Программа Безопасное детство
рабочая программа

Савичева Татьяна Владимировна

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

 

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

 

Цели и задачи программы «Безопасное детство»

Цель:

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,

формирование социального опыта школьника,

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в

понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

 

Задачи:

 

формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

 

научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

 

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

 

создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения

детей в экстремальных ситуациях,

 

сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bezopasnoe_detstvo.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка эффективности программы:

1.Круглый стол «Все профессии хороши – выбирай на вкус!»

2.Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

3.Создание папки «Азбука профессий»

Цель программы:

  1. Расширять кругозор детей о мире профессий
  2. Расширять практические навыки и жизненные умения.
  3. Развивать речь детей.

Задачи:

Обучающие:

  1. Научить защищать проекты
  2. Познакомить с  профессиями
  3. Расширять круг чтения младшего школьника о профессиях
  4. Научить обсуждать своё отношение к изучаемой профессии

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности.
  2. Развивать любознательность, память, мышление.
  3. Развивать культуру общения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к трудовой деятельности
  2. Воспитывать аккуратность, усидчивость, ответственность за порученное дело
  3. Воспитывать дружбу среди детей.
  4. Формировать  культуру речи.

Коррекционные:

1.Развивать искусство общения.

2.Формировать  основы коммуникативной речи.

3.Развивать  умение выступать на публике.

Календарно тематическое планирование занятий программы«Безопасное детство»

Тематический план предусматривает занятие 1 раз в неделю (33часа), включая теоретические часы и практическую часть.

Темы занятий.

Количество часов

Сроки

теория

практика

1

Улица

полна неожиданностей

1.Улица и мы

2. Обязанности пешеходов

3.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки

4. Понятия «улица», «тротуар», «обочина»                                                 5. Переход улицы

6. Правила перехода улицы

7. Составление маршрутного листа «Дорога в школу»

8. Светофор

9. Дорожные знаки. Их виды.

10. Итоговое занятие «Дорожная азбука»

1

1

2

Не шути с огнём

1.Пожарным можешь ты не быть

2.С огнём играть опасно

3. Личная безопасность

4. «Юные помощники пожарных.

5. Игры, головоломки

6. Закрепление терминов по пожарной тематике

1

1

1

3

Внимание! Опасность!

1.Служба спасения

2. Несчастные случаи: ПДД, детская шалость

3.Несчастные случаи: электрический ток, гроза.

4.Оказание первой помощи

5. Правила поведения в гололёд

6. Правила поведения на льду

7. Криминальные опасности.

8. Поведение при встрече с незнакомым человеком.

9.Стихийные бедствия: буран, снежные заносы.

10. Стихийные бедствия:

землетрясение, наводнение.

11. Понятие аварии и катастрофы

12. Железнодорожные катастрофы

13. Поведение на воде.

14. Поведение на воде и у воды

15.Конкурс рисунков по безопасности.

16.Интеллектуальная игра по безопасности

17. Итоговое занятие

1

1

1

1

1

Теория: 21 час        Практика: 9 часов

Итоговое занятие: 3 часа

Цели и задачи программы «Безопасное детство»

Цель:

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,

обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного ценностных составляющих,

способствующих познавательному и эмоциональному ребенка, достижению планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования;

формирование социального опыта школьника,

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в

понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения

детей в экстремальных ситуациях.

сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.

Ожидаемые результаты программы

Система занятий по программе позволяет решать следующие аспекты: познавательные, развивающие, воспитательные.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

формирование и развитие общекультурных умений и навыков.

Развивающий аспект

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов

мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы межличностных отношений;

Литература

1Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития,

1998

2 Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992

3 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

Пособие для учителя/Д.В.Григорьев, (Стандарты второго поколения)

4 Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985

5 Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982

6 Дорожная безопасность: обучение

Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.

7 Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -

М: Просвещение, 2003

8 Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на

улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008

9 Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989

10 Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О.

11 Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

12 Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).

Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).

13 Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997

14 Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.

15 Полезные привычки/пособие для учителя-2000

16 Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель

Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981

Пояснительная записка

Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Проблема безопасного дорожного движения в целом и детского дорожно- транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни

национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния)в  сельских условиях(электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

Третья проблема – безопасность в окружающей их среде.

Походы, экскурсии способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды.

Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная

Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Направленность программы

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

 Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками средней общеобразовательной школы.

Содержание

Раздел 1 «Улица полна неожиданностей» знакомит младших школьников с

правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на

улице.

Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов,

соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании

дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень

детского травматизма на дорогах.

Цель:

Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в

ДТП;

развить  природные задатки, способствующие успеху в социальном

самоопределении детей.

Раздел 2 «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель:

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.

Задачи:

познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;

 сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой

помощи пострадавшим;

 обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.

Раздел 3 «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в

экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Количество насильственных преступлений в отношении детей,часто

заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.

Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.

Задачи:

показать связь дружбы и социального здоровья

описать различные влияния друзей друг на друга

познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению

показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ

ответственного поведения

познакомить с формами отказа.

Формы и методы работы:

Формы воспитательной работы:

познавательная беседа;

этическая беседа;

профилактическая беседа;

игры: ролевые, ситуационные;

занятия с использованием художественных средств выразительности;

упражнения;

экскурсии;

тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),

групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод

примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое

требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IV гражданский форум "Безопасные дороги-безопасное детство"

В Городском концентном зале г. Тулы состоялось открытие гражданского форума  "Безопасные дороги-безопасное детство"...

Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»

“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...

Отчёт по плану месячника пожарной безопасности «Безопасное детство»

Работа содержит информационный методический материал о деятельности коллектива по пожарной безопасности, проводимой в образовательнойм учреждении....

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...

План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»

Конспект расшитан  на проведение занятия  в игровой форме, что позволяет  продуктивному  усвоению  материала....

Программа «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»

ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения, социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми, требующими дополни...