Рабочая программа внеурочной деятельности "Я принимаю вызов!"
рабочая программа (8 класс)

Алексеенко Елена Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ya_prinimayu_vyzov.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №9

к основной образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я принимаю вызов!»

по направлению социальное

                                                                                        Класс: 8Б

                                                                                                                Составитель: Алексеенко Е.В.

                                                                                                                 Высшая квалификационная категория

        

МБОУ «СШ № 10»

 

 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа по профилактике употребления наркотических веществ «Я принимаю вызов!» для 8 класса направлена на решение важной государственной задачи-профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ. Она позволяет формировать у подростков ценности здорового образа жизни, готовность принимать ответственные решения в ситуациях, связанных с риском для здоровья.

Цели и задачи курса

Цели

Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», « социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Воспитательные: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.

Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения.

Задачи

  1. Создать психологические условия, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
  2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
  3. Способствовать формированию повторяющихся образцов правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
  4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
  5. Создать предпосылки для формирования готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ.
  6. Способствовать развитию критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
  7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска,

- основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий,

- ориентация в системе моральных норм и ценностей.

 В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- готовность к равноправному сотрудничеству,

-  уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение  к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия,

- устойчивость к давлению сверстников и группы,

- уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира,

- потребность в самовыражении и самореализации,

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

В рамках деятельностного компонента будут сформированы:

- готовность и способность к выполнению правовых норм и требований в сфере, касающейся распространения и употребления ПАВ,

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия,

-умение конструктивно разрешать конфликты,

- умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды ЗОЖ, профилактики потребления ПАВ,

- готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно формулировать задачи как шаги достижения поставленной цели в сфере проектирования ЗОЖ,

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  самостоятельно планировать инвариантные и альтернативные пути достижения целей,

- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов,

- умение оценивать собственные возможности,

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение,

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации,

-развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выражать уверенный отказ в асоциальных случаях,

- умение выражать свои чувства и мысли,

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность и отличительная особенность программы.

Программа основана на методологии компетентностного подхода и предполагает в качестве профилактики не традиционную форму «информирования» о наркотиках и последствиях их действия, а практику, тренировку, направленную на развитие у подростков личностных качеств, предоставляющих возможности решения возникающих проблем конструктивными путями, ориентированными на достижение успешной социальной самореализации и эмоционального благополучия в жизни.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста 13-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 1 академический час. Состав участников 25 человек в группе.

Формы занятий

Основная форма работы- групповое взаимодействие. Важным условием проведения рефлексивных, интерактивных бесед является соблюдение формы круга, учет правил и закономерностей организации групповой работы. Педагог становится активным участником взаимодействия при соблюдении принципов партнерских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками. Важным является обучение подростков принятию правил работы в группе, умение подчиняться правилами организовывать свою деятельность во времени. Предлагается использовать диагностирующие материалы.

Формы контроля уровня усвоения  содержания

- Тематические выставки творческих работ участников,

- викторины,

- фестиваль достижений участников «Шаги к здоровью: «Я принимаю вызов»,

- анкетирование участников (анкеты обратной связи),

- обратная связь (рефлексия) участников.

Этапы проведения занятий

Все занятия проводятся в три этапа:

  1. Вводная часть. Ритуал начала занятия – проводится с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и настроя на совместную деятельность.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть. Ритуал завершения занятия - проводится  с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и чувства душевного подъема от совместной деятельности.

Условия проведения занятий

Создание атмосферы защищенности и безопасности участников группового взаимодействия обеспечивается принятием правил взаимодействия и поведения на занятиях:

- «Конфиденциальность»- личная информация, мысли, чувства, высказываемые участниками, не выносятся за пределы группы.

- «Здесь и теперь»- говорить о собственных мыслях, чувствах, которые возникают здесь и теперь, акцент делается на том, что переживается в настоящий момент.

- «Я-высказывания»- говорить от своего имени, о своих мыслях, чувствах, избегая оценок, начиная фразу  с «Я, я чувствую, думаю, мне кажется, избегая обобщений типа «Мы все здесь чувствуем…»

- «Называть друг друга по имени» - это создает дружескую доверительную атмосферу.

- Правило «Одного микрофона» -когда говорит один участник, остальные внимательно слушают, не перебивают, не подсказывают, проявляют уважение к мнению другого.

- Правило «Не ставим оценок» - любой участник может высказывать свои мысли, чувства, при этом ведущие и остальные участники группы обсуждают только ситуации, а не дают оценку поступкам, поведению, тем более личности высказывающегося.

Обсуждение правил. Вначале можно предложить школьникам сформулировать свои правила, которые помогли бы нам работать, с уважением относясь друг к другу, затем предложить вышеперечисленные правила в качестве дополнения и обобщения. Правила желательно оформить в виде презентационного слайда, пока участники не запомнят их.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, количество часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

По плану

По факту

Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

2 часа

07.09.

Практикум командообразования

Практикум

0

1

14.09.

Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ.

Практикум

0

1

Навыки управления своими эмоциональными состояниями в условиях группового взаимодействия со сверстниками. Профилактика агрессивных проявлений.

2 часа

21.09.

Эмоции и чувства. Как распознавать переживания других людей и собственные эмоциональные состояния

Интерактивная беседа

1

0

28.09.

Технологии отреагирования и саморегуляции эмоциональных состояний

Практикум

0

1

Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ.

3 часа

05.10

Две стороны конфликта

Интерактивная беседа

1

0

12.10

Технологии разрешения конфликтов. Способы отстаивания собственной позиции в конфликте.

Игровой практикум

0

1

19.10.

Посредничество в разрешении конфликта как способ восстановления отношений

Практикум

0

1

Формирование критического мышления, волевого поведения, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.

6 часов

26.10

Я-концепция, потребность в саморазвитии, самореализации и ценностные ориентации человека

Рефлексивная беседа

1

0

09.11.

Я и мои цели

Практикум

0

1

16.11.

Нарисую будущее

Занятие с элементами артпедагогики

0

1

23.11.

Мой здоровый образ жизни

Диспут

0

1

30.11.

Свобода и ответственность. Выбор и принятие ответственных решений

Рефлексивная беседа

1

0

07.12.

Мой выбор: здоровье и успешное будущее

Создание и презентация творческих работ, организация выставки

0

1

Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ.

6 часов

14.12.

Социальные риски, связанные с ПАВ, и безопасное поведение

Рефлексивная беседа

1

0

21.12.

Развитие стрессоустойчивости и совладающего с трудностями поведения

Практикум

0

1

28.12.

Как совладать со стрессом

Игровой практикум

0

1

18.01

Употребление ПАВ-риск для здоровья и жизни: моя личная позиция

Диспут

0

1

25.01.

Реклама как метод воздействия на принятие решения и поведение человека

Интерактивная беседа

1

0

01.02.

Информационно-коммуникационная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков

Интерактивная беседа

1

0

Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе

6 часов

08.02.

Здоровье как важнейшая социальная ценность

Рефлексивная беседа

1

0

15.02.

Негативное отношение к употреблению ПАВ: моя личная позиция

Рефлексивная беседа

0

1

22.02.

Мой здоровый образ жизни

Практикум

0

1

01.03.

15.03.

Мои эмоции и чувства, связанные с употреблением ПАВ подростками и молодыми людьми

Практикум с элементами артпедагогики

0

1

08.03.

19.03.

Моя правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков

Практикум с элементами ролевой игры

0

1

15.03.

22.03.

Я принимаю вызов:ПАВ как риск для здоровья и успеха

Создание выставки коллективных творческих работ

0

1

Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ

6 часов

22.03.

05.04.

Здоровье человека - сфера личной ответственности

Дебаты

0

1

05.04.

12.04.

Наше будущее у нас в руках!

Практикум с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды ЗОЖ

0

1

12.04. 19.04.

19.04.

26.04.

Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ, и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ

Социальное проектирование .

0

2

26.04.

03.05.

03.05.

10.05.

Выставка и презентация реализованных проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ

Выставка и презентация реализованных проектов

0

2

Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика.

4 часа

10.05.

17.05.

17.05.

18.05.

Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей.

Практикум Заключительная диагностика

0

2

24.05.

31.05.

Здоровье, будущее, успех: Я принимаю вызов!

Фестиваль достижений

0

2

Итого 35 час

8

27

Список литературы:

  1. Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психоактивных веществ «Я принимаю вызов!». 5-9 классы/ авт.-сост. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих.-2-е изд..-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2016.-120 с.-(ФГОС. Вненурочная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...