Открытое занятие - "В стране законов"
классный час (7 класс)

В современных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растёт количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Вот почему особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Для этого используются игровые ситуации с элементами правовых знаний, игры, разбор проблемных ситуаций в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе и социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_zakonov.docx167.44 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В стране законов.

(Открытое занятие)

http://israinfo.co.il/wp-content/uploads/2015/09/picture37.jpg

Воспитатель: Кузнецов Андрей Викторович


В современных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растёт количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Вот почему особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Для этого используются игровые ситуации с элементами правовых знаний, игры, разбор проблемных ситуаций в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе и социуме.

     Цель: формирование правовой грамотности учащихся

     Задачи:

- Формировать понятия и представления об ответственности несовершеннолетних, формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних, их правах и обязанностях.

- Развивать речь, развивать интерес к праву.

- Воспитывать ответственное отношение к закону.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости нашего занятия я рада вас видеть!

Мотивация: проблемное задание – письмо подростка из мест заключения.

  • Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступить в той или иной проблемой, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе.

    «Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок.

    Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали.  Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей».

О чем письмо?

   - Как бы вы его озаглавили?

   - К чему призывает подросток?

   - От чего предостерегает?

   -  Как вы думаете о чем будет наше сегодняшнее занятие?

Объявление темы, постановка цели.

Тема нашего занятия: «В стране законов»

Сегодня мы с вами вспомним, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.

Основная часть.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир Российского законодательства.

Давным-давно, во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков, за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Как вы понимаете эту пословицу?

Дополните знакомые вам пословицы:

Украсть – в беду … (попасть).

Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)

Как вы понимаете смысл этих народных изречений? Обсуждение.

Помните, в любой жизненной ситуации вы должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон.

Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям.

        Ребята, сейчас мы с вами назовем основные документы, в которых прописаны законы. Я буду вам называть краткую характеристику документа, а вы мне его название.

Основной закон, по которому живет государство — это документ определяет государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция Р.Ф.

Этот документ посвящен правовому регулированию вопросов семейных отношений - заключение и расторжение брака, права детей и родителей, алименты и многое другое.

Семейный кодекс.

Это главный нормативный документ, рассматривающий все аспекты отношений работника и работодателя.
Трудовой кодекс

Этот документ рассматривает весь спектр уголовно-наказуемых деяний в России, устанавливает наказания за них и применяется как к частным, так и к должностным лицам.

Уголовный кодекс

Это документ  регулирует отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливает общие начала, перечень всех административных правонарушений.

Административный кодекс

Этот документ регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Закон об образовании

Данный документ определяет цели и задачи, регулирует деятельность государственного образовательного учреждения.

Устав школы

Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Воспитатель: ребята, мы свами уже несколько раз произносили такие понятия как право, закон, кодекс. Откройте справочник правовых понятий и найдите эти определения.

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства.

Кодекс - систематизированный сборник законов в какой-либо области права.

Право - система общеобязательных гарантированных государством правил поведения, регулирующихобщественные отношения.

Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.

Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения.

Ученик 1. Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители.

Ученик 2. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.

Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

У детей на столе лежат карточки: 14 лет,16 лет,18 лет

Воспитатель: Я буду читать вам вопросы, а вы показываете мне правильную табличку с возрастом.

До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

Работа в группах

Каждой группе раздается список правонарушений. I группа должна выбрать административные правонарушения, а II группа уголовные преступления.

Денис разбил стекло в школе (Административная)

Курение в здании школы и других общественных местах(Административная) штраф 1500

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача(Административная) штраф от 4000 до 5000 рублей арест до 15 суток

Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)

Антон избил одноклассника Васю, в результате чего Вася попал в больницу.(Уголовная ответственность, нанесение вреда здоровью)

Дима, ударил одноклассника и забрал у него мобильный телефон (Уголовная ответственность, разбой)

Маша переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)

Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)

Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу (Уголовная, хищение)

Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил в школу и сообщил, что там заложена бомба (Уголовная ответственность, телефонный терроризм)

Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб(Уголовная, убийство по неосторожности, халатность и неправильное хранение оружия)

Обсуждение.

Молодцы, ребята!

Воспитатель: К сожалению рост преступлений с участием подростков растет с каждым годом. Открывается все больше колоний для несовершеннолетних преступников. (Внимание на экран)

Воспитатель: каждый из вас кроме ответственности имеет права и обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)

3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства. (Право)

6. Добросовестно учиться. (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)

9. Выбор формы образования. (Право)

10. Носить школьную форму. (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе. (Право)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)

14. вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)

Воспитатель: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?

Песня

О каких правах идет речь

1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”

Право на свободу передвижения

2. “До чего дошел прогресс” (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф “Приключения Электроника”

Право на пользование достижениями культуры

3. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Право на образование

4. “Песня мамонтенка”

Право жить и воспитываться в семье

5. “Какой чудесный день”

Право на занятие творчеством

6. “Антошка”

Право на труд и на отдых

7. “Кабы не было зимы”

Право на отдых, каникулы для детей

8. “Пусть всегда будет солнце”

Право на жизнь и свободу

Подведение итогов.Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.

Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?

Выполняя свои обязанности:

  • Не нарушать закон.
  • Уважать права и свободы других лиц.
  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Защищать Отечество.

Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу. До свидания.

Список литературы

  1. Болховитинов, В.Н. Твоё свободное время. [Текст] / В.Н. Волховитов – Домодедово: ВАП – 1994. – 464с.
  2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание  Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА ЦВЕТОВ»

Жизнь в сказочной стране начинается с приходом весны, когда все в ней оживает и пробуждается от зимнего сна. Сама владычица страны  Весна встретит воспитанников и увлечет за собой в незабыв...

Конспект открытого занятия "В стране музыкальных инструментов"

Я использовала данный конспект на занятии, когда учавствовала в методической недели молодого специалиста. Все инстументы, с которыми знакомились дети на этом занятиии, были настоящие. Детям очень понр...

Открытое занятие: «Сказочная страна согласных букв»

Открытое занятие:  «Сказочная страна согласных букв»ЗАДАЧИ:коррекционная – Дифференциация звука [Р]грамматическая – Согласные буквылексическая – Как звук [Р] к нам п...

Открытое занятие "В стране короля Светофора"

В игровой форме  показать, рассказать, повторить с детьми " Правила дорожного движения"....

Открытое занятие: "Волшебная страна здоровья"

Компоненты здоровья:Полянка «Личная гигиена».Полянка «Здоровое питание»Полянка «Спортивная»Полянка «Режим дня»Полянка Доктора Айболита....

Конспект занятия: "В стране законов"

Конспект занятия: "В стране законов"...

Конспект занятия: "В стране законов"

Конспект занятия: "В стране законов"...