План профориентационной работы классного руководителя
материал (8 класс)

Куликова Оксана Викторовна

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План профориентационной работы

классного руководителя  

Цель:

  • оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Задачи:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов применяемых на уроках и в воспитательной работе
  • дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети «группы риска», стоящие на ВШУ)
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени с учреждения дополнительного и профессионального образования

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

  • сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
  • выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
  • будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;
  • будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
  • будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;
  • ученики ознакомятся с различными видами профессий;
  • учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;
  • с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей

Основная часть

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.

 Цель работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

 Цель работы в 10-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

Темы профориентационной работы:

8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».

 «Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

 «Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

 Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.

Методы и форма проведения занятий:

  • активизирующие профориентационные опросники и тесты;
  • читательские конференции по профориентационной тематике;
  • классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
  • приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
  • работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
  • индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
  • вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
  • профориентационные игры с классом.

Работа с родителями:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога
  • индивидуальные беседы
  • совместные детско-родительские профориентационные игры.

Профориентационные диагностика и консультации:

  • исследование мотивации выбора профессии;
  • исследование профессиональных интересов;
  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
  • индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2008 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю.

1 этап – 8-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

«Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой

Октябрь

«Что такое профессия»

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Ноябрь

«Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда»

Декабрь

«Понятие о профессиограмме»

Январь

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка

Февраль

Пресс-конференция с участием родителей

Март

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка

Апрель

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка

Май

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2 этап – 9-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Ориентировочное

Профориентационная игра «Пришельцы»

Что такое тренинг. Самопрезентация.

Октябрь

«Знакомство с профессиями и их классификация»

Написание схемы анализа профессий

«Интересы и выбор профессий»

«Правила тренинговых занятий

Ноябрь

«Темперамент и выбор профессии

Понятие о личности

Посещение-знакомство с центром занятости района

Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков»

Декабрь

«Трудовое право»- статьи Конституции

«Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей Конституции.

Экскурсия в строительный колледж п.Параньга

Профессиональный успех. Анкета «Выбор»

Январь

«Склонности и профессиональная направленность»

Ценностные ориентации личности.

«Поддержка друзей»

Февраль

«Профессиональный тип личности»

«Профориентация и медицинская профконсультация»

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Март

«Поддержка друзей»

«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии»

Профессьянс

Характеристика человека

Апрель

Игра «Профконсультация»

Читательская конференция

«Профессии с большой перспективой»

«Анатомия профессии». Профессиограмма

Май

Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей

«Выбор профессии». Защита проекта

3 этап – 10-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

« Я и мир профессий» урок-игра

Октябрь

«Мифы профессионального самоопределения»

Ноябрь

«Личные и профессиональные цели»

Декабрь

Методы психологии

Январь

Характер

Февраль

Потребности человека

Март

Интеллект

Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем»

Апрель

Навыки распознавания эмоций и чувств

Май

Умение понимать других

4 этап – 11-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Работа с периодикой. Поиск профессии.

Октябрь

Новые профессии.

 

Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта».

Ноябрь

Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости.

Декабрь

Методика «Ранговая позиция», «Отождествление»

Январь

«Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками.

Февраль

«Сотвори свое будущее».

Март

Опросник Айзенка

Апрель

«Основы поиска работы».

Май

«Защита выбранной профессии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура плана воспитательной работы классного руководителя

Структура плана воспитательной работы в классе...

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ МОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕМОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДАВ общей системе профессионального образования детей с нарушением интеллекта приоритетное...

выступление на тему "Профориентационная работа классного руководителя"

выступление о работе кл.руководителя о профориентации.Какая работа ведется и результаты....

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающи...