Внеклассное мероприятие: «Естественно-научный микс «Науки чудес и превращений»
план-конспект занятия (11 класс)

Курочка Юлия Васильевна

Внеклассное метапредметное мероприятие для старшеклассников: «Естественно-научный микс «Науки чудес и превращений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvenno-nauchnyy_miks_nauki_chudes_i_prevrashch.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Естественно-научный микс

 «Науки чудес и превращений»

                                                Курочка Юлия Васильевна, учитель химии

                                                Карпунина Ирина Владимировна, учитель физики

                                               

                                       

        

Цель: создать условия для расширения у обучающихся метапредметных знаний; развивать информационную культуру и потребность приобретать новые знания.

Задачи:

 

1. Способствовать дальнейшему:

  • развитию умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять общее и единичное.

2.Содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, расширению кругозора.


3. Продолжать воспитывать  культуру  коммуникативных способов действий на основании применения информационных технологий.

Подготовка к мероприятию:

1. Формируются 2 команды по 8 человек из учащихся 11-х  классов. Команда придумывает название, девиз, выбирает капитана.
2. Жюри формируется из учителей и администрации школы.

Ход мероприятия:

        – Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы встречаемся со знатоками в области химии, биологии, географии, физики в рамках недели естественно-научного цикла.  У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что естественные науки – это не только скучные формулы и задания. В этих науках есть место творчеству, поэзии, искусству.  Я приглашаю  команды  занять свои места за игровыми столами!

Представление команд и жюри.

– Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова Николая Чернышевского: «Знание порождает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее».

I. Поединок пытливых умов:

А.     В качестве разминки соперникам предстоит состязание в умении составлять четверостишья по четырем опорным словам. Команды получают две пары опорных слов:

  • бром -  гром и экватор – радиатор
  • серебро – ребро и красота – высота.

 На составление двустишья у вас 3 минуты.  Максимальная оценка в этом конкурсе –  3 балла.

Б.     Блиц – турнир

За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы из различных областей естественных наук:

  1. Назовите химический элемент, именуемый «элементом жизни и мысли». (Ответ: Фосфор)

  1. Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой. (Ответ: Звук проходит 100 м за 0,2 сек. Иначе спортсмены, услышав выстрел, устремятся вперёд, а хронометристы, стоящие на финише, опоздают включить секундомер).

  1. Это небольшая горная страна. Она имеет береговую линию, равную половине длины экватора. В холодных прибрежных водах ведется добыча морепродуктов, поставляемых в около 150 стран мира. Немаловажное значение для экономики страны имеет добыча нефти и природного газа. (Ответ: Норвегия)
  2. У каких животных встречаются части тела, похожие или одноимённые с перечисленными на рисунке частями одежды? (Ответ: У кольчатых червей есть поясок,  капюшон -  у некоторых вид кобр, подошва  есть у гидры и  актиний, карман - у сумчатых, туника - у асцидий, мантия - у моллюсков)

В.    Отгадайте шараду: За правильный ответ – 4 балла.

        Задание для первой команды: первые две буквы обозначает уменьшенную модель земного шара; затем следуют две буквы, которые являются последними в названии самого твёрдого аллотропного соединения углерода; следующие две буквы являются первыми в названии радиоактивного элемента группы актиноида, изотопы которого используется как источник энергии в ядерном оружие; последняя буква является также последней в названии блестящего жидкого металла; в целом – это стекловидный слой на керамических изделиях

Ответ: глобус, алмаз,  уран, ртуть - глазурь  

        Задание для второй команды: первые четыре буквы обозначают официальную эмблему государства; затем следует первая буква химического элемента, расположенного в периодической системе под номером 70; следующие две буквы – первые в названии двухвалентного металла, соединения которого обладают амфотерными свойствами; последняя буква является первой в названии десятого представителя алканов; в целом - это препарат для борьбы с сорной растительностью

Ответ: герб, иттербий, цинк, декан - гербицид.

II.Пестрый клубок науки и искусства:

А. Галерея великих ученых

- Может показаться странным, что на естественно-научном  миксе мы вдруг решили вспомнить о литературе и искусстве. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный   академик Арбузов говорил: «Не могу представить себе ученого, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».

        Имена этих ученых вам хорошо известны, но знаете ли вы их в лицо. Вам предстоит посетить картинную галерею и назвать фамилии знаменитых людей.

За правильный ответ – 3 балла.

1.    Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств,

один в XVIII веке, другой – в XIX. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев)

2.    Шведский физик, химик-экспериментатор и бизнесмен, изобретатель динамита и других взрывчатых веществ, основатель благотворительного фонда, принесшего ему посмертную известность. (Альфред Нобель) 

3. Русский биолог - микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог. Открыл процесс фагоцитоза. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины.  (Илья Ильич Мечников)

4. Исследователь, мореплаватель, первооткрыватель, совершивший три кругосветных путешествия, картограф (Джеймс Кук)

Б. Темная лошадка...  ( Кто он?)

         В этом  конкурсе речь пойдет об ученых. Для того чтобы отгадать, о каком ученом идет речь, вам будут предложены подсказки. Если вы отгадаете с первой – 10 баллов, со второй – 9 баллов и т.д.

Задание № 1:

1 - ая подсказка – 10 баллов: родился 11 ноября 1833 года в Петербурге.

2 - ая подсказка 9 баллов: из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В 12 лет он превращает свою квартиру в своеобразную химическую лабораторию.

3 - ая подсказка – 8 баллов: осенью 1850 года он поступает в медико – хирургическую академию.

4 - ая подсказка – 7 баллов: он написал балладу:

Море бурно шумит,

Волны седые катит.

По морю едет пловец,

Молодой и отважный,

Везет он с собой товар,

Дорогой, не продажный.

А ветер и волны навстречу бегут

И пеной холодной пловца обдают.

5 - ая подсказка – 6 баллов: получил особым способом бутан, проделал две оригинальные работы с бензилом и хлоридоформом.

6 - ая подсказка – 5 баллов: написал оперу «Князь Игорь»

Ответ: Александр Порфирьевич Бородин

Задание № 2:

1 - ая подсказка – 10 баллов: являлся почетным членом Петербургской Академии наук с 1830г.

2 - ая подсказка 9 баллов: родился 22 апреля 1771 года в семье кузнеца.

3- ая подсказка – 8 баллов: Уже в 1824 году его избирают членом Научного Королевского общества, а через год после избрания в Королевское общество, он возглавляет лабораторию Королевского института, а в 1827 году становится профессором.

4 - ая подсказка – 7 баллов: ему удалось опубликовать 40 научных работ по химии, но потом его внимание приковал электромагнетизм.

5 - ая подсказка – 6 баллов: В 1831 году он открывает явление электромагнитной индукции, которое он описал, как явление зарождающееся взаимодействием электрического поля и магнитного. Данное открытие заложило фундаментальную основу современной электротехники.

6 - ая подсказка – 5 баллов: в его честь названа единица измерения электрической ёмкости в системе СИ

Ответ: Майкл Фарадей

Задание № 3:

1 подсказка(10 баллов) Родился в 1872 году в семье мореплавателей и судостроителей.

2 подсказка(9 баллов) Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США – Золотую медаль Конгресса.

3 подсказка(8 баллов) По просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет, но не закончил его. Всегда мечтал о путешествиях. Любимыми  книгами были  про исследования в Арктике.

4 подсказка(7 баллов) Норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый исследователь, совершивший морской переход и северо-восточным (вдоль берегов Сибири) и северо-западным морским путем (по проливам Канадского архипелага)

5 подсказка(6 баллов) Первый пролетел на дирижабле над Северным Ледовитым океаном.

6 подсказка(5 баллов) 14 декабря 1911 года открыл Южный полюс.

       Ответ: Руаль Амундсен 

Задание № 4:

1 - ая подсказка – 10 баллов: 26 сентября 1849 г. в г. Рязань, Российской Империи 

2 - ая подсказка 9 баллов: - Получив начальное образование в церковном заведении, продолжил обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. 

 3 - ая подсказка – 8 баллов: - увлекался собирательством книг, много читал

4 - ая подсказка – 7 баллов: с детства воодушевленно коллекционировал насекомых и растения. Имел огромную коллекцию бабочек, любил играть в городки

5 - ая подсказка – 6 баллов: ему принадлежит остроумное решение исследований под названием «мнимое кормление». Этот метод позволял получать желудочный сок, исключая попадания пищи в желудок.

6 - ая подсказка – 5 баллов: Создатель учения о высшей нервной деятельности. Нобелевский лауреат

Ответ: И. П. Павлов

В. Фольклорная мозаика.

        Перед вами естественно- научные перевертыши известных русских пословиц и  поговорок.  Попробуйте вспомнить, как они звучат в оригинале. За правильный ответ – 2 балла.

Перевертыши:  

Гладь кислород, покуда холодно.

                      (Куй железо, пока горячо)

Простоял холод, сушь и деревянные барабаны.            

                      (Прошел огонь, воду и медные трубы)

Большой рубль и дёшев.

                      (Мал золотник, да дорог.)

Над стоячей водой камень летит.

                      (Под лежачий камень вода не течет)


Много корней плохо, да и один не лучше. 

                    (Одна голова хорошо, а две лучше).

Над одним медведем будешь сидеть, много решений найдешь.

                  (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

Есть одна монета, но нет, ни одного врага.

                  (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Много в лесу солдат.

                       (Один в поле не воин.)

III. Через призму шутки - к озарению!

        - Вам всем знакомо математическое понятие «среднее арифметическое». Включив свои знания, смекалку, чувство юмора попытайтесь отыскать среднее арифметическое, но не чисел, а тех предметов и существ, которые нас окружают. За правильный ответ – 1 балл.

Итак, назовите среднее арифметическое:

  1. Портфель и рюкзак (ранец).
  2. Женщина и рыба (русалка).
  3. Мужчина и конь (кентавр).
  4. Еж и змея (колючая проволока).
  5. Яблоко и персик (нектарин).
  6. Трамвай и поезд (электричка).
  7. Апельсин и гранат (грейпфрут).
  8. Женщина и птица (сирена – в греческой мифологии).
  9. Человек и обезьяна (питекантроп – древнейший человек).
  10. Холодильника и вентилятора (кондиционер).

С песней по жизни!

        Командам даются подсказки, с помощью которых они должны  угадать песню. За правильный ответ – 3 балла.

  1. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере. («Тучи»)
  2. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА. («Миллион алых роз»)
  3. Песня об агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели Титаника. («Айсберг»)
  4. Песня о звуковых колебаниях с частотой 1000 Гц по вечерам («Вечерний звон»)  
  5. Песня о желании уехать в природную зону с суровыми климатическими условиями («Увезу тебя я в тундру»)  
  6. Песня о дереве, которое является символом России  («Березы»)
  7. Песня о то ли дыме, то ли облаке, которое волшебным образом окутывает землю рано утром («Синий туман»)
  8. Песня о незатейливых лазурных цветочках («Незабудка»)

IV. Подведение итогов, награждение команд.

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия вам будет вместо рук,

Пусть станет география очами!

Пусть биология послужит верно мозгом

А физика энергии подарит супердозу!

Не разлучайте этих всех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “БИОЛОГИЯ” 

  1. Какое из этих животных самое быстрое? (Гепард)
  2. Картофель, виноград, арбуз. Что  объединяет эти растения? (У всех растений многосемянной сочный плод – ягода)
  3. Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)
  4. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)
  5. Клюв этой птицы действует, как совочек. Птица загребает им со дна жидкий ил. Затем, слегка приоткрыв клюв, процеживает ил через язык, задерживая во рту мелких рачков, червей и моллюсков. А сам клюв по форме напоминает бумеранг. (Фламинго)
  6. Римская богиня утренней зари, легендарный крейсер совпадают с названием  дневной бабочки. Назовите ее. (Аврора)
  7. Эта крупная хищная рыба может атаковать промысловые лодки и даже большие суда, развивая скорость более 100 км/ч. Столкновение с ней четырехмачтовой американской шхуны «Элизабет» в 1948 г. чуть было не закончилось трагически для людей. Кто она? (Рыба – меч)
  8.  Какое морское животное самое умное? (Дельфин)
  9. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

  1. Какое растение называют символом мира? (Олива)
  2. Из зёрен какого растения изготовляют “Геркулес”? (Овёс)
  3. Какое культурное растение получило название “цветок солнца”? (Подсолнечник)
  4. Почему беле медведи не охотятся на пингвинов?  (Белые медведи живут  в Арктике на Северном полюсе, а пингвины живут в Антарктиде на Южном полюсе)
  5. К какому царству относится человек? (Животные)
  6. Назовите самую высокую траву? (Бамбук.)

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “ХИМИЯ” 

  1. Я иду за первым вслед.

Я – из космоса привет,

Ведь меня нашли на Солнце,

Хоть я есть и за оконцем.  ( Гелий)

  1. В таблице Д.И.Менделеева находится химический элемент, «имя» которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот элемент.  (Индий)

  1. Содержание этого химического  элемента в живых организмах крайне мало. В земной коре по  массе его содержится около 27 %. После кислорода он является самым распространённым  химическим элементом. Кто же этот загадочный незнакомец? (Кремний)

  1. Основа моя – сухая трава,

С обоих концов – согласные.

В целом, я – газ, дорогие друзья,

И кто я, думаю, ясно вам. (Ксенон)

  1. Это сложное вещество, без цвета, вкуса и запаха, оно в огне не горит, одно из агрегатных состояний этого вещества в воде не тонет. Лао-цзы утверждал, что оно… «самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и нет ему на свете равного в этом».  О каком веществе идет речь? (Вода)

  1. В названии, какого химического элемента три буквы «Й»? (Эйнштейний)

  1. Буквы лежат на столе перед нами.

Расставим их так, чтоб стали словами.

Вот первое слово – фигура одна.

Всего в ней, заметим, четыре угла.

И слово второе сумейте собрать,

Его в галогенах вам надо искать. (Ромб – бром)

  1. Учитель гимназии - автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик - великий русский химик. Назовите их имена. (П.П.Ершов – учитель,  Д.И.Менделеев - его ученик)

  1. Названия каких элементов схоже с названием планет? (Уран, плутоний, нептуний)

  1. Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения).

  1. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод? (Углекислый газ)

  1. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему  (Бром)

  1. Какую планету называют “красной” и почему?  (Марс, потому что его поверхность покрыта частицами, содержащие оксид железа)

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “ГЕОГРАФИЯ” 

  1. Какую страну называют «страной тысячи озёр»? (Финляндия)
  2. Назовите самый большой остров  Земли? (Гренландия)
  3. Назовите столицу Румынии. (Бухарест)
  4. 18 февраля 1979 года в какой пустыне шел снег? (Сахара)
  5. Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)
  6. Какие два моря в России противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)
  7. В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)
  8. На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)
  9. Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)
  10. Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)
  11. Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)
  12. Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)
  13. Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)
  14. На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)
  15. В каком море нельзя утонуть? Почему? (В мертвом море-озере, вода в нем очень соленая, поэтому плотность воды больше, чем плотность человеческого тела, из-за этого человек не тонет)

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “ФИЗИКИ” 

  1. Что опаснее: обжечься 100 - градусным паром или 100 – градусной водой? (Внутренняя энергия пара больше, чем внутренняя энергия жидкости, следовательно, ожог паром опаснее)
  2. Как измерить температуру стола? (Стол имеет температуру окружающего воздуха)
  3. Куда упадет человек  (вперед или назад), когда спотыкается о камень? А когда поскользнется на льду? (В первом случае человек по инерции упадет вперед, а во втором назад)
  4. Можно ли передать телу некоторое количество теплоты, не вызывая при этом повышение его температуры? (Можно при плавлении и кипении)
  5. Почему, когда мы выходим из речки в жаркую погоду, нам холодно? (Испарение воды с поверхности тела происходит с поглощением тепла. Тепло забирается от нашего тела)
  6. Температура воды 300 кельвинов. Какая это вода – горячая или холодная? (Это вода теплая – 27 градусов по Цельсию)
  7. В горах вода может закипеть при 90 градусах. Почему? (Температура кипения зависит от атмосферного давления, если давление уменьшается, то температура кипения понижается)
  8. На надувной матрац надавили ногой в одном месте.
    Где вероятнее всего он порвется? (
    По закону Паскаля давление газа передается во все стороны. Матрац может разорваться в любом месте, но сбоку)
  9. Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей? (Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила)
  10. Ограниченная область пространства, в которой потенциальная энергия частицы меньше, чем вне нее? (яма)
  11. В 1600 г. В Англии вышла книга У.Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом? (Нашу планету Земля)
  12. Я с полки книгу взял, прибавил “А” -

                          И превращенье вдруг свершилось сразу:

                          От книги не осталось и следа

                          И даже в микроскоп не видно глазу.    (а-том)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике игра "Поле чудес"

Внеклассное мероприятие по математике - игра "Поле чудес" на тему: " Великие математики"...

внеклассное мероприятие в форме игры "Поле чудес"

Материал посвящен 200- летию Отечественной войны 1812 года. Использовала  в рамках  Недели истории....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес!" для 4-6 классов

Представляет собой первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами. Такая форма проведения способствует пробуждению познавательного интереса к нау...

КВН по химии "Химия- наука чудес и превращений" для 11 класса

Цель:  подготовка учащихся к ЕГЭ по химии посредством игровой  деятельности (КВН).Задачи:Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу;Формирование  личностных качеств: мышлени...

статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"

Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах....

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса: «Химия- наука чудес и превращений» посвящение в химики

Цели урока : Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить зн...