Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 классы
рабочая программа

Ольнёва Ольга Николаевна

Рабочая программа, КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheintell._hochu_vse_znat_1_-_4_variant_8.3.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

 методического объединения

педагогов, работающих

с обучающимися с ОВЗ

Протокол №1

от «26» августа 2020г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №1

от «28» августа 2020г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Банникова М.В.

________________

«28» августа  2020г

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

1-4 классы

«Хочу всё знать!»

1 «З» класс

(второй год обучения)

Разработано

ШМО педагогов,

 работающих

с обучающимися с ОВЗ

проводит

Ольнёва О.Н.

     

2020 -2021 уч. год

Пояснительная записка

Данная  адаптированная рабочая программа предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями). Она разработана на основе:

1.  Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»  №  273 от 29.12.2012г. на основе проекта  Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

4. Учебного плана МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» на 2020-2021 учебный год.

8.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с РАС (вариант 8.3).  

Общая характеристика программы

      С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу узнать!».

     Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
  • Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
  • Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
  • Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника: 

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу узнать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология. Ручной труд», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.  

Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.  Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

Объем: Программа рассчитана на 168  часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 6 лет (1-4 класс).

Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Планируемые результаты

         Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу узнать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;
  • умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;
  • способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа;  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;
  • умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90%) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся
  • создание ситуации успеха для каждого ученика
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
  • приобретение навыков саморефлексии

Пример:

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

«Школа»

Первые рисунки

Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

Рисовать восковыми мелками слона.

       

  1.  Тематический план

Курс включает в себя занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей и имеет следующие направления:

№ п\п

Название раздела

Количество часов

1 (1 второго года обучения, 1 третьего года обучения) класс

(1 класс третьего года обучения –темы могут изменяться и расширяются в содержании занятий)

1

Игры и игрушки

14

2

Все для дома

20

итого

34

2 класс

3

Школа

20

4

Еда

14

итого

34

3 класс

5

Одежда

13

6

Праздник

21

итого

34

4 класс

7

Предприятия, сооружения, здания

16

8

Транспорт

9

9

Полезные изобретения

9

итого

34

Календарно-тематический план

1 (второй и третий года обучения) классы

(1 класс третьего года обучения – темы могут изменяться и расширяются в содержании занятий)

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич

Игры и игрушки

 Вода. «Весёлая капелька»

1

03.09

 Песок «Песочный городок»

1

10.09

 Почва «Земля матушка»

1

17.09

 Мини досуг «Кладоискатели»

1

24.09

 Свет. «Солнечный блик»

1

01.10

 Тень. «Моя тень»

1

08.10

 Воздух. «Пляшущие бабочки»

1

15.10

 Рисование «Лучики и тень»

1

22.10

Все для дома

 Ткань. «В магазин ткани»

1

29.10

 Бумага. «Для чего? »

1

12.11

 Железо. «Магнит»

1

19.11

 Оригами.

1

26.11

 Стекло. «Калейдоскоп»

1

03.12

 Дерево. «Тонет не утонет? »

1

10.12

 Камень. «Домик черепашке»

1

17.12

 Рисунки камешками.

1

24.12

 Мука. «Колобок – румяный бок»

1

14.01

 Краски. «Радуга - дуга»

1

21.01

 Соль. «Тает, не тает»

1

28.01

 Практическая часть «Тестомес»

1

04.02

 Шампунь. «Прозрачный пузырь»

1

18.02

 Мыло. «Кусает, не кусает»

1

25.02

 Пластилин. «Мои руки волшебники»

1

04.03

 Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

1

11.03

 Снег. «Чисто – грязно»

1

18.03

 Сосулька. «Кап кап и нету»

1

01.04

 Лупа. «Лучики снежинки»

1

08.04

 Работа с пиктограммой.

1

15.04

 Магнит. «Собери игрушки»

1

22.04

 Вода. «Кто пьет воду? »  

1

29.04

 Картон «Бумажный дворец»

1

06.05

 Просмотр видеофильма «Цель воды»

1

13.05

 Зеркало. «Всё наоборот»

1

20.05

 Работа с коврографом.

1

27.05

Итого

34

2 класс

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич

Школа

Первые рисунки

1

Кто изобрел перо

1

Карандаш

1

История шариковой ручки

1

Кто изобрел ноты

1

Кто изобрел бумагу

1

Когда появились первые книги

1

Кто написал первую энциклопедию

1

Как возникли библиотеки

Откуда пошли названия дней недели

1

Как возникли единицы измерения

1

Как люди начали добывать полезные ископаемые

1

У какой страны впервые появился флаг

1

Какие бывают ребусы

1

Первая марка

1

Кто изобрел кроссворд

1

Кто придумал первую карту

1

Кто автор микроскопа

1

Скотч. Шотландская лента

1

Настольные наборы

1

Еда

1

Как картофель попал в Россию

1

Кое-что из истории конфет

1

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

Каменный мед (сахар)

1

Секретное мороженое

1

Где прячутся витамины

1

Секрет каши

1

Когда появились первые кулинарные книги

1

Такая разная капуста

1

Где появились арбузы

1

Из чего делают пряники

1

Шоколад

1

Такой разный чай

Итого

34

3 класс

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич

Одежда

Одежда наших предков

1

Откуда взялся фартук

1

Зачем нужны пуговицы

1

Откуда взялись шапки

1

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1

История русского сарафана

1

Чем украшают одежду

1

С каких пор применяют носовые платки

1

Юбки и брюки

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

1

Домик для пальчиков. Варежки

1

Что такое «мода»

1

Одежда для дома

1

Праздник

1

Первые украшения

1

Новогодние игрушки

1

Почему на Пасху красят яйца

1

История воздушных шариков

1

История фейерверков

1

История происхождения сувениров

1

Широкая Масленица

1

Приглашаем к столу

1

А раньше было так…

1

Бал-маскарад

1

Рождественские частушки

1

Ярмарка

1

«Не красна изба углами»

1

Вкусные украшения

1

Мишура

1

Толковый словарь маркиза Этикета

1

Приглашение гостей

1

Семейные праздники

1

Вечеринка

1

Конкурс Золушек и Рыцарей

1

Мишура

1

итого

34

4 класс

№ п\п

Тема

Кол – во часов

Дата

По плану

Фактич

Предприятия, сооружения, здания

Кто основал первый зоопарк

1

Как идет почта

1

Когда возникли музеи

1

Как появился фонтан

1

А зачем нам лестницы? (метро)

1

Как возникла почтовая служба?

1

Как возникли города

1

Когда люди начали строить дома

1

Все на каток!

1

Гидроэлектростанция

1

Каким был первый магазин

1

Кто вперед? (стадион)

1

Цирк! Цирк! Цирк!

1

На подмостках театра

1

Чудеса света

1

Транспорт

1

Общественный транспорт

1

Кто придумал велосипед

1

Кто создал автомобиль

1

Кто изобрел самолет

1

Луноход

1

Лайнер. Пароход

1

Железнодорожный транспорт

1

Уборочные машины

1

Специальные машины. Машина «Скорой помощи»

1

Полезные изобретения

Флюгер

1

История спичек

1

Когда был изобретен зонтик

1

История происхождения денег

1

Как был изобретен телефон

1

Светофор. Дорожные знаки

1

Окно в подводный мир (аквариум)

1

Упаковочные материалы

1

Компьютер и Интернет

1

Итого

Содержание программы

1, 1 (второго года обучения) и 1 (третьего года обучения) классы

Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы. Вода. Песок. Почва. Свет. Тень. Воздух.

Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями. Ткань. Бумага. Железо. Стекло. Дерево. Камень. Мука. Соль. Шампунь. Мыло. Снег. Лупа. Магнит. Зеркало.

2 класс

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины. Польза и вред. Применение продуктов. Составление рецептов. Кулинарная книга.

3 класс

Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.

Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.

4 класс

Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.

Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.

Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер,  спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.

Список литературы

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/
  3. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 
  4. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  
  5. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  
  6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  7. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  8. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
  9. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
  10.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческие мастерские для обучающихся 5 классов

Развитие логического мышления,интереса к предмету математики....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса

К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу -  подготовить обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый английский» Для обучающихся 1-2 классов На 2015-2016 учебный год

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного язы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...

Рабочая программа учебного курса "Окружающий природный мир" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)

1, 2,3,4 классы1. Планируемы результаты освоения учебного курса, предмета.2.Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....