Проектирование и реализация досуговых программ в школе
статья

Ракевич Татьяна Владимировна

В статье описан алгоритм создания досуговой программы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование и реализация досуговых программ в школе

Досуговая деятельность – одна из составляющих образа жизни, включающая различные виды любительских занятий, развлечений и общения во время свободное от выполнения функционально-ролевых обязанностей.

Досуговая программа, как личностно–ориентированная технология, предполагает

в центре внимания педагога уникальную целостную личность ребенка, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытую для  восприятия нового опыта              

Современные досуговые программы подразделяются на 2 вида - краткосрочная программа и долгосрочная программа.

Формы досуговой деятельности:

- игровая программа,

- праздник,

- концерт,

- фестиваль,

- конкурс,

- тематический вечер,

- дебаты,

- квест-игра и другое.

Алгоритм действий по созданию замысла:

- анализ психолого-педагогических  проблем и вычленение конкретного аспекта,

- уточнение ценностных ориентиров,

- постановка педагогической цели (задач),

- определение привлекательной для детей темы и  содержания,

- анализ запросов, мотивов, ожиданий детей,

- выработка ориентировочной идеи,

- поиск форм,  которыми можно решить задачи, раскрыть идею,

- формулировка игровой задачи (ИДП).

Основные компоненты досуговой программы:

                   Идея, целеполагание                                            Содержание

                  Формы   деятельности                           Педагогический инструментарий

                 Ожидаемые результаты                               Диагностика последействия

Д о с у г о в а я    п р о г р а м м а

Методическое обеспечение                          Место проведения и временные рамки

                             Сценарий, план                                Материально-техническое оснащение          

Цели ДП направлены на решение комплекса задач:

  • формирование культуры свободного времени,
  • развитие интересов ребенка,
  • формирование мотивов к познавательной деятельности,
  • развитие творческих способностей,
  • формирование системы знаний, умений, навыков,
  • развитие эмоционально-волевой сферы,
  • формирование у детей стремления к здоровому образу жизни,
  • формирование коммуникативных умений,
  • развитие познавательных способностей (мышление, воображение, речь, внимание, память).

Ожидаемые результаты:

- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно проводить свободное время,

-   повышение культуры взаимоотношений детей,

-   изменение атмосферы в коллективе,

-   формирование досуговых традиций  учреждения,

-   осознание детьми своих возможностей и способностей,

-   осмысление детьми досуга как ценности, понимание его значимости для самореализации личности,

  • формирование основ зрительской культуры.

Методы отслеживания результативности:

Видеосъемка праздников (игровых программ) для последующего аналитического разбора.

Педагогическое наблюдение.

Анкеты удовлетворённости программой.

Интервью.

Тест Сакса и Леви «Незаконченные предложения» для родителей и учителей.

Социометрия классных коллективов.

Диагностика «Микроклимат коллектива».

Продукты творческой деятельности: тексты сочиненных сказок, рисунки и другие творческие работы детей.

Анкетирование различных категорий детей и взрослых.

Творческий отклик детей и взрослых (сочинения, фотографии, рисунки, отзывы).

Критерии оценки досуговых программ:

- актуальность – значимость программы и соответствие потребностям, интересам и проблемам детей,

- гуманитарность – реализация гуманистических идей,

- полнота – наличие всех структурных компонентов,

- целостность – взаимосвязь всех структурных компонентов,

- новизна – наличие креативных подходов и нестандартных идей,

- эстетичность – гармоничность использования художественных средств,

- игровая эффективность – качество игрового общения,

- педагогическая эффективность –степень достижения педагогических задач.

                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с эффективностью работы школы.

С целью повышения эффективности работы школы   реализуется проект  «Формула успеха» системы международного бакалавриата через участие во внутренних семинарах международного бакалавриата...

Анимационные программы как сегмент досуговой деятельности в школе

Данный материал полезен для классных руководителей. которые постоянно проводят мероприятия для своего класса....

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Презентация выступления на пед.совете "Проектирование и реализация системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"

Основные функции системы оценки:- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образова­...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....

Проектирование и реализация педагогических инициатив, связанных с эффективностью работы школы

1.Приказ о создании кадетского класса2.План воспитательной работы 8 К класса3.План по патриотическому воспитанию в МАОУ «Средняя школа № 8» г.Когалыма на 2019-2020 год4.Грамоты...