Мастер – класс «Формирование коллективных навыков»
методическая разработка

Криштофик Ольга Валерьевна

       Мечта любого педагога – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, развивать положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности, но и совершенствоваться как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Мастер – класс

«Формирование коллективных навыков»

Подготовили педагоги: Криштофик О.В.

                                               Гришанкова И.Н.

2018 – 2019 учебный год

Учение - это один из лепестков того цветка,

     который  называется воспитанием в широком смысле этого понятия.

             В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"

 В.А Сухомлинский

     Если мысленно представить данный цветок, то, безусловно, чтобы он благоухал, необходим проводник питательных веществ от корня к стеблю. Именно такими  проводниками  в жизни школьника является классный руководитель и воспитатель, которые играют главную роль в формировании детского коллектива и в организации его воздействия на личность учащихся.

       Мечта любого педагога – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

     Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно здесь ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.

     Первая и важнейшая особенность  детского коллектива специальной коррекционной школы состоит в том, что его создание и подход к нему, его организация и деятельность, его формирование и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся.

       Здесь нужно отметить трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный, по сравнению со здоровыми детьми, характер.

      Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития.

       С этими трудностями мы столкнулись при работе с ребятами 1 класса.

Процесс формирования коллектива длительный и трудоёмкий.
Навыки формирования коллективных отношений формируются постепенно, в результате систематической работы со стороны педагогов, работающих с данной группой детей.

             Когда ребята приходят в первый класс, главная задача педагогов - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. В этот период начинаются первые шаги по сплочению классного коллектива (изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса, принятие правил жизнедеятельности классного коллектива, укрепление межличностных отношений, сплочение и развитие коллектива, создание развивающей среды для ребёнка).

        Чтобы  каждому ребёнку было комфортно в нашем классном коллективе, мы  поставили  перед собой следующие задачи:

1. Создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика.

2. Развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора.

3. Создание условий для раскрытия творческого потенциала.

4.Стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности. 

5.Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.

     В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность. В этом направлении на личность ребенка  большое влияние оказывает трудовая и игровая деятельность.

       Именно в процессе этих видов деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. И как результат, сплочение детского коллектива.

       Но нет готовых рецептов работы педагога с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.

       Работая с детьми,  мы используем   разнообразные формы и методы - классные часы, классные собрания, нравственные беседы с учетом проблем класса, экскурсии, сказкотерапию, участие в  творческих выставках, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах, организацию коллективных трудовых  и творческих дел, игр, соревнований.

        Стараемся  организовывать разнообразную и содержательную деятельность, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

      Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле мы всячески поддерживаем.

       Мы с ребятами делаем  первые шаги по формированию классного коллектива. И есть положительные результаты.

       Все дети адаптировались к условиям школы-интерната. Все дети в классе приняты. Пренебрегаемых нет. Лидеров в классе нет. Отношения в детском коллективе не всегда дружелюбные, доброжелательные и справедливые. Но серьёзных конфликтов не бывает.

Каждый ребенок имеет  свое поручение, но пока  им нужен контроль и побуждение к деятельности. В общих делах дети проявляют заинтересованность.

      Ребята  любят играть в настольные и подвижные игры, рисовать, делать поделки из различных материалов, любят животных и природу, овладевают навыками  самообслуживания.

       Ребята нашего  класса посещают кружки по интересам «Вместе учимся мастерить», «Рукоделие», принимают активное участие в школьных и классных мероприятиях.

     Не всегда дети проявляют честность и трудолюбие, опрятность во внешнем виде.

    У ребят пока недостаточно развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.  Поэтому необходимо проводить  работу по воспитанию вышеуказанных качеств.

        В заключении хочется отметить, что в дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов.

      Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, развивать положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности, но и совершенствоваться как личность.

                                             Так пусть же воспитания цветок

Благоухает нежным ароматом,

Ребёнок в нём - отдельный лепесток

Пусть станет личностью с душой богатой!

                                     Мастер-класс (практическая часть)

    Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и на клумбах появились кучки зеленых остреньких побегов. Они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята.

       И вот  сегодня в такой замечательный солнечный день, мы выполним коллективную  работу - панно «Лесная полянка».

Как вы уже заметили,  мы разделились на две группы.

    Отгадав загадки, каждая группа узнает свое задание.

Загадки:

Спал цветок и вдруг проснулся –

 Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

 Сколько лет на свете

Прожил молодец,

Столько в его теле

Ты найдёшь колец. (Дерево)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? …(Стрекоза)

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы. (Трава)

Потеряла  пол-хвоста!

Только это - не беда!

 У неё же снова

Отрастает новый!

 С кем же так бывает?

 Кто отгадку знает? (Ящерица)

Они бывают разными:

С красными, белыми, жёлтыми лепестками.

Распускаются весной, дарят много радости.

Растут в садах, в лесу и на поляне,

А называются… (Цветами)

Какая коровка, скажите, пока

Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)

    Посмотрите на наше панно, что нужно сделать,  чтобы оно превратилось в волшебную полянку? (Необходимо сделать деревья и цветы из бумаги).

   Показать  основу  аппликации «Лесная полянка», на которой укреплен один цветок, одно дерево. (Образец)

      Обратите внимание на материалы и инструменты, которые лежат  у вас на столах.

1 группа

    На столах лежат: цветная бумага, трафареты, карандаши, ножницы, клей, кисти, салфетки. (По трафаретам вырезают деревья, траву, цветы. Приклеивают к панно.)

2 группа

      На столах лежат: бисер, баночки под бисер, проволока, ножницы, салфетки,  образцы изделий, схемы.

Давайте вспомним правила рабочего человека.  

1 .Прежде чем начать работу приготовьте свое рабочее место правильно.

2. Во время работы содержите свое место в порядке: где взял – туда и положи.

3. Всегда думайте, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

4. Закончили работу, уберите свое место быстро и аккуратно.

5. Работайте дружно.

Практическая работа.

   Итак, чтобы  наша полянка ожила, мы вам предлагаем изготовить деревья, цветы и насекомых.

(По образцам  изготавливают насекомых: бабочку, стрекозу, божью коровку, ящерицу.  Прикрепляют насекомых к траве, деревьям.)

Итог. Рефлексия.

   Во время работы мы  с радостью наблюдали за тем, как вы увлечённо вырезали, клеили, плели, помогали друг другу и в итоге получилась необычная полянка .  В каждом дереве, цветке и насекомом есть частичка тепла ваших рук.

Что вы чувствуете, глядя на эту полянку?

Если вам понравилось занятие и у вас всё получилось, и вы не испытывали никаких трудностей,  тогда  покажите солнышко.

Если у вас  не  всегда всё получилось, тогда  покажите тучку.

В этой работе мы с вами  постарались передать радость весеннего настроения и у нас,  это получилось. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (PAST SIMPLE)

МАСТЕР-КЛАССФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ       ...

Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»

Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии».   Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...

Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»

Мастер-класс проводится для учителей. Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию д...

Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.

На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС.  Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»

Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»(на примере учебного задания на формирование навыков сотрудничества)...

мастер-класс "Формирование навыков составления практико-ориентированных задач"

Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отн...