Программа внеурочной деятельности "Изобразительные возможности русской речи"
рабочая программа (8 класс)

Зеленая Любовь Михайловна

   Темы  курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка и литературы в 8 классе, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ, ЕГЭ.
   Программа имеет предпрофильную направленность. Ребята 13-15 лет склонны к поиску собственных ценностных ориентиров. Если в 5-6 классе дети активно включаются в работу, более открыты, то в последующих классах учителю важно удержать и повысить учебную мотивацию, руководствуясь склонностями и интересами ребят.  Проект программы внеурочной деятельности по русскому языку «Изобразительные возможности русской речи» направлен и на совершенствование речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности по русскому языку

«Изобразительные возможности русской речи»

Выполнила:

Зеленая Любовь Михайловна,

 учитель русского языка и литературы

                                                                    МБОУ «СОШ №9» г. Нефтеюганска 

Пояснительная записка

     Проект программы внеурочной деятельности по русскому языку «Изобразительные возможности русской речи» в 8 классе разработан в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учётом основных задач развития образования в регионе, обозначенных в Государственной программе Ханты - Мансийского автономного округа–Югры «Развитие образования в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»: «Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения».

    Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижение учащимися предметных, метапредметных, личностных результатов. Проблема отсутствия языкового чутья сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. По утверждениям психологов, усвоение школьниками программного материла в 8 классе вызывает наибольшие трудности, что связано с возрастными психолого-педагогическими особенностями. Курс носит практическую направленность, отражает ориентацию на изучение языка в его живом функционировании, что связано с потребностями речевой практики. Основное внимание уделяется эстетической, социально детерминирующей, идентификационной функциям языка.

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, которая позволяет решить основные задачи:

  • развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству;
  • создание условий для индивидуального интеллектуально-творческого развития школьников в избранной сфере внеурочной деятельности, позитивного личностного становления, самореализации личности;
  • развитие информационной и коммуникационной компетентности, интеллектуальных способностей обучающихся;
  •  развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения в социуме;
  •  воспитание способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  •  стимулирование самостоятельности и креативности в решении образовательных задач;
  •  формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира.

Внеурочная деятельность по программе «Изобразительные возможности русской речи» позволяет формировать у школьников системное языковое мышление, языковое чутьё и языковую догадку; техники и приемы информационной обработки лингвистических текстов; УУД.

      Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является выполнение учащимися работы над комплексным анализом текста (или составлением собственного), защита  исследовательской работы, проекта.

     Темы  курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка и литературы в 8 классе, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ, ЕГЭ.

 Программа имеет предпрофильную направленность. Ребята 13-15 лет склонны к поиску собственных ценностных ориентиров. Если в 5-6 классе дети активно включаются в работу, более открыты, то в последующих классах учителю важно удержать и повысить учебную мотивацию, руководствуясь склонностями и интересами ребят. Образ выпускника основного уровня, согласно образовательной программе МБОУ «СОШ №9», как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с учащимися основной школы, включает основные ожидаемые компетенции:

  • Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
  • Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  • Общекультурная компетенция. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
  • Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

     Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, организовать деятельность с максимальной заинтересованностью детей и творческим удовлетворением от полученного результата.

     Проект программы курса направлен на систематизацию и углубление знаний об основных признаках выразительности речи. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами русской речи. Это позволит учащимся уверенно работать с художественными текстами, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, а также способствует подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

          Цель курса - формирование у учащихся 8 классов предметных компетентностей (лингвистической, коммуникативной, культурологической, исследовательской) через организацию систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.

     Планируемые результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Личностные результаты

- осознавать эстетическую ценность русского языка;

- оценивать значение русского языка в процессе получения школьного образования.

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

-строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- осуществлять контроль в констатирующей и предвосхищающей позиции;

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом  возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

- адекватной оценке трудностей; своих возможностей;

- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;

- формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Коммуникативные УУД:

- работать в группе;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию

Познавательные УУД:

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. посредством Интернета;

- осуществлять анализ научной информации; строить сообщения в устной и письменной форме;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, устанавливать аналогии

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с решаемыми задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской работы;

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, текста,  производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы

Предметные результаты

-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи  и функциональных разновидностей языка;

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

-анализировать синтаксические единицы с точки зрения их структурно-смысловой и функциональной особенностей; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать различные выразительные средства языка;

- производить исследования языковых единиц и явлений русского языка (представлять их в виде тезисов, рефератов, докладов );

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

     Формы работы: индивидуальная, групповая, дистанционная (ИКТ), практическая работа, наблюдение, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

     Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

     Технологии: организация исследовательской деятельности; сотрудничества; проблемное обучение; технология развития критического мышления; моделирующая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

     Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год (8 класс): всего 35 часов, 1 час в неделю (может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы).

     Контрольно-измерительные материалы: конкурсные и олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, лингвистические задачи, защита исследовательских работ и проектов в рамках мини-конференций, научно-исследовательских конференций, участие в предметных олимпиадах.

Программа предусматривает развитие образовательной среды школы посредством взаимодействия с социальными партнерами (редакцией газеты «Здравствуйте, нефтеюганцы!», МБУ ДО «Дом детского творчества», БУ ДО  «Центр дополнительного образования  «Поиск», МАУ «ЦМИ»,   Центром онлайн-обучения "Фоксфорд"); посредством реализации программы ресурсного центра по теме «Русский язык как средство сохранения культуры граждан России».

     Для диагностики личностных УУД предусматриваются анкеты: «Ценности образования», «Субъективность учащихся в образовательном процессе», «Определение направленности личности», диагностика регулятивных УУД - тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев); диагностика коммуникативного контроля по М.Шнайдеру, журнал комплексной оценки достижения новых образовательных результатов ФГОС.

   Электронные средства: открытый банк оценочных средств по русскому языку ФГОС (5-11 классы)   http://www.fipi.ru/newrubank; тестовая диагностика  http://gramotei.cerm.ru/ 

 

Содержание

1.Введение.

2.Звуковые образные средства.

3. Изобразительные возможности словообразования.

4. Изобразительные возможности лексики.

5. Ролевая игра «Симпозиум».

6. Экспрессивные функции частей речи.

7. Употребление предложений разного типа.

Тематическое планирование

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Формы

самостоятельной работы

1.

Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других языков мира.

Работа с текстом по теме

Исследование

2.

Два типа звуковых повторов:

аллитерация и ассонанс

Исследование текста

Исследование

3.

Особенность словесного ударения в русском языке. Смыслоразличительная функция русского ударения

Исследование текста

Исследование

4.

Роль приставок и суффиксов в расширении словарного запаса

Работа с таблицей «Способы образования слов»

Исследование

5.

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.

Паронимы

Словообразовательный разбор

Исследование

6.

Слово как основная единица языка. Лексические повторы: анафора и эпифора

Составление обобщающей таблицы, составление кроссворда по теме «Лексика»,

тренировочные упражнения, анализ лексических средств текста, создание текста с использованием тропов.

Исследование текста. Обучение стилизации

Терминологические диктанты.

Написание миниатюры с использованием тропов

7.

Прямое и переносное значение слова. Основные виды тропов. Роль эпитетов в художественной речи

8.

Метафора,метонимия, олице-

творение

9.

Гипербола, аллегория, синекдоха

10.

Стилистическое  употребле-

ние синонимов и антонимов в художественной речи

11.

Роль устаревших слов в художественной литературе.

Архаизмы, историзмы

12.

Фразеологизмы как средство эмоциональной характеристики

явлений жизни

13.

Обобщение изученного  по теме «Изобразительные возмо-жности фонетики, словообразо-вания, лексики»

Фонетический разбор, словообразовательный разбор, лексический разбор. Анализ текста

Проектно-исследовательская работа

14.

Изобразительные возможности фонетики, лексики,словообразования

Задания по тексту с выбором ответа,

с кратким ответом,

с развёрнутым ответом

Подготовка доклада по теме

15-16.

Изобразительные возможности фонетики, слово-

образования, лексики

Решение  фонетических, словообразовательных,

лексических задач. Исследование текста

Публичное выступление.

Ролевая игра «Симпозиум»

17.

Употребление имён сущест-

вительных в речи

Морфологический разбор частей речи

Морфологический диктант

Стилистический анализ текста

Составление кроссвордов

Тестирование,

диктант с заданиями по морфологии,

стилистический диктант,

презентации учащихся,

графический

диктант

Тестирование,

диктант с заданиями по морфологии,

стилистический диктант,

презентации учащихся,

графический

диктант

18.

Использование существи-

тельных в создании фразеоло-

гизмов, метафор, олицетворе-

ний

Морфологический разбор частей речи

Стилистический анализ текста

19.

Употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в создании эпитетов

Морфологический разбор частей речи

Стилистический анализ текста

20.

Употребление глаголов в речи. Использование глаголов в создании метафор, олицетворе- ний, фразеологизмов

Морфологический разбор частей речи

Стилистический анализ текста

22.

Использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого

Стилистический анализ текста

23.

Употребление причастий и деепричастий в речи

Стилистический анализ текста

24.

Роль местоимений в речи. Синонимика местоимений разных разрядов

Стилистический анализ текста

25.

Проектно-исследовательская работа по теме «Экспрессивные функции частей речи»

Морфологический разбор, анализ текста

Тестирование

Систематизация источников, анализ литературы, выдвижение гипотезы

26.

Проектно-сследовательская работа по теме «Экспрессивные функции частей речи»

Задания по тексту с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом

Разработка плана исследования, исследование текстов

27.

Анализ проведенной  работы

Анализ работы

28.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, их художественные функции

Составление схем предложений, объяснительный диктант ,

определение роли предложений разных видов в тексте,

синтаксический,

стилистический,

пунктуационный разбор

Графический диктант

Электронные средства: открытый банк оценочных средств по русскому языку ФГОС (5-11 классы)   http://www.fipi.ru/newrubank ; тестовая диагностика  http://gramotei.cerm.ru/ 

29.

Предложения с однородны-

ми членами, их выразительные

возможности. Градация

30.

Изобразительные возможности односоставных предложений. Парцелляция

31.

Стилистические фигуры речи. Инверсия

32.

Антитеза, параллелизм как средства выразительности

33-34.

Изобразительные возможности русского синтаксиса

Задания по тексту с выбором ответа

Решение стилистических задач

35.

Индивидуальные темы проектно-исследовательских работ

 Защита проектно-исследовательских работ

Литература

Пособия для учащихся

1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.

2.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? Книга для учащихся старших классов средней школы. - М.: Просвещение, 1988.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. Книга для учащихся среднего и старшего возраста. - М.: Просвещение, 1987. 

Литература для учителя

1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М.: Айрис Рольф, 1996.

2. О.И.Лыткина, Л.В.Селезнева, Е.Ю.Скороходова. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие. – М.: Флинта,  2009 г.

3. Е.А.Костромина , Ю.В.Барковская.  Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014 г.

Словари и справочники

1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.

2.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. - М.: «Русский язык», 1993.

3.Л.А.Введенская. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1989.

4. Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

5.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.

Электронные ресурсы для реализации программы:

  1. www.slovari.ru   Электронные  словари.    
  2. www.feb-web.ru  Фундаментальная  электронная  библиотека.
  3. http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  4. http://www.gramota.ru/ Библиотеки. Видеолекции. Олимпиады.
  5. http://www.museum.ru/gmii/  Портал «Музеи России».
  6. https://foxford.ru/  Школа- онлайн.
  7. http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия язы​ка», изучение русского языка в игровой форме.
  8. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тес​тирование).
  9. http://www.mediaterra.ru/ruslang/- теория и практика русской орфографии и пунктуации.
  10. http://www.navigator.gramota.ru/ Навигатор. Грамота. ру
  11. http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Новый словарь русского языка.
  12. http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт по русскому языку.
  13. http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал.
  14. http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка.
  15. http://altnet.ru/~mcsmall/cat_ru.htm Тесты по русскому языку.
  16. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики.
  17. http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля
  18. http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка
  19. http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка
  20. http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html Говорим по-русски!
  21. http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку.
  22. http://likbez.h1.ru/ Культура письменной речи.
  23. http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 Тесты по пунктуации.
  24.  http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Выразительные возможности русской речи. В помощь пишущему сочинение.

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содеожания программы и образовательных технологий....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...

Программа внеурочной деятельности "развиваем дар речи". 9 класс

Программа внеурочной деятельности "развиваем дар речи". 9 класс...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...