Проект «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении»
проект (5, 6 класс)

Покивайлова Ольга Владимировна

Инновационный проект для одаренных детей «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении» (для детей младшего и среднего школьного возраста).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Инновационный проект91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Инновационный проект

«Развитие детского анимационного творчества

в образовательном учреждении»

для детей младшего и среднего школьного возраста

Автор: методист, педагог

 Покивайлова Ольга Владимировна

Сосновка

2020 год

 «Развитие детского анимационного творчества

в образовательном учреждении»

Введение. В условиях модернизации образования главной целью организации работы в системе дополнительного образования детей является развитие способностей и талантов у подрастающего поколения. Поэтому сейчас при реализации программ дополнительного образования важны реальные проекты, в ходе которых дети будут осваивать сразу несколько навыков, возможно, профессий. Родители же будут видеть не только траекторию развития ребенка, но и реальные результаты, которые удовлетворяли желанию получить гармонично развитых детей.

Информационные и коммуникационные технологии становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к познанию нового. Технологии развиваются, дети активно осваивают цифровой мир. Использование анимации, фильмов, презентаций вызывает активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. А если эти фильмы, презентации, анимацию ребенок сделает своими руками, то это будет наиболее ценно для него. Ведь выразительные средства мультипликации естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и раскрепощения мышления. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента — компьютера, который выступает не только как средство для игр и просмотра фильмов, но и способ создания чего-то нового, неизвестного.

Создание проекта по развитию детского анимационного творчества в образовательном учреждении в полной мере отвечает этому требованию.

Теоретическое обоснование проблемы. Мультипликация (от лат. Multiplicacio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений, иллюзии движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. Другое название этого процесса – анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление.

Анимация, мультипликация – это «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объёмно - кукольных (объёмная мультипликация) образов». Поэтому ничего удивительного, что данный проект был разработан при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по фото-кинотворчеству «Кадр». Ведь не каждое кино можно снять по ряду причин (невозможно попасть на другую планету, в сказочное государство), а сделать мультфильм на любую тему – волне реально!

На первый взгляд, процесс создания мультфильма существенно отличается от привычных форм непосредственно-образовательной деятельности, однако по сути своей является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов.

Новизна заключается в том, что до сегодняшнего дня эта форма образовательной деятельности через создание тематических мультфильмов слабо сформирована, либо вообще не представлена в образовательных учреждениях (особенно в сельской местности) в силу ряда причин: недостаточной технической оснащенности, недостаточного уровня компетентности педагогов в сфере компьютерных технологий и др.

Этот проект может быть успешно реализован на практике в любом образовательном учреждении в силу своей технической доступности. Для создания анимационного фильма понадобится:

  1. Цифровой фотоаппарат (может быть использована видеокамера с функцией покадровой съемки);
  2. Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера;
  3. Лампы дневного света;
  4. Компьютер с программой для обработки отснятого материала;
  5. Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
  6. Диктофон или микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
  7. Электронные носители, диски для записи и хранения материалов;
  8. Устройство для просмотра мультипликационных фильмов;
  9. Материал для создания мультипликационных героев.

Но самое главное, это желание самого педагога и детей. Ведь многое из этого оборудования может быть заменено: фотоаппарат на телефон, штатив на любую подпорку, лампы на естественное освещение из окна, а вот заинтересованность педагога и желание попробовать что-то новое, чтобы заинтересовать и привлечь детей заменить нечем!

Авторская детская мультипликация наиболее универсальный и целостный вид творчества. Здесь возможна интеграция различных видов творческой деятельности. Во время создания фильма ребенок становится сценаристом, актером, художником, аниматором, оператором, декоратором.

Новизна проекта в соединении техник изобразительного, декоративно-прикладного творчества и техники анимационного фильма.

Актуальность. Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами - большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в любом возрасте почти ежедневно смотрят мультфильмы. И зачастую не осознают сложность создания их. А ведь возможно среди них есть будущий мультипликаторы. Так почему не попробовать эту профессию и не замотивировать детей на создание собственного анимационного фильма.

Учитывая актуальность темы, использование мультипликационного кино повысит интерес к изобразительной, декоративной деятельности, умению качественно создавать фотографии и будет способствовать развитию творческой личности.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

Вид проекта – информационно-творческий.

Продолжительность проекта – долгосрочный

Участники проекта – педагог, учащиеся объединения «Кадр» I и II года обучения.

Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей учащихся через использование различных техник мультипликации.

Задачи проекта:

Образовательные

1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.

2. Познакомить детей с процессом создания мультфильмов, с различными видами анимации, её техниками и возможностями;

3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор.

Развивающие

1. Развивать творческое мышление, воображение.

2. Формировать художественные навыки и умения.

3. Развивать временные и пространственные отношения в анимации.

4. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта.

Воспитательные

1.Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности.

2.Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.

3.Прививать ответственное отношение к своей работе.

4.Воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты:

Для образовательного учреждения:

1.Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.

2.Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности УДОД.

3.Возможность предоставления родителям дополнительных образовательных услуг для развития детей.

4. Конкурсная активность и результативность.

Для ребенка:

1.Умение передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активное включение в процесс творчества.

2.Возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3.Повышение уровня информационной культуры.

4. Возможность освоения нескольких навыков.

5. Участие в конкурсах различного уровня по мультипликации.

Для родителей:

1. Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей.

2.Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка.

Для педагога:

1. Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий.

3. Реализация творческого потенциала.

4. Удовлетворённость собственной деятельностью.

Практическая значимость

Разнообразные технологии создания анимационной мультипликации могут быть использованы в практике любых образовательных учреждений, как в отдельной программе, так и в качестве проекта, модуля программы.

Этапы реализации проекта

Первый этап – организационный (2019 г.)

Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации. А именно, был разработан модуль по созданию анимации в дополнительной общеобразовательной программе «Кадр». Подобрана и изучена литература, видеоуроки из сети интернет.

Второй этап – практический (2019 – 2020 г.)

Практическая деятельность по проекту в соответствии с тематическим планированием работы.

Третий этап – заключительный (2020 г.)

Презентация мультфильмов (индивидуальных и групповых). Участие в конкурсах различного уровня по мультипликации. (Результат проекта - приложении №1).

Инновационные технологии проекта:

Пластилиновая анимация

Пластилин - один из самых любимых материалов мультипликаторов. Фигурки можно лепить как объемные, так и плоскостные, как будто это рисунок или барельеф.

Кукольная анимация позволяет создавать мультфильмы как из уже готовых игрушек (покупных кукол, мебели, одежды), так и изготовленных вручную (сшитая мягкая игрушка).

Рисуночная анимация в технике перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще. Им присуще такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей и ограниченность одной плоскостью.

II. Технические основы анимации

Оборудование и материалы:

- наглядный материал (иллюстрации, медиатека);

- материалы для создания персонажей и декораций (макета) в выбранной технике;

- фотокамера;

- штатив для установки камеры в горизонтальном положении;

- стол;

- освещение;

- компьютер с установленной программой для монтажа мультфильмов

Рекомендации к оборудованию и процессу

Фотокамера для мультипликационной съёмки должна обладать следующими возможностями:

1) функция покадровой съёмки;

2) функция переключения на обратный ход;

3) наличие счётчика, фиксирующего количество отснятых кадров.

Перед началом работы необходимо настроить фотоаппарат. Размер кадра должен быть небольшой: нужно установить самое маленькое разрешение (640* 480, оно же VGA) для того, чтобы каждый отдельный кадр занимал мало места в памяти, и фильм можно было быстро собрать и посмотреть. Фотовспышку следует отключить, чтобы не было бликов. Перед съёмкой хорошо бы разметить будущее поле съёмки карандашом по линеечке. Если мы хотим поточнее уложиться в сценарий, то аккуратно разметим нашу фоновую картинку. Можно снимать первые мультфильмы на клетчатой бумаге, чтобы было проще считать кадры. Так занятия мультипликацией могут помочь ещё и в арифметике.

Снимать нужно на 1 секунду фильма 6-8 кадров (в профессиональной мультипликации обычная частота кадров 12 или 24 кадра в секунду). То есть, если надо, чтобы персонаж прошел 12 сантиметров съемочной площадки за 2 секунды, то для этого необходимо будет снять 12 кадров, передвигая фигурку после каждого нового кадра на один сантиметр по разметке (в профессиональной мультипликации время рассчитывается очень точно – до одного кадра, но мы можем позволить себе некоторую вольность).

Самая простая и доступная для монтажа фильма программа – это Movie Maker для платформ Windows. Но существует ещё целый ряд программ:

- Honestech Claymation Studio

- Adobe Premiere

- Adobe After Effects

- Sony Vegas

- Dragon Stop Motion (для платформ Mac)

- Nero Start Smart

Звукозапись может осуществляться как с помощью стандартной программы звукозаписи в Windows, так и при помощи программы Adobe Audition. Для озвучки можно использовать микрофон, но мы пользовались обычной программой звукозаписи в ноутбуке без микрофона, а также, записывали звук через телефон.

Ш. Этапы работы над мультфильмом:

- Создание сценария по предложенной теме, раскадровка (это визуализация будущих сцен в виде серии эскизов, которая помогает заранее представить, как сцены будут выглядеть на экране);

- Выбор ролей и распределение заданий;

- Создание персонажей мультфильма, декораций в предложенной педагогом технике;

- Выполнение упражнений – моделирование движений, разметка фона;

- Покадровая съёмка;

- «Озвучивание» мультфильма;

- Получение снимков из камеры, обработка (цветокоррекция, ретушь – по необходимости) в фоторедакторе Picasa;

- Монтаж мультфильма в компьютерной программе;

- Демонстрация мультфильма, обсуждение увиденного.

Следует отметить, что перед тем, как начать снимать мультфильм, необходимо провести ряд занятий, знакомящих детей с искусством мультипликации, его историей и образцами; показать детям мультфильмы, выполненные в разных техниках, и вместе обсудить их. Содержание должно соответствовать возрастным особенностям развития детей.

После того, как выбран сюжет и утвержден сценарий, приступаем к созданию персонажей. Заранее обговариваем технику анимации, которую будем использовать. Выбираем действующих персонажей, обговариваем их особенности, характер и т. п. Затем наступает черёд непосредственного создания персонажей. В данном случае это объемные фигурки из пластилина (мультфильм «История создания Сосновского края»). Те персонажи, перемещение которых в пространстве связано с изменением формы, мимики, жестикуляции, были выполнены на шарнирах (зубочистки, бусины – придают подвижность конечностям), съемные дополнительные элементы с учётом будущих изменений. Перед тем, как начать съёмку, необходимо потренироваться управлять фигурами, изобразить несложные движения, жесты. Исходя из сценария фильма, изготавливаются декорации, реквизит.

После того, как подготовительная работа завершена, приступаем к съёмочному процессу - покадровой съёмке каждого движения персонажа, согласно сценарию и раскадровки. Перед началом съёмки нужно закрепить фотоаппарат в горизонтальном положении при помощи штатива, чтобы снимать кадры с одной и той же точки. Фон закрепляется на столе или стене скотчем (можно приобрести мультстанок). Затем остаётся расставить декорации, установить героев фильма и двигать их шаг за шагом делая щелчок фотоаппаратом после каждого маленького движения.

При сьемке необходимо придерживаться некоторых правил:

- Чтобы движение в фильме "прочиталось" надо каждого персонажа двигать в кадре на небольшое расстояние и в нужную сторону. В нашем случае надо будет просто придерживаться разметки.

- Следует обратить внимание, что фигурки на экране могут двигаться одновременно. Например, передвинув человечка, не забывайте, если надо, передвинуть машинку и птичку, а только потом снимайте кадр.

- Следите за руками – в момент съёмки в кадре не должно быть никаких лишних деталей – главным образом ничьих рук. Особенно надо следить за этим, когда работаете командой.

Важно! Съёмочная площадка и фотоаппарат должны будут сохранять своё положение в течение всей съёмки. Не двигайте штатив и фотоаппарат на нём.

Соблюдая все эти правила, делаем серию снимков. Для просмотра отснятых кадров достаточно переключить фотоаппарат в режим просмотра.

Запись звука производится с помощью компьютера с использованием программы звукозаписи. Для этого актёрам необходимо выучить текст наизусть, если того требует сценарий, и прочитать текст как можно более выразительно и громко и сохранить как звуковой файл. По возможности текст можно начитывать в микрофон. Сохранённые снимки и звукозаписи добавляются в специальную компьютерную программу, каждый на свою дорожку, и монтируются в готовый фильм.

После того, как будут отсняты все кадры, наступает заключительный этап работы над фильмом – его монтаж и звуковое сопровождение в компьютерной программе. Для этого используется программа Windows Movie Maker (или любая другая). Педагогу необходимо показать детям процесс монтажа на примере небольшого эпизода. Главное, собрать мультфильм с нужной частотой кадров. В компьютере можно продлить или сократить отдельные кадры, "зациклить" некоторые фрагменты (например - кузнец ударил один раз молотом, а мы повторим эту сценку столько раз, сколько нам надо), можно запустить фрагмент задом наперёд "опрокинуть время" (например, мы смяли персонажа в комочек, а в фильме он из комочка появится). Между сценками можно будет вставить переходы, затемнить или высветлить отдельные сценки.

Далее следует процесс наложения звука на смонтированный из отснятых кадров фильм. Педагог помогает детям подбирать музыкальное сопровождение фильма, не навязывая свой выбор.

На данном этапе дети учатся не только фантазировать, договариваться друг с другом, искать новые способы получения изображения, бережно относиться к своему труду и труду товарищей. Важно показать, что компьютер может быть рабочим инструментом, средством создания настоящих шедевров.

В работе с детьми также следует применять физкультминутки.

По окончанию работы над мультфильмом можно устроить премьерный показ своего творения с последующим обсуждением увиденного и принять участие в подходящем конкурсе.

Заключение

Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет: решать вопросы художественного развития обучающихся; расширять границы познания; активно включать детей в процесс творчества; формировать эстетические оценки и предпочтения; активизировать свободу творческого проявления.

Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.

Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Следовательно, анимационная деятельность, как деятельность творческая, играет неоценимую роль в творческом развитии детей.

Создание мультфильмов в образовательных организациях разного типа – это не только возможно, но и очень полезно для раскрытия талантов детей.

Рекомендации по внедрению

Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий:

  • Плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога;
  • Фиксирование и учёт пожеланий детей;
  • Добровольность. Ни в коем случае не заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли;
  • Грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах.

Список источников и литературы

  1. Бабиченко Д. Н. «Искусство мультипликации» – М.: Искусство, 1964;
  2. Сафонов М. «Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма»  - СПб.: СеансГод, 2017;
  3. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребенок в детском саду, 2006. - №5;
  4. Художники советского мультфильма. – М.: Советский художник, 1978;
  5. Уильямс Р. «Аниматор. Набор для выживания. Секреты и методы создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр», 2019;
  6. Фролов М.И. «Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей» - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

Приложение №1

Результат проекта

№ п/п

Год

Мероприятие

Этап

Результат

1.

2019

Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных кинематографистов «Десятая муза»

Муниципальный

Приказ № 52 от 28.02.2020

1 место

2.

2019

Всероссийский конкурс видеороликов «Права человека нашими глазами». (1 категория)

Федеральный

Приказ № 2226 от 11.02.2019

Диплом участника

3.

2019

Региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «СТИЛЬ ЖИЗНИ – ЗДОРОВЬЕ!»

Региональный

Приказ № 3385 от 14.11.2019

Диплом лауреата

Iстепени

4.

2020

Всероссийский конкурс «Планета – наше достояние». Номинация «Социальная реклама об экологии».

Федеральный

Протокол №2 от 24.10.2020

Призер заочного этапа

5.

2020

Всероссийский конкурс юных кинематографистов «Десятая муза». Две возрастные группы.

Федеральный

Протокол №17 от 24.09.2020

3 место

3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения

В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.Актуальность проблемы. Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего ...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Детское анимационное творчество. Делаем мультфильмы с детьми.

Одним  из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке становится внедрение анимационных технологий в учебную деятельность...

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

Создание и развитие проекта Межкультурного Национального Ресурсного Центра в образовательном учреждении

Проблема национального воспитания в многонациональной Республике Татарстан имеет важную актуальную значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами....

Статья "Развитие детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования"

Статья о необходимости поддержки развития детского технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования....