«Один день в Красной Армии». Военно-историческая игра для учащихся 5-6 классов, приуроченная ко Дню Защитника Отечества
методическая разработка (5, 6 класс)

Синягина Ирина Александровна

Командная игра для школьников  с элементами музейного занятия и реконструкции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Один день в Красной Армии»

Военно-историческая игра для учащихся 5-6 классов, приуроченная ко Дню Защитника Отечества.

Разработала – Синягина И.А., руководитель школьного музея.

Цели: Формирование уважительного отношения к воинскому долгу.

Задачи: 1) Воспитание чувства патриотической  гордости и позитивного отношения к солдатской службе.

2) Расширение знаний учащихся об истории нашей армии и её славных воинских традициях.

Сюжет игры: Две команды мальчиков соревнуются в знании особенностей воинской службы времен Великой Отечественной войны. В качестве жюри - независимые педагоги.  Девочки выступают  как группа поддержки, участвуют в конкурсах для зрителей, полученные ими баллы зачисляют команде мальчиков, которую они поддерживают.

Подготовка: команды заранее выбирают командира, название,  девиз, осваивают некоторые навыки армейской жизни.

Ход игры

Ведущий 1.

Солдату я слагаю оду…
Был ратный путь его тяжёл.
Он все прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.

Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.

Ведущий 2.

 23 февраля вся страна будет отмечать замечательный праздник - День Защитника Отечества. Этот праздник для нас особенный. Вряд  ли можно найти другую страну, которая станет соперничать с военной славой России. Ученые подсчитали,  что наша страна воевала две трети своей истории. Большая часть войн были вынужденными, оборонительными. Наши бескрайние просторы и богатства веками манили захватчиков. Не  удивительно, что русский народ всегда с огромным уважением относился к своему солдату. Песни и сказки наделяли его самыми лучшими и благородными качествами. Ведь от солдата, человека войны,  зависит мир. И друзья,  и недруги отмечали, что русский воин отличается особенными качествами, которые дают ему преимущество перед врагом. Это – боевой дух, самоотверженность, сплоченность, смекалка, неприхотливость, храбрость, трудолюбие. Великий полководец А.В. Суворов называл своих солдат чудо-богатырями. «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет».

Ведущий 1. Праздник 23 февраля  был учрежден в 1922 году и связан своей историей с возникновением нового Советского государства. После революционных событий 1917 года Россия лишилась своей армии и, воспользовавшись её сложным положением, Германия   атаковала нашу страну. Новое Советское  правительство в срочном порядке  создавало новую армию и объявило о записи добровольцев в её состав.  23 февраля 1918 года  тысячи людей по доброй воле встали в ряды защитников Отечества, чтобы остановить врага. Эта армия получила название Красной. В Советском государстве красный цвет символизировал кровь, пролитую в боях за справедливость. Именно Красная армия совершила величайший подвиг в истории человечества – разгромила фашизм и спасла мир в 1945 году.

Видеоклип «От героев былых времен»

Ведущий 2.

«И мальчишкам нельзя, ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть». Вам, будущие защитники Отечества продолжать этот славный путь. И сегодня вы хотя бы на час перенесетесь в те славные и трудные годы, чтобы прикоснуться к подвигу простого русского солдата и узнать, готовы ли вы перенять эстафету его славных традиций.

Представление команд.

Конкурная программа.

Этап 1. «Побудка».

Ведущий 1.

Команда - «Подъем!». И с примятой подушки
слетел мой растерянный сонный фантом…
А ноги плетут, запинаясь, восьмушки -
портянка, сапог… Успеваю с трудом…

Война не выбирает ни время, ни место, не делает скидку  на время суток, возраст и настроение. И солдат должен быть готов каждую минуту встать в строй по боевой тревоге. Наш первый конкурс проверит, уложатся ли наши ребята в солдатские нормативы.

Условия: в конкурсе участвуют по одному представителю от команды. По сигналу тревоги каждый из них должен быстро надеть на себя сложенные на стуле вещи и «встать в строй». В конкурсе учитывается не только скорость, но и аккуратность. Все пуговицы должны быть застегнуты и т.п.

Инвентарь: Два комплекта  солдатской одежды – гимнастерки, ремни, пилотки, сапоги, плащ-палатки, секундомер.


Этап 2. «Солдатская портянка».

Ведущий 2.

Ковровые дорожки и паркет
Для генеральских предназначены штиблет,
А для ноги солдатской,
В жаре и стуже адской,
Милей портянки не было, и нет…

Их проверяй, хоть сверху, хоть с изнанки –
Надежней, чем любые наши танки,
Они защита и уют,
И никогда не подведут
Обычные служивые портянки…

Портянки в русской армии появились при Петре I, и на совесть служили нашим солдатам до 2013 года, когда после реформы обмундирования их заменили на носки. До сих пор большинство военнослужащих уверены, что это была большая ошибка и портянки, ставшие неотъемлемой частью солдатской жизни, имеют огромные преимущества перед носком. Они надежнее в походе, их можно быстро просушить, им очень легко найти смену, они не зависят от размера ноги. Остроумный русский народ сложил множество поговорок про этот важный атрибут солдатской жизни.

Слезами портянку и ту не вымоешь.


Без отваги человек и портянки не стоит.


Ты мне друг или портянка.

А давайте проверим, готовы ли наши ребята освоить нехитрую премудрость солдатской портянки.

Условия: Представители команд соревнуются в искусстве крутить солдатские портянки. Конкурс может быть предварительно подготовлен участниками, либо в помощь командам выдается схема наматывания портянки. Жюри учитывает время и аккуратность выполнения задания.

Инвентарь: Два комплекта  солдатских портянок, сапоги, секундомер.

Этап 3. «Солдатская подшива».

Ведущий 1.

Несмотря на трудности походной жизни, солдат всегда должен  выглядеть опрятно. Воинский устав требует от солдата следить за своей внешностью и амуницией. Белоснежный подворотничок на гимнастерке, или подшива, как её называют солдаты не только подчеркивает чистоплотность русского солдата, но и защищает  его кожу от раздражения на шее. А сумеют ли наши ребята правильно и аккуратно пришить подворотничок?

Условия: По одному участнику от команды соревнуются в аккуратности и скорости пришивания подворотничка.

Инвентарь: Две гимнастерки, два подворотничка, иголка и нитки (нитки разных цветов, «солдаты» сами должны выбрать нужный цвет)

Конкурс для девочек-зрительниц 1 (пока мальчики занимаются шитьем)

Ведущий 2. Говорят, у войны не женское лицо. И все же женщины в той Великой войне сыграли свою огромную роль. Женщины служили в действующей армии, были летчицами, зенитчицами, снайперами. Но, главным образом, они облегчали страдания раненных бойцов и даже вытаскивали их с поля боя.  Посмотрим,  готовы ли наши девочки к таким подвигам.

Условия: По одной участнице от группы поддержки команды соревнуются в умении накладывать повязку на «раненную руку бойца», руку необходимо подвесить на перевязи. Жюри проверяет быстроту и аккуратность.

Инвентарь: Две упаковки бинта.

Этап 4. «Солдатская выправка».

Ведущий 1.

Начищены ботинки
Воротничок подшит,
Стою как на картинке
Пострижен и побрит,

Выправка солдата
Уже видна по мне,
Хоть месяц, лишь, ребята
Служу родной стране.

Давайте проверим,  насколько наши бравые воины знакомы с солдатским уставом и умеют выполнять строевые команды.

Условия: Конкурс командный. Каждая команда выстраивается в шеренгу и выполняет  строевые команды  ведущего («Равняйсь!», «Смирно!», «Налево» и так далее)

Этап 5. «Политзанятия».

Ведущий 1.

«Профессия такая есть»,
Слова для нас не внове,
Неразделима с нею Честь
И Мужество в основе.

В истории уже не раз
России послужили,
И Невского святой наказ
Всегда в сердцах носили.

И дух Суворова силён,
Кутузов рядом с вами.
И враг, конечно, обречён,
Доказано делами.

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо наши солдаты знают историю русского воинства и русских полководцев.

Условия: Командам предлагается выбрать из предложенного списка  имена великих полководцеви соотнести их с портретами.

Инвентарь: Карточки с заданием.

Оливер Кромвель, Пётр Багратион, Владимир Ленин, Кирилл Мерецков, Иван Грозный, Александр Невский, Константин Циолковский, Дмитрий Донской, Иосиф Сталин, Юрий Гагарин, Георгий Жуков,  Федор Ушаков, Федор Волков, Константин Рокоссовский.

Конкурс для девочек-зрительниц 2 (пока мальчики занимаются с карточками)

Ведущий 2. В довоенные годы мальчишки и девчонки страны Советов поголовно грезили небом и мечтали стать летчиками. Государство активно поощряло это настроение, создавая повсеместно аэроклубы и летные училища. Не удивительно, что уже в 1942 наши летчики имели полное превосходство над врагом.  Среди Собинских Героев Советского Союза  - шесть летчиков – Сергей Герасимов, Михаил Никитин, Николай Харитонов, Алексей Шибаев, Алексей Тарасов, Леонид Голячков. Но наряду с мужчинами  в воздушных боях фашистов громили и женщины. Одной из самых легендарных летчиц была Лидия Литвяк – самый результативный женщина-авиатор войны.

Условия: Задание для девочек – сделать  и  запустить бумажный самолетик. Побеждает самый дальний полет самолетика.

Инвентарь: Бумага.

Этап 6. «Воинские звания».

Ведущий 1.

«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», - говорят в армии. Но между солдатом и генералом – много  ступенек воинской службы. Давайте проверим, знают ли наши ребята, в каком порядке  им следует продвигается  к генеральским погонам.

Условия: Команды получают набор карточек с названием воинских званий (ефрейтор, сержант, лейтенант, капитан, майор, полковник). Они должны разложить их в правильной последовательности.

Инвентарь: Карточки с заданием.

Конкурс для девочек-зрительниц 3.

Военный брейн-ринг (вопросы в режиме блиц, за каждый верный ответ – балл)

Ведущий 2.

1. Какой головной убор боец надевает во время боя для защиты своей головы от ранения? (Каска) 
2. Сколько сражений проиграл А.В.Суворов? (Ни одного не проиграл) 

3. Какой головной убор у танкиста? (Шлем) 
4. Как называется головной убор десантника? (Берет) 
5. Что есть и у винтовки и у дерева? (Ствол) 
6. Головной убор, который предназначен для офицера? (Фуражка) 
7. Старинная одежда у русского ратника? (Кольчуга) 
8. Как называется воинское подразделение, расположенное в городе? (Гарнизон) 
9. Кто автор высказывания "Сам погибай, а товарища выручай»? (Суворов)

10. Как называется передовая часть войска? (аванград)

Этап 7. «Шифровка».

Ведущий 1.

Наконец-то настало время настоящего дела! Ваш отряд получил донесение, но информация зашифрована по всем законам военного времени. Вам предстоит разгадать шифр и прочитать сообщение.

Условия: В качестве задания используется любая головоломка (спрятанные в рисунке буквы, или различные варианты шифра).

Инвентарь: Карточки с заданием.  

Конкурс для девочек - зрительниц 4.

Ведущий 2.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!

Музыкальный ринг. Девочки соревнуются в знании песен о войне и солдатах. Побеждает команда, назвавшая последнюю песню.

Этап 8. «Полоса препятствий».

Ведущий 1.

Дымилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда.

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Тот не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте…

Время  проверить боевые качества  наших солдат. Ваши отряды брошены на штурм высоты. Чтобы добраться до нее вы должны проползти под колючей проволокой и попасть «гранатой» в амбразуру вражеского пулемета.

Условия: Конкурс командный. В качестве «проволоки» над полом натягивается верёвка, под которой участники должны проползти, после чего попасть теннисным  мячиком в стакан или корзинку с расстояния в 1,5-2 м.

Инвентарь: Веревка,  теннисные мячи, стаканы.

Этап 9. «Фронтовое письмо».

Ведущий 2.

А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.

Фронтовые письма - самые трогательные свидетельства войны.  В них – и рассказы о службе, слова любви, долга и мужества, очень часто - прощания.   Письма, которые писали солдаты Великой Отечественной, называли «треугольниками» из-за особой формы.  В суровое время, когда трудно было найти конверты, они были просто отменены. Солдат писал письмо на простом листочке, а потом складывал его в треугольник, сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска загибалась как клапан. Письмо не заклеивалось, потому что его должна была прочитать фронтовая цензура. В условиях войны нужно было строго следить за военной тайной. Если в строчках солдат встречались названия населенных пунктов или другие важные сведения, то они тщательно зачеркивались цензорами. Прямо на сложенном треугольнике писался адрес родного дома. Письма солдату его родные писали на адрес его полевой почты – почтового отделения, закрепленного за частью, постоянно перемещающейся в условиях войны.

 

О чем думали солдаты,  вышедшие из  кровавого боя, склоняясь над письмами далеким и любимым родным? Спешил поделиться своей радостью,  рассказать о своем солдатском житье. И главное  – успокоить близких, переживающих за  него.

Условия: Команды должны сочинить фронтовое письмо, используя проставленные в нем слова-указатели, написать на обороте правильный адрес и  правильно свернуть треугольник.

Примерный набор   предложений, которые нужно продолжить в письме:

Здравствуйте…

Шлю я вам…

Передайте…

Я очень…

Сообщаю вам, что…

Дела идут…

Не ведая страха….

Спасибо …

Жду….

Ваш…

Пока ребята составляют письма, на экране идет подборка видеоклипов на военные песни.

В конце конкурса письма зачитываются и оцениваются.

Инвентарь: карандаши, заготовки фронтовых писем.

Ведущий 1. Сегодня наши ребята доказали, что они – достойные наследники воинского духа наших предков. И все же, хочется верить, что  эти военные навыки, никогда не пригодятся нам в жизни. Странный парадокс нашей истории – мы должны учиться воевать, чтобы сохранять мир на  Земле.

У нас военные в семье:
Мой прадед, дед и папа.
Бывали деды на войне,
Пойду и я в солдаты.

Но не за тем, чтоб воевать,
Смертей и войн довольно!
Я буду мир наш охранять –
Живи страна спокойно!

Пусть на Земле цветут сады,
Здоровы будут дети,
Не нужно нам войны-беды,
Пусть солнце ярко светит!

Подведение итогов, слово жюри и награждение.

Завершение праздника, музыкальный финал –  все участники исполняют песню «Хотят ли русские войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час к 23 февраля "Один день из жизни армии"

Материал для классного часа пригодиться и для праздника 23 февраля и для проведения конкурсов в летних лагерях. Можно добавить номера художественной самодеятельности. Расчитано на среднее и старшее зв...

Сценарий классного часа "Настоящий солдат", приуроченного ко Дню Защитника Отечества

Сценарий классного часа "Настоящий солдат",  приуроченного ко Дню Защитника Отечества...

Интеллектуальная игра «100 х 1» приуроченная к «Дню Защитника Отечества»

Цель проведения: 1.     Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважение к истории страны.2.     Осознание учащимися своего долга по защите России....

СЦЕНАРИЙ открытия месячника патриотической работы «Святое дело Родине служить», приуроченного ко Дню защитника Отечеств

СЦЕНАРИЙ открытия месячника патриотической работы «Святое дело Родине служить», приуроченного ко Дню защитника Отечества...

Один день из жизни армии

Классный час посвященный Дню защитника Отечества...

Конкурс сочинений, посвященных героям Российской Федераций, приуроченный ко Дню защитника Отечества

Приближать Победу почта помогала.Полевая почта жизни всем желала.Сложен в треугольник маленький листочек,Получали весточку со скупыми строчками.Полевая почта с тылом связь держала,На войне солдатам по...