Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.
учебно-методический материал по географии (8, 9 класс) на тему

Мосяго Екатерина Михайловна

В данной статье представлен вариант собственного опыта  работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по краеведению и создания авторского комплекса учебно-методических пособий к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации исследовательской деятельности школьников

 при изучении краеведения.

Автор:  

Мосяго Екатерина Михайловна, учитель географии высшей категории

Место работы:

МБОУ Злынковская средняя общеобразовательная школа № 1 Брянской области

Учебно-исследовательская деятельность школьников в истинном понимании её сущности и назначения должна способствовать развитию личности учащегося, приобретению им общеучебных или специальных умений и навыков, которые образованный человек в дальнейшем сможет самостоятельно применять в процессе общения с окружающим миром. Она призвана повысить личностную активность ребёнка при встрече с интересным для него объектом, доступным для  исследования своими силами, и развивать его мышление в ходе поиска путей достижения желаемого. (1)

Школьное краеведение как нельзя лучше соответствует данным целям, так как легче и интереснее всего начинать изучение любого вопроса с того, что можно увидеть собственными глазами и осознать на личном опыте, т.е. – с родного края. Краеведческому материалу нетрудно придать яркую эмоциональную окраску. Эмоции, в свою очередь, активизируют мышление и обогащают жизненный опыт человека. В такой момент очень важно помочь ученику, научить его «строить мостик» от реального чувственного восприятия к практической мыслительной деятельности. Процесс сбора разнообразного краеведческого материала помогает развивать наблюдательность и формировать поисково-исследовательские навыки, а детальное изучение своей местности (маленького города, района, деревни и т.п.), которая не описана в школьных учебниках, даёт важное ощущение особой практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, так как они могут реально пригодиться в повседневной жизни.

Вышеперечисленные положения на практике можно реализовать по-разному.

Из собственного опыта хотелось бы поделиться вариантом внедрения элементов исследовательской деятельности школьников в рамки изучения специально разработанного элективного курса по краеведению и создания авторского комплекса учебно-методических пособий к нему.

   Элективный курс «География Брянской области и своей местности» предлагается для изучения учащимся 8-9-х классов и направлен на расширение и углубление краеведческих знаний и общегеографических умений школьников.

Не смотря на небольшое количество плановых занятий, он включает в себя учебные практикумы, способствующие формированию у детей приёмов учебно-исследовательской деятельности по двум направлениям: а) полевые исследования, б) работа с архивными материалами и социологические исследования. За период изучения элективного курса учениками собирается и анализируется материал, который в дальнейшем может использоваться как дополнение к постоянно обновляющимся авторским учебным пособиям для изучения географического краеведения в школе.  Накапливаемые учебные и методические материалы лучше всего оформлять на электронных носителях. Для этого можно организовать работу инициативной группы помощников из числа учащихся старших классов для совместной реализации школьного проекта «Географическая медиатека», назначение которого – перевод лучших ученических творческих работ и авторских учебно-методических материалов по географии в электронный вид.

В ходе работы значительное место занимает реализация на практике межпредметных связей. Учащиеся при необходимости обращаются за консультациями к учителям истории,

________________________________________________________________________________

  1. А.В.Леонтович,  «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей),                 М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.                

литературы, информатики, а также к работникам других учреждений: библиотеки, редакции местной газеты и др.

Рассмотрим общую схему и этапы организации исследовательской деятельности школьников более подробно.

Схема № 1. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

     ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ.

Выбор учащимися 8-9 классов элективного курса

«География Брянской области и своей местности»

Деление учащихся на группы

Для работы

 в полевых условиях

Для работы в архивах

и с социумом

Поэтапная организация исследовательской деятельности учащихся

Консультации с учителями истории, литературы, информатики

Пополнение копилки авторских учебных пособий и ученических творческих работ по краеведению

 на электронных носителях

с помощью старшеклассников

Практический выход

Выступление на школьной учебно-практической конференции

Подготовка

учебно-исследовательских

проектов

Накопление материалов, используемых в процессе изучения краеведения с уч-ся  6-9-х классов

Участие в конкурсах ученических исследовательских работ

Детализируем этапы, присутствующие в организации исследовательской деятельности разных групп школьников. (См. Табл. №№ 1 – 2)

Таблица № 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАВШИХ ИССЛЕДОВАНИЯ                    В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.

Этапы

Деятельность учащихся

Итог

1. Постановка проблемы:

«Школьникам среднего звена необходимо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания природы нашего района. Нужно собрать материал для выпуска «своего» небольшого учебника!»

Обдумывают, хотели бы они  исследовать на территории нашей местности:

а) особенности рельефа и геологического строения;

б) сезонные изменения метеорологических условий и внутренних вод;

в) почвы, растительный и животный мир;

г) влияние природных условий на жизнь населения и влияние человека на природу.

*Примечание: в течение учебного года с одной учебной группой работа проводится только по одному из перечисленных направлений (по выбору), в последующие годы планируется продолжение исследований.

Формируется группа учащихся, которые заинтересовались проблемой и согласны под руководством учителя проводить полевые исследования. Определяются цель и задачи исследования.

*Примечание: в данную группу учитель рекомендует войти учащимся, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой в полевых условиях (эколог, агроном и т.п.).

2. Изучение теории              по проблеме

Знакомятся с характеристикой природы  Брянской области по разным источникам (учебники, атлас Брянской области, дополнительная литература и др.)  

Происходит расширение и углубление знаний учащихся по вопросам:

-особенности ФГП Брянской области и влияние ФГП на природу;

- хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов Брянской области;

- охрана и преобразование природы на территории Брянской области.

3. Отбор методик, необходимых для работы

Под руководством учителя знакомятся с методиками, применяемыми для сбора и обработки данных в геологии, геоморфологии, почвоведении, метеорологии, гидрологии или др. - в зависимости от выбранного направления исследований.

Выбираются конкретные методики исследований, которые доступны для приме-нения школьниками, изучаются приёмы учебно-исследователь-ской деятельности, правила пользования приборами и оборудованием, проводится  беседа по технике безопас-ности, распределяются обязан-ности между членами группы.

4. Сбор материалов

Выполняют практические задания на местности.

Заполняется полевой дневник группы, собираются коллекции, гербарии и т.п.

5. Анализ и обобщение

Производят первичную и статистическую обработку собранных материалов, письменно оформляют результаты проведенного исследования.

Составляются тезисы по результатам проведенной работы.

6. Формулирование выводов

Сравнивают полученные данные о природе своей местности с  аналогичными показателями по Брянской области, делают выводы о сходстве и отличиях и их причинах, о специфических чертах природы нашего района.

Заканчивается подготовка к выступлению на заключитель-ной учебно-практической конференции.

7. Практический выход итогов работы.

Выступают на заключительной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой.

Итоги работы, оформленные письменно, передаются для дальнейшей электронной обработки.

Таблица № 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАВШИХ РАБОТУ С АРХИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Этапы

Деятельность учащихся

Итог

1. Постановка проблемы:

«Ученикам средне-го звена необходи-мо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания населе-ния и хозяйства нашего района. Нужно собрать материал для выпуска «своего» небольшого учебника!»

А) Обдумывают, хотели бы они  работать с  архивными материалами историко-географического содержания в школьном музее,  в библиотеке и в редакции районной газеты.

Формируется творческая группа учащихся; определяются цель и задачи исследования.

*Примечание: в данную группу учитель рекомендует войти учащимся, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой, подразумевающей широкое общение с людьми (журналист, социальный работник и т.п.)

Б) Обдумывают, хотели бы они  попробовать свои силы в проведении социологических исследований.

2. Изучение теории              по проблеме

Знакомятся с историей заселения и освоения территории  Брянской области, с общей характеристикой населения и хозяйства; выясняют, какие сведения можно найти по указанным вопросам о нашем районе и о своём населённом пункте в учебниках и атласе Брянской области.

Происходит расширение и углубление знаний учащихся по вопросам:

- историко-географические этапы заселения и освоения территории Брянской области;

- особенности ЭГП и ПГП Брянской области и их влияние на хозяйство;

- общая характеристика населения Брянской области;

- общая характеристика хозяйства Брянской области

3. Отбор методик, необходимых для работы

Консультируются у учителя истории и учителя литературы, как правильно организовать работу по изучению историко-географических архивных материалов и библиотечного фонда; как грамотно  оформить результаты исследования в письменном виде. В редакции районной газеты  получают информацию о том, как правильно провести социологический опрос населения и о грамотном использовании в работе фотоматериалов.

Учащимися приобретаются дополнительные знания о стилях и культуре письменной речи, о правилах ведения диалога; распределяются обязанности между членами группы.

4. Сбор материалов

А) Изучают материалы школьного народного музея, работают в школьной и районной библиотеках.

Б) Беседуют с работниками редакции газеты «Знамя»  и с местными старожилами, проводят анкетирование разновозрастных социологических групп населения.

Реализуется потребность личности в общении.

Накапливается материал о своём городе и районе по вопросам:

- местные топонимы;

- интересные историко-географические сведения;

- история герба нашего города;

-  старинные ремёсла и отрасли хозяйства (деревянная  резьба, спичечное производство и др.);

- знаменитые земляки;

- современная экономико-географическая характеристика нашего города и др.

5. Анализ и обобщение;

формулирование выводов

Письменно оформляют результаты работы, формулируют выводы.

Участниками группы готовится доклад, выбирается основной докладчик для выступления на заключительной учебно-практической конференции. Обновляется содержание информационной папки «Моя провинциальная Злынка».

6. Практический выход итогов работы.

Выступают на заключительной межпредметной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой.

Итоги работы, оформленные письменно, передаются для дальнейшей электронной обработки.

Исследовательская деятельность сложна и многогранна. В условиях маленькой общеобразовательной школы, расположенной в сельской местности или небольшом периферийном городке, весьма стеснённой в средствах и возможностях, не всегда удаётся реализовать каждую интересную идею, почерпнутую из передового опыта работы в данной области. Вариант, описанный выше, достаточно прост в организационном и методическом плане, почти не требует  финансовых затрат, но положительный результат  даёт непременно. Помимо накопления ценного материала о своём населённом пункте, он позволяет проводить  профориентационную работу с учащимися, полнее реализовать межпредметные связи, способствует предоставлению детям условий для саморазвития и самовыражения личности. Аргументом в пользу  подобного опыта можно считать и отзывы выпускников, которые, обучаясь в ВУЗах и ССУЗах  разного профиля, отмечают, что многие навыки, приобретенные в процессе организованной таким образом совместной деятельности, помогают им адаптироваться в новых условиях учёбы и быть вполне успешными студентами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."

Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь...

Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении английскому языку

Данная статья посвящена организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через применение исследовательского , проблемно-поискового методов....

Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...

Статья "Организация исследовательской деятельности при изучении геометрии в 5-6 классах на примере темы «Правильные многоугольники. Паркеты» "

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперим...

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся по вопросам профилактики табакокурения

Обобщение опыта проведения ученического исследования по выявлению уровня распространения вейпинга и табакокурения среди учащихся 8, 9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений города Новокузнецка ...