Час общения «Красота душевная, красота нравственная»
методическая разработка (8 класс)

Час общения «Красота душевная, красота нравственная»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dushev_krasota.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок

«Новый взгляд»

Номинация: «Лучшая методическая разработка в области духовно – нравственного воспитания»

         

Час общения

«Красота душевная, красота нравственная»

воспитатель: Рафикова Сирена Минигалеевна, ГБУ Белебеевский детский дом РБ

Возраст детей: 14-15лет

Цель: формировать у воспитанников понятие о подлинной красоте человека.

Задачи:

– раскрывать понятие «красота души человека»;

– развивать способность анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

--формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

– воспитывать ценностное отношение к прекрасному.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация занятия; видеоролики; конверты с карточками заданий, шкатулка.

Ход занятия:

1.Вводная часть

-Добрый день, дорогие ребята! Я хочу вам предложить посмотреть небольшой видеоролик (просмотр видеоролика).

-Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

-Да, ребята, правильно вы догадались. Наше занятие посвящено красоте.

Каждый из вас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, чарующих слух народных напевов, нестареющих мелодий классических сочинений, зажигательных ритмов современной музыки. Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца,  развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

Почему мы понимаем, что все это красиво? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно. Можно не задумываясь сказать: «Я вижу, что это красиво», или «Я чувствую, что все это красиво». Но вот что же такое красота, точно не ответит никто. Ведь понимание красоты распространяется и на предметы, явления, и на внешний вид человека.

- Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов) (Слайд1) (Красота, грация, изящество, гармония, чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.)

- В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?

(Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…)

Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми, но красота понимается по-разному. Одни говорят, что красив человек своей внешностью, другие утверждают, что человек должен быть красив своей душой, своими поступками, своим отношением к окружающим.

-Когда мы говорим «красивый человек», что мы имеем в виду? Правильные черты лица, стройную фигуру? Или его душевную красоту, доброту, благородство? А может быть и то и другое вместе? Ведь человек, красивый душой, делает мир вокруг себя прекрасным. Итак, тема нашего занятия «Красота душевная, красота нравственная» (Слайд 2).

2.Основная часть.

-Сегодня нам предстоит узнать, какого человека можно назвать по-настоящему красивым.

- Итак, ребята, скажите, что такое красота? (Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение).

-Молодцы! А теперь послушайте, какое определение этому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов: (Слайд 3)

«Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

-В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота, и мы с вами тоже не исключение. В чем состоит ее магия? Почему именно красоте посвящают свои произведения художники, писатели, скульпторы и композиторы?  Когда говорят о красоте человека, то чаще всего имеют в виду лица. Издавна люди преклонялись перед красотой, воспевали ее, оставляли ее в веках при помощи кисти.

      Что же являлось мерилом красоты в разные времена у разных народов? Я предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю.

(Слайд 4) Эпоха палеолита.  Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная». Её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

(Слайд 5) Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

(Слайд 6) В Средние века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком.

(Слайд 7) «Сикстинская мадонна»  Рафаэль Санти. Это - идеал красоты эпохи Возрождения. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Прекрасное благородное лицо отражает все оттенки изумления. Широко открытые лучезарные очи глядят на нас. Она еще крепче обнимает сына, чувствуя его судьбу. Поэтому такой скорбью осенена ее юная краса. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.

(Слайд 8) Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Её считают возвышенным идеалом женственности и обаяния.

(Слайд 9) В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть «богатым» с «лебединой» шеей, широкими откинутыми назад плечами. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков.

(Слайд 10) В эпоху рококо главный акцент делается на причёске, рококо – это время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Маркиза де Помпаду́р.

(Слайд 11) В эпоху романтизма подражание античной одежде изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Пояс переместился под самую грудь. Ампир был одним из последних ярко выраженных стилей, диктующих относительно четкие каноны красоты и моды. С началом XIX века идеал красоты начинает меняться настолько стремительно, что уловить можно только некоторые самые яркие тенденции.

-Что же являлось мерилом красоты в разные эпохи у разных народов?

(Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, на женственность, грациозность, гармонию форм у женщины).

Упражнение «Зеркало»

- Представьте, что вы смотритесь в зеркало.

- Опишите человека, которого вы увидели в зеркале.

- Что вас обрадовало? Расстроило? Удивило?

- Что вам хочется изменить в этом человеке?

-Иногда кажется странным, что именно в юности человек испытывает острое недовольство своей внешностью. Ведь юность сама по себе красота. Но тревога эта вполне объяснима. Ведь именно в это время человек обнаруживает в себе острое желание нравиться окружающим и кому-то одному из них особенно. Он жаждет внимания, признания сверстников.

- Как вы думаете, чтобы нравиться, нужен только лишь внешний вид или нечто большее? (Ответы детей). 

-  А что это значит – красив душою? Ребята, скажите, пожалуйста, что такое душа?

Душа - это внутренний мир человека (его мысли, поступки), его невозможно определить по внешнему облику.

-Как вы понимаете выражение «красота души человека», «красивая душа»?

 Как она проявляется? (в благородных делах и поступках, в чистых помыслах, в умении человека видеть прекрасное в людях и окружающем мире.) 

(Слайд 12) Красота души — это положительные внутренние качества человека (отзывчивость; готовность идти на жертвы ради других; доброта в отношении любого человека, животного; искренность; высокий интеллектуальный уровень; открытость; справедливость; благородные поступки; интерес к собеседнику).

Упражнение «Красота человека».

-На столах в конвертах у вас лежат карточки с написанными на них словосочетаниями.

Задание: внимательно прочитайте эти словосочетания и подумайте, на какие две группы их можно разделить. Разделите.

(Красивый нос,   красивые глаза,  красивые губы, красивые брови, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, красивый поступок, милосердное отношение, добрый взгляд, трепетное отношение).

Вывод: Красота бывает внешняя и внутренняя.

Внешнюю красоту можно увидеть глазами, услышать.

Внутренняя красота скрыта за внешней. Это красота человеческих желаний, чувств и мыслей (переживаний). Внутреннюю красоту можно почувствовать сердцем.

Обсуждение диалога

Встретились два человека

 -Как живешь?- спросили у него.

 -Да так, ничего, - отвечает он.

 -Что делаешь?- спросили у него.

 - Я? Да, так - ничего.

 - Посмотри на себя в зеркало, что за вид? – сказали ему.

 - А что за вид? Ничего! – отвечает он.

 -Загляни себе в душу. Тебе пора узнать, что у тебя внутри.

 Он заглянул, а там – ничего.

 - Проанализируйте диалог. Как бы вы охарактеризовали этого человека?

Обсуждение жизненных ситуаций.

 Случай на вокзале. В кассу железнодорожного вокзала огромная очередь. Было тесно, душно. Какая - то старушка, прося снисхождения к усталым ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки».

Вопросы воспитанникам: Как вы думаете, какова будет реакция людей, стоящих в очереди, на просьбу старушки? Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу? (После обсуждения продолжает рассказ).

«В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война - да когда это было, пора и забыть!» Голоса были молоды, раздраженно дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи»,- крикнул дюжий парень в солнечных очках. …

Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня. Я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек со светлыми волосами. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась. И стоящие рядом люди увидели Звезду Героя». «До какой станции тебе мать?»- участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».

Вопросы воспитанникам:

- Как вы оцениваете поведение людей в очереди?

- В чем причина такой реакции на просьбу пожилой женщины парня в солнечных очках?

-Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помощь старушке взять билет?

-Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета?

-Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?

(После обсуждения читается окончание ситуации)

« Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на свое место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»

Вопросы воспитанникам:

1. Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка?

2. Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом?

3. Встречались ли вы с проявлениями неуважительного отношения людей друг к другу?

       По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту. Настоящая красота светится изнутри души человеческой.

       Противоположные качества – злость, ненависть – проявляются на лице и могут обезобразить любую, даже самую красивую внешность.

- А вы как считаете: что важнее: внешняя красота или внутренняя?

Думаю, что много кому приятно смотреть на симпатичное девичье лицо из обложки глянцевого журнала, на милого ребенка, на элегантного мужчину. Мы любуемся красивыми людьми. А Антуан де Сент-Экзюпери в своей знаменитой сказке "Маленький принц" сказал: "Самое главное - то, чего глазами не увидишь". Что это - "то"? Что есть главнейшим у нас, чего мы не видим? Душу? Значит, искренняя красота человека на самом деле незаметная. Но как-то же она оказывается... В милосердие, чуткости, способности любить...

      Однажды я прочитала в какой-то газете историю девушки, прикованной к инвалидному креслу. Эта девушка вышла замуж и, по ее словам, совсем счастливая. Бабушки на лавочке возле подъезда, конечно, распускали сплетни: " Девчонка-эта - инвалид, а здесь вдруг - свадьба! Ну, какая жена из калеки?" Не знали бабушки, что девушка эта - необычная, а "замечательная" - так называет ее муж. Не знали они и другого: у молодой супружеской пары много друзей, которые приходят к ним домой, чтобы пообщаться всегда веселой и радушной хозяйкой. И для них не существует инвалидного кресла, они его просто не замечают...

       Красота внутренняя незаметная, она оказывается во всех клеточках человека, - в ее души. Это гармония с самым собой и окружающим миром. Она разрушает стену непонимания, зла, ненависти. Она согревает всех, кто находится рядом с человеком, который излучает.

-Прочитайте, что говорят известные люди о внутренней и внешней красоте человека:

(Слайд13)«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней»

В. Гюго

(Слайд14)«При красоте тела невольно веришь в красоту души; при красоте души не замечаешь физического несовершенства». Илья Шевелев

(Слайд15)«Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри». Джеймс Фенимор Купер

(Слайд16) « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли, и душа» А.П. Чехов. Ребята, как вы понимаете, смысл данного высказывания?

 Человек должен уметь одеваться, ухаживать за собой, быть культурным и вежливым.

- У человека должно быть не только красивое лицо и одежда, у него должны быть красивые мысли, которые побуждают красивые и добрые поступки.

- Человек должен быть не только красив внешне, но и должен иметь и внутреннюю красоту т.е. иметь доброе сердце.

Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо.

Даже самый скромный, неприметный человек, который не имеет от природы внешней красоты, но богат душевной красотой - прекрасен.

-Да, ребята, вы думаете правильно.

(Слайд17)Вывод:

- В человеке все должно быть прекрасно. Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.

-Можно ли по внешнему облику сказать, что человек отличается бессердечностью, и равнодушием? Какой у него характер? Как он относится к людям? Что ценит в людях, прежде всего? Можно ли по внешнему облику сказать, какими свойствами личности обладает этот человек? (внешний вид может много сказать о человеке, но часто это суждение бывает ошибочно, а ещё то, что о человеке надо иметь и своё мнение, так как другие нередко судят по себе).

Упражнение «Шоколад». Я предлагаю трем воспитанникам подойти ко мне. Выберите себе одну шоколадку (первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая – в менее красочной обертке, третья - в цветную бумагу), вернитесь на свое место и разверните ее. (В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – бумага, в цветной бумаге – целая шоколадная конфета).

-О чем вы думали до того, как развернули обертку?

-Что вы почувствовали? (Удивление, разочарование, огорчение.)

-Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Ответы детей.)

-Всегда ли внешняя красота совпадает с внутренней?

       Конечно же, упражнение мы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное, броское бывает действительно ценным. Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит». Внешняя красота и внутренняя могут не совпадать. Иногда так же бывает и с людьми. Можно заметить, что красивый улыбающийся человек оказывается совсем неприятным и даже плохим. А некрасивый, строгий и серьезный человек может иметь красивую душу и доброе сердце.

(Просмотр видеоролика «Внешность не главное»)

Вывод:

-Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

(Слайд18)

Творческая деятельность
-У Николая Заболоцкого есть такие строки:
Что такое красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой (на цветы, вырезанные из бумаги,  записывают качества души и приклеивают на кувшин).

- Мы наполнили сосуд  души хорошими качествами. А в  чём эти качества могут проявляться? (в словах, добрых делах, благородных поступках)

Молодцы, что умеете увидеть красивое в людях, это очень ценное умение обязательно поможет вам в жизни.

- Всякий человек доброжелательно настроенный к другим, искренний и воспитанный не может быть некрасив: он может не иметь броской наружности, но в общении с другим  человеком он совершенно преображается. Поэтому наша красота или некрасивость зависит от нас самих – от того, как мы относимся к миру, в котором живем, и к окружающим.

3.Заключительная часть

-Вернёмся к вопросу, заданному в начале занятия. Уточним, какие выводы для себя сделали вы из занятия.

«Шкатулка впечатлений» - по кругу из шкатулки каждый вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить.

«Сегодня я понял(а), что красота…..»

«Я понял(а), что быть красивым, значит…..»

«Красивый душой человек – это …..»

 «Думаю, что главное в человеке…..»

«Душа – это ….»

 «Сегодня я понял(а), что ……»

-«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое, но есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это и есть синонимы к слову «красота».

Слайд19

Что может быть красивей человека? - Лишь цветок.

Что может быть нежнее кожи? - Лепесток.

 Что может быть изящней стана? - Тонкий стебелек.

Но манит нас сильней души и сердца огонек.

Можно ли развить внутреннюю красоту? Конечно, внутренняя красота – не мышца, которую можно накачать в тренажёрном зале, однако развивать положительные душевные качества необходимо каждому. Заниматься самосовершенствованием и развитием душевной красоты можно и нужно в любом возрасте.

-А теперь, сядьте по удобней, закройте глаза, вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, поместите это в своё сердце и надолго сохраните. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.

\

                                                       Литература

1.Горелов, И.Н.Нравственное воспитание школьников.- М.:Просвещение,2002.

2.Лубянова, Н.Н.Мир мужественности, женственности, красоты.- Волгоград: Учитель, 2007.

3.Севостьянова, Н.Г.Общечеловеческие ценности.- М., 2004.

4.Красота души человека: (Электронный ресурс) . - Режим доступа: infourok.ru; znanija.comtask/8377292; metod-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по нравственному воспитанию. Красота природы. Красота души.

Раскрыть понятие "красота души человека". Дать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать через природу нравственные качества. Развивать эстетический вкус при знакомстве с художествен...

ВЛИЯНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необ...

Час общения «Красота человека в его красивых поступках»

Цель: Дать представление об истинной красоте человека.Воспитать доброту,  стремление к благородным поступкам, развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проб...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...

Презентация: Конструктивное общение как фактор духовно-нравственного развития подростков.

   Конструктивное общение в подростковом возрасте является важным фактором духовно-      нравственного воспитания. Навыки конструктивного общения формируются на уроках....

Урок по литературе "Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини.

На уроке представлены групповая, индивидуальная и творческая работа учащихся. Показан отрывок из фильма....

Час общения как эффективная форма нравственного воспитания обучающихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....