

Упражнение «Снежинки».

Задание:

1. Возьмите листок.

2. Сложите его пополам.

3. Оторвите правый верхний угол.

4. Сложите еще раз пополам.

5. Еще раз оторвите правый верхний угол.

6. Еще раз сложите пополам.

7. И еще раз оторвите верхний правый угол.

8. Разверните листок и покажите свое произведение одноклассникам.

Обучающиеся выполняют задание.

 Классный руководитель:

-Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Ответы (потому что мы все разные)

Классный руководитель:

-Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим, мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны, они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности лицея, любой организации, государства, общества и человечества в целом.

Упражнение «Рисунок вдвоем».

Класс делится на пары, каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Обсудить готовые рисунки с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вам рисовалось?» и т. д.

Выясняется, что  обучающиеся, вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался прислушаться к тому, чего хочет партнер, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще ничего не делал сам.

Классный руководитель:

-Почему это так? В ситуации, когда интересы партнеров не совпадают или не достаточно ясны, могут возникнуть конфликты. Однако в конфликтных ситуациях можно себя вести совершенно по-разному.

Вопрос к обучающимся: Какие стратегии  можно выбрать при выполнении данного упражнения?

Ответы записать на доске (например):

-Уход - делай, что хочешь, я рисую за тобой.

-Рисуем по очереди.

-Конкурируем - «я первый! – Нет, я!».

-Стараемся прислушаться друг к другу.

Классный руководитель:

-Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

-конкуренция – ориентация на себя и активностью.

-избегание - пассивность.

-приспособление - ориентация на другого, пассивность.

-компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.

-сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов?

Анкетирование

Инструкция: Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1, если вы так поступаете редко, цифру 2, если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей. 3. Ищу компромисс. 4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9. Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста
Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста
•  
А   - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы. 
• 
Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
• 
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс. 
• 
Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции. 
• 
Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Обсуждение. Итоги.

Классный руководитель:

-Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? (можно всегда договориться, и избежать конфликт и т.п).

В завершении хотелось бы сказать словами «великого»:

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас»

Далай Лама (титул правителя Тибета.)







Литература:

1. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.

2. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (7 класс). Кривцова С.В. и др.,-М.: Генезис, 2012.-336 с.






«Тренинг решения конфликтных ситуаций»

Пояснительная записка:

На современном этапе своего исторического и социально-психологического развития общество пришло к тому, что повсюду человек вовлекается в конфликты различного происхождения. Вследствие столкновения с конфликтом, он теряет намеченную цель, к которой была направлена его деятельность.

Данная программа представляет собой целевое воздействие, на личность молодежного лидера для преодоления сложности восприятия конфликтной ситуации как таковой и развития навыков поиска конструктивного разрешения сложившегося конфликта. Общее время прохождения программы - 3 часа 10 мин.

Программа предназначена для проведения групповых тренинговых занятий с участниками в возрасте от 17 - 20 лет.

Цель программы:

Программа направлена на предоставление возможности участникам тренинга получить опыт моделирования, развития и регулирования конфликтной ситуации, с целью формирования умения конструктивного разрешения конфликта.

Задачи программы:

  • обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
  • помощь участникам в умении не предвзято оценивать конфликтную ситуацию;
  • корректировка поведения участников в сторону снижения их конфликтогенности (конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
  • сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют один коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Оборудование:

Ватманы – 6 шт., Ручки 10 шт., Маркеры- 4 шт., Нейлон- 10 м., Файлы- 1 уп., Краски- 1 уп., Глянцевая бумага – 1 пачка.



План тренинговой программы

Упражнение

Описание

Время

Часть I

Введение Приветственное слово тренеров

Теория

В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.

5 мин

Упражнение на знакомство

«Интервью»

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

20 мин

Оценка ожиданий участников

Тренер предлагает участникам подумать о том, чего они ждут от занятий и записать это на цветных листиках, которые затем наклеивает на дерево ожиданий, заранее нарисованное на ватмане.

5 мин

Принятие соглашений группы.

Обсуждение соглашений:

  1. Право говорящего,
  2. Правило поднятой руки,
  3. Право ведущего,
  4. Правило конфиденциальности,
  5. Безоценочность,
  6. «Стоп!»

5 мин

Упражнение «Соглашение»

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. 
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

20 мин

Упражнение

«Печатная машинка»

(разминка, с целью выработки навыков сплоченных действий)

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши

10 мин


Упражнение

«Ассоциации»

Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый ряд ассоциаций, чувств. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
Если это{одежда/мебель/посуда/личность}, то какая?
Хорошо, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций?
Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.

10 мин.

часть II

Слово ведущего

Теория –

Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

- Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.

- Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

- Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

- Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):педагогическими(беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

5 мин

Упражнение «Сглаживание конфликтов»

Группа делится на команды по три человека.
Задача каждой команды – придумать сценарий, в котором два человека представляют конфликтующие стороны, а третий – старается их примирить. Вам необходимо в течение пяти минут придумать конфликтную ситуацию и обыграть ее.

20 мин


Упражнение

«Шаг»

Вы являлись виновником конфликта. Что вы могли бы сделать для его разрешения.

10 мин

Техники слушания

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается. Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

20 мин.

«Поиск…»

Из свей команды выбираются 4 человека, среди них распределяются роли: директор банка, владелец сети супермаркетов, владелец косметической компании и директор телекомпании. (данные участники являются серьезными конкурентами)

Остальная часть группы делится на команды по 2 человека, их задача заключается в совершении нескольких сделок:

- заключить договор сотрудничества;

- оформить кредит;

- провести совместное мероприятие;

- пустить рекламу на телевидении.

При этом все эти сделки совершаются со всеми 4 инстанциями. Поскольку они изначально конфликтны между собой, цель команд заключить сделки без конфликта, приводя доводы «За».

20 мин.

Мозговой штурм

Участники тренинга размышляют о причинах, побуждающих людей вступать в открытые конфликты без попыток мирного урегулирования, о последствиях такой формы поведения.

20 мин

Рефлексия занятия

Подведение итогов тренинга

20 мин

  

Цель: Развивать умение учащихся понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Задача:

Сформировать навыки выхода из конфликтных ситуаций.

Форма проведения:

Занятие проводится в форме классного часа с элементами обыгрывания ситуаций и обсуждения с учащимися той или иной ситуации, в которой они могут оказаться.

Ход классного часа:

Вводная часть.

Тест «Наше настроение»

Участникам раздаются листочки с квадратами и предлагается раскрасить первый квадрат любым цветом (приложение 1).

Предложенные цвета примерно соответствуют следующим эмоционально-энергетическим состояниям:

красный – энергичный;

желтый – радостный;

синий – спокойный;

зеленый – скучающий;

коричневый – замкнутый;

черный мрачный. 

Этот тест позволит определить настроение учащихся до и после занятия, покажет эмоциональное состояние ребят.

Упражнение-разогрев «Делимся хорошим». Учащиеся говорят о своем настроении в данный момент и высказывают свои пожелания для участников тренинга, о том каким они хотят, чтобы у них был этот день.

Основная часть.

Классный руководитель

Пр послушаем диалог ученика с учителем.

Диалог читают два ученика.

— Кирилл, почему ты ударил его?

— Он первый ударил меня.

— А он говорит, ты ударил его первым.

— Нет, не я. Он первый ударил меня.

— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?

— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.

— И поэтому ты его ударил?

— Он первый меня ударил...

Учитель. Что произошло?

Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.

Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).

Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.

Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?

Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.

Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?

Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.

Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?

Учащиеся: 
— Ой, ну зачем они нужны?

— Да, без них невозможно найти истину.

— Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.

— Конфликты причиняют боль и страдание людям.

— Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.

Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.

Детям раздается анкета (приложение 2, 3). Анкеты обрабатываются помощниками, результаты обсуждаются с учащимися, совместно составляется список способов поведения в конфликтных ситуациях.

Учитель. Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленных выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт?

Учащиеся. Сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего.

Учитель. Да, чтобы конфликт принес пользу, надо узнать сначала, из-за чего он возник. Существует три вида конфликтов. К первому виду можно отнести конфликты из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить.

Приведите примеры.

Учащиеся: 
— Когда я была маленькой, я часто капризничала, если мне что-то не покупали.

— А я совсем недавно устроил родителям скандал, когда они не захотели купить мне компьютер. Сказал, что учиться не буду.

— А я не отдал своему другу диск (уж очень игра мне понравилась), мы даже поссорились и «раздружились».

Учитель. Можно ли эти конфликты уладить?

Учащиеся. Да, их очень легко уладить.

Учитель. Второй вид конфликтов — это конфликты потребностей: сталкиваются различные интересы людей. Приведите примеры.

Учащиеся: 
— Я помню, как переживала, что ко мне ребята из класса относились хуже, чем к той девочке, которая училась намного хуже меня. Я считала, что она недостойна такого отношения ребят к ней.

— А я до сих пор не могу понять, почему меня в том классе невзлюбили. Я и дискотеки устраивал, и к себе домой водил ребят, чтобы на компьютере позаниматься, и палатку приносил на турслет. А ребята в классе все равно меня не уважали, даже били, часто издевались, совсем на переменках не общались со мной.

Учитель. Такой конфликт сложнее, так как причины не так просто выяснить. Третий вид конфликтов - это конфликт ценностей, то есть когда человек видит угрозу своему благополучию и поэтому с особым жаром отстаивает свои позиции. Все мы преследуем те или иные цели, а степень упорства при этом свидетельствует о том, какую ценность представляет для нас каждая из наших целей. Как вы думаете, к какому типу относится следующий конфликт: двое ребят смотрят и не могут решить, чья очередь кинуть мяч.

Учащиеся. Потребность во власти, в силе, оба претендуют на ограниченные ресурсы.

Учитель. Скорее всего - и то, и другое. Различия иногда очень трудно обнаружить. Но если мы обозначим вид конфликта (то есть найдем причину его возникновения), то нам это поможет выбрать подходящие способы его разрешения.

А вот еще пример: Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том, что... (послушаем их разговор).

Ребята читают диалог.

К. Ты взял мои деньги на завтрак!

М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?

К. Да.

М. Почему ты думаешь, что это я?

К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.

М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.

К. Но ты же был возле моей парты?

М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.

К. Надо обыскать тебя.

М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?

К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.

М. Почему бы не поискать деньги еще раз? (Коля ищет и находит у себя деньги.)

М. Так, что теперь ты должен делать?

К. Прости меня, Миша.

М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.

Учитель. Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему?

Учащиеся. Была затронута честь, доброе имя

Учитель. Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?

Учащиеся. Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.

Учитель. А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминания, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти записи исчезают. А теперь зачеркните их. Удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?

Учащиеся. Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.

Учитель. Иногда можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь...» И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду». На следующих занятиях мы попробуем найти другие способы улучшения своего состояния. Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов? Почему?

Учащиеся: 
— 
Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.

— Нам это поможет в любой жизненной ситуации.

— Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями, с родителями.

Учитель. Знания о приемах разрешения конфликтов укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций.

  1. Упражнение в кругу «Импульс»

Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

В конце занятия участники тренинга заполняют карточки настроения (приложение 1) и получают памятки «Как избежать обиду» (приложение 4).

Упражнения, которые можно вставлять во время занятия

  1. Упражнение «Закончи фразу»

Ведущий предлагает участникам закончить фразы:

  • Простить - это...
  • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
  • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...
  1. Упражнение «Дружелюбное требование» (рефлексия обратной связи)

Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме. Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека. Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.

  1. Упражнение «Копилка обид»

Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой?

Ведущий говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

Предполагаемые результаты:

  1. В ходе занятия учащиеся должны научиться отличать ситуацию, которая может стать конфликтной от какой-либо иной и находить способы выхода из подобной ситуации.
  2. Упрочение дружеских отношений в классном коллективе, формирование толерантного отношения учащихся друг к другу.

Используемая литература:

  1. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
  3. Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПБ., 1999.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  5. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная. Способы разрешения конфликтов с подростками (8 классы).

Презентация для родителей 8-классников по способам решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со своими подростками....

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Семинар для педагогов и классных руководителей "Профилактика и разрешение конфликтов с детьми и подростками"

Правильно реагируя на конфликтное поведение ребенка учитель берёт ситуацию под контроль, сохраняет отношения с детьми и восстанавливает порядок!...

Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)

В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения».

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения»....