Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"
статья (11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. Проанализированы данные по выпускникам 2016 года, и проведено анонимное анкетирование учащихся старших классов для выявления профессиональных предпочтений и городов-фаворитов для миграции. Предложены пути решения проблемы оттока населения города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОД НОВОКУЗНЕЦК ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Лапина Татьяна Петровна

МБУ ДО «Станция юных натуралистов», г. Новокузнецк

Совсем недавно город Новокузнецк отметил свой юбилейный четырехсотый год. Новокузнечане гордятся своим городом и его историей. Однако будущее города связано, прежде всего, с юными горожанами, именно они станут строителями и архитекторами, металлургами и шахтерами, врачами и учителями. От того, как грядущие поколения будут беречь свою малую родину, город Новокузнецк, будет зависеть его устойчивое развитие.

Учащиеся объединения «Экологические исследования в природе и городе» МБУ ДО «Станция юных натуралистов» решили провести исследование в области социальной экологии и выяснить, какие экологические и социальные проблемы волнуют подростков и молодежь города, и почему в городе наблюдается отток населения, прежде всего, молодого трудоспособного возраста.

Анализ данных по абитуриентам МБОУ «Лицей № 35» и МБ НОУ «Гимназия № 62» в 2016 году показал, что из 70 выпускников указанных общеобразовательных учреждений города Новокузнецка 67 человек (96%) поступили в высшие учебные заведения. Для получения высшего образования 43 человека уехали в другие города, таким образом, 60 % выпускников покинули родной город. Таким образом, миграционные процессы среди молодежи города для получения высшего профессионального образования сохраняются на высоком уровне. В профессиональном выборе лидирующую позицию заняли профессии экономической и юридической направленности. Инженерные профессии и программирование занимают второе место по популярности среди выпускников. На третьем и четвертом месте по популярности оказались профессии медицинской и педагогической направленности.

Анонимное анкетирование учащихся старших классов в 2019 году было проведено среди учащихся восьмых - десятых классов общеобразовательных учреждений города (МБОУ «СОШ № 93», МБОУ «СОШ №18», МБОУ «Лицей № 35», МБ НОУ «Гимназия № 62» и другие). На вопросы анкеты ответили 57 девушек  и 25 юношей, всего 82 респондента.

На вопрос «Любите ли Вы свой город?» положительный ответ дали 61% респондентов, 28% затруднились определить своё отношение к городу и 11% опрошенных учеников дали отрицательный ответ.

        Больше половины опрошенных старшеклассников (52% респондентов) считают город Новокузнецк красивым городом, 12% учащихся относятся к городу, как к не эстетичному, 36% детей затруднились определить свое отношение к эстетичности города.

Самым красивым и удобным для жизни признан Центральный район города, так считают 60% подростков, 24% опрошенных считают самым красивым и удобным для жизни Новоильинский район, 16% учащихся – Заводской район города Новокузнецка.

        Большинство старшеклассников, 80% респондентов, имеют желание переехать в другой город для дальнейшего проживания. Ребята хотели бы в дальнейшем жить в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Сочи. Таким образом, только 20% молодых новокузнечан планируют продолжить строить свою жизнь в родном городе.

        Среди памятников и архитектурных ансамблей ребята отметили как достояние города Новокузнецка: Бульвар Героев, Кузнецкую крепость, парк имени Гагарина.

        По ответам респондентов был составлен рейтинг недостатков в благоустройстве города с точки зрения его молодых жителей. На первом месте разместилось благоустройство города (ремонт дорог, домов, дворов), второе место респонденты отдали экологическому состоянию воздушного бассейна и водных ресурсов, на третьем месте отмечена недостаточная работа правоохранительных органов города, на четвертом – сфера услуг и досуга, пятое место ребята отдали плохо организованной работе общественного транспорта.

        Учащимся предложили оценить свою готовность помочь городу Новокузнецку в создании положительного имиджа. Большинство респондентов (52% опрошенных) выразили готовность своими успехами в учебе, спорте и профессиональной деятельности создавать положительный образ города. Примерами учащиеся назвали актера Владимира Машкова, хоккеистов Кирилла Капризова, Ивана Телегина и других.

Старшеклассники выразили готовность помогать Новокузнецку через поддержание положительного образа города в социальных сетях и средствах массовой информации, такую готовность проявили 28% учащихся. 15% респондентов выразили готовность принять участие в благоустройстве города на субботниках. Лишь 5% учащихся выразили готовность помогать городу в сборе пожертвований для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

        Патриотизм и любовь к Родине – это не пустые слова, а реальные дела. Выполняя исследование, исходили из принципа «Думай глобально, действуй локально». Реализация ученических проектов и исследований в области социальной экологии помогает ребятам почувствовать ответственность за свой родной город, за свою «малую родину» и привлечь внимание родителей, учителей, одноклассников и сверстников к изучаемой проблеме.

        Одним из путей решения по созданию комфортной среды жизни в городе Новокузнецке видится развитие системы образования всех уровней, включая дополнительное образование детей. МБУ ДО «Станция юных натуралистов» успешно реализует образовательные программы естественнонаучной направленности, охватывая возрастной диапазон с 5 до 18 лет. Педагоги станции учат детей не только знать географические и экологические особенности родного края, но и заботиться о природной и культурной среде города Новокузнецка. Многие выпускники станции стали успешными врачами, учителями, инженерами-экологами и продолжают строить свою жизнь и профессиональную карьеру в нашем городе.         

Литература

  1. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016. – 160 с. – Текст: непосредственный.
  2. Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74. – Текст: непосредственный.
  3. Новокузнецк. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ – Текст: электронный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.

В данной статье представлен вариант собственного опыта  работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по кр...

Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении английскому языку

Данная статья посвящена организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через применение исследовательского , проблемно-поискового методов....

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод г. Новокузнецка

В статье представлен опыт работы по организации исследований школьников по проведению экологического мониторинга уровня загрянения рек в черте города Новокузнецка по нескольким показателям качества во...

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке

Представленный опыт работы по организации исследовательской деятельности детей естественнонаучной направленности  может быть интересен педагогам и учителям при организации мониторинговых исследов...

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся по вопросам профилактики табакокурения

Обобщение опыта проведения ученического исследования по выявлению уровня распространения вейпинга и табакокурения среди учащихся 8, 9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений города Новокузнецка ...