Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню освобождения города Курска «Память о войне – связь поколений»
методическая разработка (8 класс)

Птицина Елена Михайловна

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о годах Великой Отечественной войны, о том, какой вклад вносили солдаты и мирные жители в великую Победу в Курской битве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_o_voyne.docx29.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного Дню освобождения города Курска

Память о войне – связь поколений

Текст сценария

Музыкальное оформление

Презентация

Голос за кадром:

Курский край!

Взволнованною птицей

Вновь душа моя к тебе летит.

Каждый, кто курянином родился

В сердце дух Отчизны сохранит!

За кадром на фоне музыки:

Взгляни на эту землю утром рано,

В тени берез задумчивых постой,

Увидишь земляничные поляны,

Услышишь трав ромашковый настой.Ну, как скажи, тобою не гордиться, Моей России маленькая часть; Дай мне из родников твоих напиться

И в травы земляничные упасть.

  И сразу в сердце станет звонко-звонко,

И вспыхнет даль безбрежна и чиста;

Родная моя Курская сторонка

России соловьиные места.

Выходят девушки в  сарафанах с веточками берез в руках, исполняют хоровод.

Девушки  замирают, закрываясь руками, как бы спасаясь от надвигающейся опасности. Наступая и окружая,  появляются девушки в черном. Они символизируют все уничтожающий на своем пути фашизм. Затем все замирают, выходят ведущие:

Ведущий 1:Война…Я не видела, какая она,

Только мне говорили,

Что вместо сердца в ее груди

Стальная машина угрюмо гудит.

Ведущий 2:Война…Я не видел, какая она,

Только мне говорили,

Что пламя она выдыхает,

Что тысяча рук у неё,

И каждой она убивает.

Танцоры уходят со сцены.

Ведущий 1: Самая большая и жертвенная - Вторая мировая война.

Ведущий 2: Битва на Курской дуге - одна из ярчайших вех мужества и стойкости нашего народа на пути к победе в  Великой Отечественной войне.

Ведущий 1:

С первого дня  Курская область перестроила жизнь на военный лад. В райвоенкоматы ежедневно поступали заявления от курян с просьбой о добровольном зачислении в ряды Красной Армии и немедленной отправке на фронт.

Ведущий 2: На защиту Родины встали и стар и млад. Каждый бой за Отечество стал велик и памятен.

Чтец:

Держась как за личное счастье,

За каждую пядь земли,

Мы под Курском встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли.

Земля от взрывов дрожала,

Трещала танков броня,

Солнце в огне пожара

Чадило, как головня.

Голос за кадром:

Из воспоминаний участника Курской битвы Героя Советского Союза ГригорияПенежко:

На сцену выходит парень в военной форме:

«Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей.Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. (…) Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага».

Солдат, сняв пилотку, уходит со сцены.

После фильма выходят ведущие:

Ведущий 1: 50 дней и ночей продолжалась эта битва. И время бессильно перед памятью людей, из поколения в поколение передающих свидетельства о стойкости и мужестве, проявленных курянами в боях на Курской дуге.

Ведущий 2:Александр Николаевич Межиров

относится к поколению людей, на плечи которых легли все тяготы войны. В сорок первом году, через несколько недель после выпускного вечера, он ушел на фронт. Воевал солдатом и заместителем командира стрелковой роты. В 1943 году тяжело раненный, контуженный был демобилизован.

Ведущий 1: В своём стихотворении «Страшная битва» он пишет о том, какие тяготы военного лихолетья легли на хрупкие плечи молоденьких медсестёр. «Ангелы спасения», как и солдаты, не раз проявляли на поле боя хладнокровие и мужество.

Чтец:

Он помнит ту страшную битву,

горела Курская дуга.

Тащила его с поля боя,

девчонка с косичками,

медсестра...

Какие ужасные муки,

и сердце стучало в груди.

Но тонкие девичьи руки,

спасали бойца от врага.

Он выжил и снова сраженья,

и снова солдат в строю.

Но где ты, ангел спасенья?

Песнь тебе пропою...

Девчонок сколько красивых,

отправилось на войну.

Не все вернулись обратно,

они защищали стран

Ведущий 2: Поэзия Евгения Ароновича Долматовского во многом питалась фронтовыми впечатлениями .

С 1939 года в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией, а с 1941 года — в боях с гитлеровцами.

Ведущий 1:Поэт  ярко пишет об одном из крупнейших сражений Второй мировой войны -Курской битве в своём стихотворении «Курская Дуга» ,где во имя Правды полегла великая жизненная сила:

Чтец:

В тургеневских охотничьих местах

Воронки, груды мертвого металла.

Здесь за день по двенадцати атак

Отчаянная рота отбивала.

А как бомбили нас! Не говори -

Такого в Сталинграде не видали.

Всю ночь качались в небе фонари,

Кровавым светом озаряя дали,

С рассветом «тигры» шли на нас опять

И вспыхивали дымными столбами,

И приникали мы, устав стрелять,

К горячей фляге пыльными губами.

А все же удержали рубежи,

В июльской битве оправдав надежды.

Окопы на полях примятой ржи

Проходят там, где проходили прежде.

И на скелете пушки «фердинанд»,

Прорвавшейся на курские пригорки,

Фотографируется лейтенант,

И над пилоткой нимбом - дым махорки

Ведущий 2:

Военный смерч, пронесшийся по нашей земле, выхватил из жизни многих людей. У каждого была своя фронтовая дорога, каждому выпала своя роль, но война была их общей судьбой.

На сцену выходят участники композиции

Ведущий 1:15 месяцев пробыли немецко-фашистские захватчики в Курске. Оккупация принесла жителям города голод, эпидемии, рабство и смерть. За это время от голода, истощения и эпидемий умерло свыше 10 тысяч жителей. Около 3 тыс. было расстреляно. До 10 тыс. курян угнано в Германию на работу.

Чтец:Лидия Шелест

Мутным утром -немцы...тишина... И застыла дочка у окна.

 Во дворе залаяла собака...

-Мама! Мама! Дедушка заплакал, -                       Голосок срывается, в нем страх...

-Бьют прикладом в двери - это враг.

Они вошли, и все слова померкли, Слова такие даже, как «люблю»

 И город сразу ощутил на горле Тугую нестерпимую петлю.

Они смотрели весело и тупо,

Как с виселиц, средь жуткой тишины,

До пояса в мешках свисали трупы

Но лица мертвых были им страшны.

Вошли владельцы половины мира, Кто это видел - не забудет, нет! Зеленые с голубизной мундиры - Болотной тины ядовитый цвет.

 И мертвой кожи цвет голубоватыйПод ней застыла неживая кровь.

Да разве это воины, солдаты?

Мы в них убийц узнали вновь и вновь!

Мы помним всё. Куряне не забыли, Как выстроив и точно сосчитав

 Тех девушек, которых мы любили,

 Грузили немцы в каторжный состав.

 Кто из курян когда-нибудь забудет

 Грудных детей расчетливый расстрел

-Побойтесьбога!

-Kinder das istjude!

И новый залп раскатисто гремит.

Мы поняли в те месяцы глухие,

 Идя в оковах сквозь кромешный ад, Что эти орды - хуже орд Батыя:

Не тело - душу в рабство взять хотят.

Нас огнем пытали и железом

Сердце наше рвали на куски

Шла душа сухим, дремучим лесом, Молча умирала от тоски

И её казнили, распинали,

Сколько горя дали ей испить,

 Но она - она осталась жить!

 Русская душа, чтоб расцветали

На земле истоптанной родной

Лилии жемчужные весной,

 Чтобы птицы снова прилетали

Чтоб весною снова, не примят, Расцветал наш соловьиный сад!

И сколько чужеземцы не храбрились,

Как ни старались нас согнуть в дугу,

Мы выстрадали, мы не покорились

Душою русской подлому врагу

Выходят ведущие:

Ведущий 1:Десятки ополченцев и бойцов истребительных батальонов сложили свои головы в дни обороны города. Некоторые из них похоронены на Никитском кладбище, где создан мемориал «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны».

Ведущий 2:В одной из могил лежат командир взвода истребительного батальона Ф.Г.Меркулов и его 11-летний сын, ученик школы № 6 г.Курска Слава Меркулов, подносивший отцу пулеметные ленты и поддерживавший связь со штабом батальона.

Чтец:

Здесь звон колокольный плывет над Никитской,

Над Школьной и Хуторской.

На мемориале читаем мы списки

Людей, здесь нашедших покой.

Герои здесь названы все поименно,

В их честь пламенеет огонь.

Огонь, - наша память - под звон колокольный

Ты души живые затронь!

Здесь судьбы героев ссудьбою России Сплелись в неразрывную нить,

И плачет здесь небо дождями косыми

 В ненастные, хмурые дни.

Здесь место печали и гордости нашей, Здесь мы очищенье найдем.

От всех юнармейцев, от имени павших Мы славу России поем.

Выходят все участники

Найдите день торжественней и краше,

Чем дата светлая – 8 февраля.

Нам не забыть. Ее мы помнить будем

В ряду побед еще гремевших встарь.

И этот день, как праздник, впишут люди

В свой самый сокровенный календарь.

Ведущий:        Потомок мой, не будь холодным к датам

Военных битв сороковых годов.

За каждой цифрой - кровь и смерть солдата.

Судьба страны в нашествии врагов.

Ведущий:        Молчания тревожная минута.

Сердца стучат, их стук как звон набата.

О памяти людской!

О подвиге солдата!

Минута молчания.

Ведущий 1: Память – великая вещь. Расстаться с памятью – значит уйти в никуда.

Ведущий 2: Мы несокрушимы до тех пор, пока помним о жертвах, принесенных нашим народом во имя Победы.

Ведущий 3:Мы никогда не забудем тех, кто сложил свои головы на полях сражений, горел в танках, кто шел в свой последний бой и погибал за Родину.

Все читают стихи по строчкам:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

И там, в пернатой памяти моей,

Все сказки начинаются с "однажды".

И в этом однократность бытия

И однократность утоленья жажды.

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

 Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

( Давид Самойлов.)

Ведущий 4: Память о войне… Её не сотрёшь с годами,… она вечна. И пока мы

помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений. А

значит, жива Россия.

Звучит музыка Е.Птичкина ««Даль великая, даль бескрайняя» (минус)

Русский лирический хоровод

Звучит музыкальная тема «Наступление немцев»

Музыкальный  фон

Музыка выключается

Музыкальный фон

На фоне песни «А под Курском бои…»

(2 куплета)

Под гитару исполняется песня «Десятый наш десантный батальон»

Музыкальный фон

Музыкальный фон

На фоне колокольного звона

Музыкальный фон

Удары метронома.

Музыкальный фон

Музыка выключается

Видеопроектор демонстрирует кадры о красоте курской земли

На слайдах фотографии военных лет

Видеофильм «Курская битва»

Фото Межирова А.Н.

Фото Долматовского Е.А.

На слайдах мемориал павших


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Память"

Литературно-музыкальная композиция посвящена самому важному празднику в истории нашей страны.  День Победы - это праздник со слезами на глаз...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию Великой Победы. Песни на войне.

Сценарий содержит информацию об известных песнях, написанных во время Великой отечественной войны. ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы живем коротким словом -Память»

Литературно-музыкальная композиция «Мы живем коротким словом -Память» может использоваться при проведении классного часа, посвященного ВОВ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Город хранит память о героях в названиях своих улиц…»

Сценарий литературно-музыкальной композиции,  посвященной 79-й  годовщине   полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Город хранит память о героях в названиях св...