Орфоэпические нормы и их нарушение в речи учащихся и жителей села Петропавловка
учебно-методический материал (10 класс)

Баинова Ольга Александровна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_npk_shagzhievoy_tani.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования Джидинского района

МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

Орфоэпические нормы и их нарушение

в речи учащихся и жителей села Петропавловка

Исполнитель:

Шагжиева Татьяна,

учащаяся  10 класса

МАОУ «Петропавловская

 районная гимназия»                                    

Научный руководитель:

 Баинова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Петропавловская                                          

                                                                                    районная гимназия»

2017 г.

Оглавление

                                                                                                

Введение    

Глава 1. Нормы ударения в русском языке

1.1. Языковые нормы    

1.2. Особенности ударения в русском языке    

1.3. Причины отклонений от норм ударения    

Глава 2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм  в речи учащихся и жителей села Петропавловка  

2.1.  Сбор материала.    

2.2.  Анализ результатов исследования  

2.3. Пути решения проблемы.

2.4. .  Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2010- 2016 годы по нормам ударения среди выпускников ПРГ.

Заключение            

Список использованной литературы    

 Приложение    

                        

Введение

Важно сохранить все ценное, что есть в языке,

 что отражает доброе , вечное, созидательное.

И возможность у нас есть, если мы будем вести

 грамотную  государственную политику

по отношению к культуре и к языку.                                                                                                                                                    Троицкий В.Ю.

В настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. И мы решили  рассмотреть  актуальную   проблему  правильного соблюдения норм  ударения    в речи жителей села Петропавловка. Почему нас заинтересовала данная проблема? Скоро нам сдавать ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Есть задание, касающееся  норм ударения. Как подготовиться по этому вопросу? Ведь известно, что особых правил, касающихся ударения нет.

Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: если учащиеся и жители нашего села допускают орфоэпические ошибки в речи, то  нужно найти пути для повышения их культуры речи.

Цель: Исследовать выполнение орфоэпических норм речи учащимися ПРГ и жителями села  Петропавловка.

 Задачи:  

        1. Изучить  особенности ударения в русском языке.

        2. Выяснить причины нарушения норм ударения. Изучить  научную  литературу       по данной теме.

         3. Провести  исследование о состоянии норм ударения в речи учащихся ПРГ и жителями  села Петропавловка.

.        4.Проанализировать результаты ЕГЭ по русскому языку  за 2010 – 2016 годы по нормам ударения выпускников МАОУ «Петропавловской районной гимназии».

         5. Выяснить причины нарушения норм ударения среди учеников нашей гимназии.

         6. Наметить пути   решения проблемы (нарушения норм ударения)..

Объект исследования: устная речь жителей села Петропавловка..

Предмет исследования: нормы ударения и произношения, а также причины нарушения орфоэпических норм.

Методика исследования: опрос и анкетирование учеников, родителей, учителей, жителей села, систематизация собранного материала, составление сравнительных  графиков, диаграмм, таблиц  для выявления причин нарушения норм ударения, выступление перед общественностью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проделанной работы позволяют наметить пути  повышения культуры речи учащихся. Поэтому результаты исследования можно использовать на уроках русского языка.

Глава 1. Нормы ударения в русском языке

  1. Языковые  нормы

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры.  С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка", общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические.

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

 Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

соответствие структуре языка;

массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

произведения писателей-классиков;

произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

публикации средств массовой информации;

общепринятое современное употребление;

данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

относительная устойчивость;

распространенность;

общеупотребительность;

общеобязательность;

соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

 1.2. Особенности ударения в русском языке

В  своём исследовании мы остановимся на акцентологической норме, так как устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется следующими его особенностями:

  • Разноместность — ударение  может падать на любую часть слова
    рЕзать — вЫрезать — вырезАть — вырезнОй.
  • Подвижность — может перемещаться при изменении слова:
    водА — водЫ — вОды — нА воду.
  • Вариантность (вариативность) — есть слова с разными вариантами ударения:
    твОрог — творОг, одноврЕменно — одновремЕнно, 
    бОдры — бодрЫ, кАмбала — камбалА, пЕтля — петлЯ.
  • Стилистическая значимость — зависимость ударения от речевой ситуации и отношения слова к литературной/разговорной норме, общему/специальному употреблению:
    фенОмен (лит.) — феномЕн (разг.),   прикУс (общ.) — прИкус (медиц.),
    шЁлковый (общ.) — шелкОвый (нар.-поэт.).
  • Семантическая значимость — служит для различения смыслов в омографах:
    зАмок — замОк, Орган — оргАн, 
    мУка — мукА, пАрить — парИть,   прОклятый — проклЯтый.

1.3.   Причины отклонений от норм ударения

Каковы же причины нарушения нормы? Изучая литературу по данному вопросу,  мы выявили следующие причины:

  1. Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)
  2. Из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо)
  3. Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)
  4. Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:

  • Равноправные Аржа – баржАИскристый – искрИстый).
  • Варианты нормы,  одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
  • Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.
  • Cемантические варианты  разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

Источники изменения литературных норм различны: живая, разговорная речь; местные говоры; просторечие; профессиональные жаргоны; другие языки.

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Например, в «Словаре современного русского литературного языка» как равноправные фиксируются акцентные варианты таких слов, как нормировать и нормировать, маркировать и маркировать, мышление и мышление. Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: творог и (разг.) творог, договор и (прост.) договор.

Глава 2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм  в речи учащихся ПРГ и жителей села Петропавловка

2.1.  Сбор материала       

     Мы  собрали  слова, которые представлены в КИМах (контрольные измерительные материалы) за последние 3 года. Получился довольно солидный список. Из  этого списка для проверки состояния норм ударения был составлен опросный лист из 50 слов, в которых на занятиях по русскому языку  сами допускали ошибки.

Нашими респондентами стали учащиеся старшего звена Петропавловской районной гимназии, жители села Петропавловка: родители, учителя, сотрудники  разных учреждений.  Всего же для исследования состояния норм ударения  было опрошено 79 человек.  Приняли участие в анкетировании 38 учащихся старшего звена.

2.2.  Анализ результатов исследования

Исследование состояния норм ударения в речи учащихся старшего звена, а также среди жителей нашего села дало следующие результаты:

Слова без нарушения норм ударения

Ученики9 класса

Ученики 10 класса

Ученики 11 класса

Жители села (взрослые).

Количество слов  (%)

45%

70%

61%

47%

Результаты опроса показывают, что лучше всех знают орфоэпические нормы ученики 10 и 11 классов. И это неудивительно – им сдавать экзамен по русскому языку, они к нему осознанно готовятся. А самый низкий уровень норм ударения оказался у учеников 9 класса, хотя они готовятся к сдаче ОГЭ, где тоже есть задания по орфоэпии. Также заставляет задуматься результат взрослых..

Наиболее частые нарушения норм ударения  в речи наблюдается в словах Августовский, ломОта, ломОть,гофрирОванный, гастронОмия, гЕнезис, факсИмиле, завИдно и тд.

Характеристика некоторых нарушений норм ударения в речи жителей села.

Факсимиле -  Значение данного слова «точное воспроизведение рукописи, документа, подписи» большая часть респондентов не знает.

Ге́незис— происхождение, возникновение, рождение, зарождение. Происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия.

Чтобы узнать отношение респондентов к соблюдению норм ударения в своей речи, была  составлена анкета из 9 вопросов. Приняли участие в анкетировании 38   учащихся старшего звена.

С помощью первых четырех вопросов мы выявляли отношение подростков к проблеме правильности постановки ударения в своей  речи. Ответы учащихся показали:

1. 87% учащихся думают, что в настоящее время подростки часто допускают ошибки в постановке ударения в устной речи;

2. 84% учащихся задумываются, как правильно поставить ударение в том или ином слове, 16% учащихся не всегда задумываются;

3. 89% учащихся замечают ошибки в постановке ударения в речи окружающих, а 11% учащихся даже не думают об этом;

4. 89% учащихся хотели бы научиться говорить без ошибок.

          5. На вопрос, где вы соблюдаете правила постановки ударения, 18% учащихся ответило, что соблюдают в школе, на улице, среди сверстников – 8%, дома – 3% учащихся, везде -58%учащихся, не обращают внимания на своё произношение 13 %  ребят;

6.  У всех ребят примером  для постановки ударения являются педагоги и родители, справочники и словари;

          7. 89% учеников считают, что общая культура речи начинается с каждого из нас, 11% считают, что с педагога;

  1.  89% учащихся считают, что  им пригодится в жизни умение говорить правильно, без ошибок.
  2.  Смотрели бы программу «Говори правильно»  по  TV 76% учащихся, а 24%  учеников не смотрели бы вообще;

Результаты анкетирования показывают, что ошибки в ударении у окружающих  почти все учащиеся замечают. В своих акцентологических ошибках признаются больше половины учащихся. Думают о правильном выборе ударения при произношении слов также больше половины учащихся. Радует тот факт, что все учащиеся признают необходимость соблюдения норм русского языка в дальнейшей жизни.

2.3.  Пути решения проблемы  

Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи»  дают несколько путей решения проблемы.

Начни с самого себя -  самый популярный ответ. Это значит, что человек сам должен самосовершенствоваться, сам должен захотеть говорить правильно, с учётом всех норм русского языка.

Но учащиеся находятся только в начале своего пути, им нужна помощь со стороны школы, педагогов. Это второй путь решения проблемы.  И здесь, конечно, помогут уголки «Говори правильно» в классных кабинетах.

Раздача  односельчанам листовки «Говори правильно», размещение  листовок на остановках– это ещё один путь решения проблемы. Но здесь нужна помощь и со стороны администрации села. Хотелось бы, чтобы на улицах появились рекламные баннеры с нормами русского языка.

Ещё один путь – создание  рубрики «Говори правильно» в газетах «Джидинская правда» и «ТВ –Дубль». Ответы респондентов на вопрос анкеты: Если бы на  местном телевидении была передача «Говори правильно!», смотрели бы вы её? – показали, что учащихся эта идея заинтересовала.

Также для повышения культуры речи учащихся можно в школьных газетах, на сайте школ создать рубрику «Проверь себя», где помещать заметки о нормах русского языка, проводить конкурсы «Грамотеи» или «Знатоки русского языка».

2.4  Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку  за 2010 – 2016 годы по нормам ударения выпускников МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

Учебный год

Качество знаний

Ошибки в %

1

2010-2011

92%

   8%

2

2011-2012

71%

29%

3

2012-2013

87%

   13%

4

2013 -2014

67%

   33%

5

2014-2015

65%

   35%

6

2015-2016

79%

    21%

           

         Мы провели анализ результатов ЕГЭ  по русскому языку за 2010 – 2016 учебные годы и сделали вывод, что уровень ошибок по нормам ударения и произношения весьма невысок: от 8% до 35.%, но нестабилен.  Это говорит о том, что проблема остается актуальной, и только учителя русского языка на уроках не в состоянии справиться с данной проблемой, довести результат до 100%.  

Заключение

Теоретический анализ работ по проблеме норм ударения в речи и проведенное нами исследование по состоянию  нарушения орфоэпических норм в устной речи учащихся и жителей села Петропавловка  дают основание на следующие выводы:

Норма ударения помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.

Таким образом, проведённая нами исследовательская работа по теме «Орфоэпические нормы и их нарушение в речи учащихся и жителей села Петропавловка» показала:

  • состояние  норм ударения у учащихся и жителей села Петропавловка находится на удовлетворительном уровне
  • проблема правильного выбора ударения в словах  в большинстве случаев волнует учащихся
  • многие учащиеся признают важность соблюдения орфоэпических норм для будущего
  • культура речи начинается  прежде всего  с  работы над собой
  • эффективный путь повышения культуры речи – помощь со стороны педагогов

Закончить работу  хочется словами Президента России Владимира Владимировича Путина: "Забота о русском языке … - это важнейший социальный и политический вопрос… Отсутствие собственной культурной ориентации… неизбежно ведет к потере нацией своего лица".

Список использованной литературы.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с

Интернет-источники:

http://lik-bez.com/publ/slovar/o/osobennosti_russkogo_udarenija/45-1-0-440

http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm

http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html 

http://festival.1september.ru/articles/560596/ 

http://www.ahmerov.com/book_485_chapter_13_NORMATIVNYJJ_ASPEKT_KULTURY_RECHI.html 

http://xreferat.ru/31/2897-1-normy-russkogo-yazyka-i-ih-izmenenie-v-sovremennom-obshestve.html 

http://www.faito.ru/archnews/1177612086,1189490097 

Приложение

Уважаемые респонденты!

Просим вас оставить данные о себе:

класс

возраст

образование

Профессия

Поставьте  ударение в данных словах:

Августовский, баловать, вероисповедание, водопровод, гастрономия, гофрированный, , генезис, дозвонишься, диспансер, договор, еретик; жалюзи, завидно, занял, знахарка; искра, исчерпать, каталог, квартал, красивее, колосс, клала, ломота, ломоть, мастерски, мозаичный, новорожденный, некролог, ногтя,  обеспечение, облегчить, прибыла, приданое, пиала, простыня, ржаветь, , сливовый, столяр, свекла, танцовщица,, торты, , украинский,  углубит, форзац,  факсимиле,   хвоя, ходатайство, черпать, шарфы, щавель, экспертный.

Анкета

  1. Допускаете ли вы ошибки в произношении?
  2. Задумываетесь ли вы, как ставить ударение в словах?
  3. Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения у окружающих?
  4. Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?
  5. Где вы соблюдаете правила постановки ударения?

а) в школе;

б) на улице, среди сверстников;

в) дома;

г) везде;

д) не обращаю на это внимание;

  1. Кто для вас образец для постановки ударения в словах?

а) друзья;

б) родители;

в) педагоги;

г) теле- и радиоведущие;

д) никто;

е) справочники, словари;

  1. Если бы на TV  была передача «Говори правильно», смотрели бы вы её?
  2. Пригодится ли вам в дальнейшей жизни умение правильно, без ошибок говорить?
  3. С кого начинается общая культура речи?

а) с государства;

б) с педагога;

в) с каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи:орфоэпические нормы

Материал содержит анализ основных тенденций в постановке ударений имён существительных....

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.

Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Нарушения письменной речи учащихся начальных классов

В настоящее время вопрос нарушения письма у младших школьников  остается одним из актуальных в логопедии. Это нарушение ведет к серьезным проблемам в овладении учениками грамотой на начальных эта...

Нейропсихологический подход к нарушению письменной речи учащихся

Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, индивидуальныекоррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаим...

Нормы постановки ударения в словах, их нарушение в речи жителей Кемского района

Соблюдение норм   постановки ударения при произношении слов – важная часть культуры речи. Президент РФ  назвал русский язык «духовным каркасом». А мы, к сожалению, ста...