"Проект модели поликультурной школы в сельской местности: Небо в представлении у народов Центральной Азии"
проект

Проект направлен на исследование сходных черт в мировоззрении народов Центральной Азии, в данном случае у тувинцев, монголов и алтайцев - о небе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_model_polikulturnoy_shkoly.doc614.5 КБ

Предварительный просмотр:

Небо в представлении у народов Центральной Азии.

Проект модели поликультурной школы в сельской местности.

Составила: Монгуш Идегел Сарыг-ооловна - учитель истории, обществознания  и права первой категории  МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна РТ.

Эпиграф проекта:

«Все сотворено мыслью неба,

а плоды деяния – самим человеком».

Восточная поговорка.

Тип проекта: долгосрочный.

Объект, предмет, цель и задачи  проекта:

  Цель работы: исследование сходных черт в мировоззрении народов Центральной Азии , в данном случае – у тувинцев, монголов и алтайцев – о небе.

  Объектом исследования является изучение этнокультурных сходств народов Центральной Азии через  тенгрианство. Предметом является представление тувинцев, монголов, алтайцев  о небе, как о главном объекте почитания данных народов.

Задачи работы:

1.развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать и делать выводы;

2.систематизирование общих мировоззренческих представлений тувинцев, монголов, алтайцев  через   небо, как высшем Боге;

3. изучение  воспитывающей стороны  этноэкологических представлений  о небе у данных народов.

4.формирование некоторых важных личностных качеств, как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

  Актуальность и выбор названия проекта определены следующими факторами:

во-первых, содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание  уважения, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины и в других государствах, поэтому мы рассматриваем  на данном проекте  небо, как высшую ценность у таких народов, как тувинцы, монголы и алтайцы.

во-вторых, актуальным становится изучение этноэкологических традиций и экологических культов, так как в условиях глобального кризиса люди стали задумываться о сохранении окружающей среды и о соблюдении законов природы.

Методы, используемые   во время работы над проектом:

1.метод накопления фактов,

2. такие методы обобщения и осмысления собственных фактов, как анализ, сравнение.

Гипотеза проекта – предположение о том, что есть общие черты в представлениях о небе у народов Центральной Азии. К данной гипотезе ученики должны прийти сами в ходе работы над проектом.

 Конечный результат проекта –  учащиеся должны собранную информацию представить  в виде компьютерной  презентации или Web-узла, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта, в данном случае учениками 11-х классов.

Материалы и ресурсы: компьютер и справочная литература:

1.Ученые записки/Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва. 2010г..Вып.22.

2.Монгуш М.В. Тувинцы Монголии и Китая. Новосибирск.2002г..

3.Монгуш Д.А. Вопросы тувинского языкознания. Кызыл.1998г..

4.Ученые записки. Выпуск 17. Кызыл. 1975г..

5. Кенин – Лопсан М.Б. Мудрый ворон. Кызыл. 2011г..

6.Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва. 1969г..

7.Маргус С.В. Тува: словарь культуры. Москва. 2006г..

8. Материалы из Интернета. Сайт тенгрианства.

9.Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Материалы 3  -ей  Международной научно-практической конференции (1-3 июля 2011г., г.Кызыл). Кызыл. 2011г.

Какие УУД формируются в процессе работы над проектом?

1. Рефлексивные умения – умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно школьных знаний;

2.Исследовательские умения – умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.

3.Коммуникативные умения – умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.

4. Презентационные умения – умение уверенно держаться во время выступления и умение отвечать на незапланированные вопросы.

Работа над проектом.

  Групповой проект «Небо в представлении народов Центральной Азии» осуществляется на 18 дополнительных занятиях.

КТП проекта.

Темы проекта:

Кол-во часов работы учащихся с учителем над проектом:

1.Представления о  небе у народов ЦА.

2

2.Небо, как этноэкологическое понятие.

2

3.Возникновение мировоззрения о небе.

2

4. Отличительные черты  тенгрианства.

2

5. Обряды и моления небу.

2

6. Монголы о небе, как высшем Божестве.

2

7. Представления о небе у алтайцев.

2

8. Понимание неба  тувинцами.

2

9. Составление продукта: презентация групп «Небо в представлениях народов ЦА».

2

Уроки 1-2. Представления о  небе у народов ЦА. Небо, как этноэкологическое понятие.

 Учитель объявляет исследовательскую проблему проекта, для решения которой необходима инициативная группа в количества 6-8 человек (соответственно 3-4 на мини-группы). Проблема для учащихся заключается в том, что тема не рассмотрена учебниками по истории Тувы. На основе анализа имеющейся информации участники групп должны составить план своей реализации проекта, найти оптимальный способ достижения цели проекта. Данный проект, в основном, нацелен на формирование информационной компетентности.

Учитель знакомит детей с символом тенгрианства и ее обозначением.

Символ тенгрианства. Символом Тенгри был круг – Солнце. Орел означал мощь великого бога и его всеведение и всезнание. Цвет Тенгри – голубой.

  После первых занятий и самостоятельной работы группы могут прийти к следующим выводам:  Каждый этнос или нация  имеет своего этнического, природного, на генетическом уровне определенного и определяющего Бога. У  некоторых народов – это Небо ,или как именуют  это мировоззрение по другому  - тенгрианство. «Тенгри(Небо) – неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства», - написано в справочнике. Тенгрианство  предположительно возникла в конце II – начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир.

Урок 3. Возникновение мировоззрения о небе.

На аналитическом уровне проводится сбор, изучение информации о возникновении мировоззрения о Небе. Учитель с учениками начинают искать пути реализации проекта.

  На основе обработанного материала продолжается поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности. Происходит пошаговое планирование работ по основе анализа ресурсов. Ученики работают над дополнительной литературой, анализируют и сравнивают материалы, делают соответствующие выводы.

Урок 4. Отличительные черты  тенгрианства.

Поработав над дополнительными источниками, учащиеся выявляют отличительные черты тенгрианства от других религиозных мировоззрений.

Урок 5. Обряды и моления небу.

Ученики, изучив дополнительную литературу, должны понять, что существовали обряды и моления Небу у народов Центральной Азии. В особенности: если Тенгри хотел наказать виновного, то поражал его стрелой, которую люди воспринимали как молнию. Богом этой молнии-стрелы был Нацигай - гонитель злых духов. При произнесении клятвы тюрки лизали наконечник стрелы в знак того, что призывали Тенгри быть свидетелем этой клятвы. Если молния попадала в человека, считалось, что он наказан за свои явные или тайные преступления самим Тенгри. Если молния попадала в дом, и он сгорал, это также считалось очень плохим знаком. Такой дом или юрта оставлялись до тех пор, пока время не уничтожит его. «На этом доме лежит гнев Тенгри» - говорили тюрки. Если молния поражала животное, и оно погибало, то тюрки не ели это мясо, а сторонились трупа или убегали от него.

Урок 6. Монголы о небе, как высшем Божестве.

Ученики работают с дополнительной литературой по теме. Они читают в «Сокровенном сказании» монголов, что «Небо – это Великая Вселенная, громадная сила, которая влияет на  изменения в мире, вследствие чего происходит необыкновенные события, становящиеся историей человечества». То есть изучают мировоззрение монголов о Небе, какие взгляды выдвинул Чингисхан о своем главном Боге.

Урок 7. Представления о небе у алтайцев.

Ученики собирают дополнительную информацию по теме.

Урок 8. Понимание неба  тувинцами.

Ученики поработав над материалом должны понять, что для тувинцев небо является девятислойным:

А. «Кок дээр», при котором не бывает даже ветра,

Б. «Ак-кок дээр», при нем не бывает дождей, может ,наступит даже засуха,

В. «Аяс дээр», самое опасное время, потому что  после затишья может полить сильный  дождь, наступить холод или выпасть обильные  снега,

Г. «Сылдыстыг дээр» предвещает морозную зиму или засушливое лето,

Д. «Кара дээр»: бывают такие времена, когда очень темное небо и не видно даже ярких звезд, это время считается опасным, так как зимой это объясняется тем, что  ожидается обильный снегопад или мор,  а летом – затяжной мелкий дождь или наводнение,

Е. «Булуттуг дззр»: если небо с облаками, то наступит затишье и покой.

Ж. « Денгернин дээри», при таком небе моления читают самые сильные шаманы,

З. «Азар Дээр»: это небо небожителей, которые иногда спускаются в землю,

И. «Ак дээр» находится на самом верху.

Урок 9. Составление продукта: презентация групп «Небо в представлениях народов ЦА».

  Практический этап данного проекта включает в себя выполнение запланированных технологических операций – создание компьютерной презентации или Web-узла.

.

Урок 10. Защита проектов.

  Презентация групп проходит в компьютерном классе. Представители мини-групп по очереди раскрывают содержание своего творчества и анализа о том, как они раскрыли тему в форме компьютерной презентации или Web-узла.

  После презентации групп происходит обсуждение, во время которой происходит анализ результатов выполнения данного проекта. Ученики оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования приобретенных умений и способов деятельности.

В проект входит заполнение учениками следующей таблицы, которое предполагает интенсивную работу нал дополнительными источниками.

Основные  аспекты сравнения:

Тувинцы:

Монголы:

Алтайцы:

Как называли небо?

Имя бога неба

Названия шаманских обществ неба.

Кто общался с небом.

Праздники неба.

С каким зверем сравнивали Небо?

Литература:

1.Журнал. История все для учителя. № 5, май, 2014г..

2.Кенин – Лопсан М.Б. Мудрый ворон. Кызыл. 2011г..

3.Материалы из Интернета. Сайт тенгрианства.

4. С.В. Кульневич. Т.П. Лакоценина. Педагогика нового времени. Современный урок. Часть 1. Издательство «Учитель». 2006 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель поликультурной школы в сельской местности в условиях введения ФГОС

В условиях полиэтнического образовательного пространства российского государства актуально стоит проблема сохранения и развития традиционной тувинской культуры с одной стороны, и интеграция молодого п...

Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности

модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями,  когда  обучающиеся  учреждений  дошкольного и о...

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

 Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...

Презентация "Модель поликультурной школы"

Презентация "Модель поликультурной школы"...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Проект "Модель работывоспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...

Модель доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности «От возможностей к перспективам развития»

В материале описывается Модель обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся в сельской местности. Модель предполагает реализацию дополниетльных общеобразовательных общеразвивающ...