Статья "Музейная экспозиция как образовательное пространство"
статья

Гришмановская Евгения Сергеевна

В статье описан педагогический опыт Гришмановской Евгении Сергеевны по истользованию экспозиций музея в качестве образовательного пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_ekspozitsiya_kak_obrazovatelnoe_prostranstvo.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Гришмановская Евгения Сергеевна,

учитель истории ГБОУ СОШ №247

Красносельского района Санкт-Петербурга

28.11.2018

Семинар “Возможности образовательного туризма

для всестороннего развития личности школьника”

Музейная экспозиция как образовательное пространство.

Нам посчастливилось жить и работать в уникальном городе: Санкт-Петербург - город-музей, который предлагает огромные возможности для образовательного процесса.

В нашем городе расположено множество самых разнообразных музеев (государственные, частные, школьные), которые на своих экспозициях затрагивают различные сферы жизни, эпохи, взгляды на мир и на жизнь.

Современные семьи, к сожалению, не часто проводят свой досуг в культурном пространстве Петербурга и пригородов, поэтому одной из задач школы является показать юным петербуржцам возможности интерактивного обучения, которые у них есть, привить любовь к музеям как к пространству для саморазвития и самообразования. В это вопросе замечателен фестиваль «Детские дни в Петербурге», который проходит в дни школьных осенних каникул уже более 10 лет.

С помощью музейного пространства педагоги имеют возможность развить у учащихся множество навыков/компетенций: такие как ориентирование, коммуникативность, обобщение, структурирование материала и т.д.

Давайте рассмотрим конкретные примеры.

Для формирования и развития ориентирования можно проводить тематические квесты: ребята заполняют маршрутные листы, перемещаясь по заданной части города (микрорайон, район) или музейной экспозиции. В нашей школе имеется практика проведения таких квестов в Полежаевском парке, Красносельском и Василеостровском районах и другие. (на слайдах в том числе квесты, проведённые туристической фирмой) При заполнении маршрутного листа учащиеся могут обращаться за помощью к жителям района, и тогда идёт процесс интервьюирования (можно специально включить данное задание).

Противоположный вариант работы с музейной экспозицией: составление учащимися маршрута или маршрутного листа по музею. Для такого рода задания подходят небольшие по занимаемой территории музеи. Данный вариант был применён при посещении музея Арктики и Антарктики. На выбор предлагалось несколько заранее подготовленных тем и свободная. После осмотра всех экспозиции, работая в командах по 4-5 человек, ребята продемонстрировали маршруты предлагаемых ими экскурсий. Далее эту работу можно продолжить дома или в школе: используя фотоматериалы и различные источники составить виртуальную экскурсию, (в виде презентации, плаката и др.). В такой работе формируются коммуникативность, обобщение и структурирование информации, эстетический вкус.

Конечно, вышеперечисленные мероприятия требуют трудоёмкой подготовки от педагога, но также они имеют качественный продолжительный эффект.

В музеях возможно проводить рефлексию по предметам школьной программы: после изучения темы в экспозиции музея найти экспонаты, знакомые по материалам уроков. Например, после изучения на уроках истории в 6 классе средневековой эпохи посетить Рыцарский зал в Эрмитаже, в 5 классе после изучения первобытного мира - Музей религий.

Ещё одной формой работы по формированию наблюдательности и структурированию материала может быть составление виртуальной экскурсии на заданную тему по экспонатам нескольких музеев. Например, «Иконопись» с использованием материалов Музея религий, Этнографического музея, Эрмитажа. Это может быть итоговой работой в конце учебного года.

В январе наш город будет отмечать 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. К этой дате готовятся множество временных выставок, но и в постоянных экспозициях музеев присутствует много экспонатов, связанных с этой темой: например, по теме «Дорога жизни», можно встретить информацию и предметы эпохи в филиале ЦВММ «Дорога жизни», Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации, Монументе героическим защитникам Ленинграда, музее Гимназии №284 Кировского района.

Также возможно совмещение музейной экспозиции и городского пространства. Например, «Петербург начала XIX века»: посещение экспозиции Главного штаба, а также Дворцовой площади, Невского проспекта.

Помимо вышеперечисленных компетенции, данные формы работы формируют личностное отношение (через работу с историческими предметами, артефактами), образ эпохи, времени, народа.

В помощь педагогам многие музей и фирмы, сотрудничающие с музеями, предлагают тематические абонементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

«Образовательное пространство как пространство развития»

Выступление на заседании методического объединения туристско-краеведческой направленностиТема: «Образовательное пространство как пространство развития»...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Выступление на тему: "Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея. Расширение взаимодействия с учреждениями социума".

Выступление на тему:"Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея.Расширени...