"Общение или одиночество"
план-конспект

Степаненко Светлана Александровна

Конспект беседы "Общение или одиночество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_ili_odinochestvo.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;
       • познакомить с элементами культуры общения людей;
      • научить элементарным приемам различных форм общения;

  • воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.

                                              Ход беседы.

 1.Орг. момент. Вступительная беседа.

-«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
- Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?
- Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?
Сегодня мы с вами поговорим об общении.
Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни.

2.Беседа по теме.

Общение – это очень многоплановое понятие:
• Человек читает книгу – это общение,
• Смотрит спектакль …
• Говорит по телефону…


Ребята приведите свои примеры общения?
Давайте с вами подумаем, что же такое общение. (рассуждения детей).

Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.
Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

1.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?
2.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? 3.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?

Виды общения
Игра «Слепой, немой, глухой»
Дети получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,
« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

  • Деловое/ служебное
  • Повседневное/бытовое
  • Убеждающее
  • Ритуальное
    Форма общения. Характерные черты.
    Деловое: Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.
    Повседневное: Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.
    Убеждающее: Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.
    Ритуальное: Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают.

-Что необходимо для того, чтобы общение было в радость?
Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
• Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
• Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
• Уступчивость.

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс
Составим 2 букета «Законов общения»,
1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.
2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.
( ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых  пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. Если у детей возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.
Что помогает общению:

1. Выслушай мнение другого с пониманием.
2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.
4. Доброжелательность.
5. Любовь к людям.
6. Сопереживание – это очень важно.
7. Творить добро.
8. Честность
9. Чувство юмора.
10. Вежливость
11. Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:
1. Зависть
2. Недисциплинированность,
3. Злобность.
4. Жестокость.
5. Неуважение собеседника
6. Национализм.
7. Хамство.
8. Замкнутость.
9. Эгоизм (себялюбие).
10. конфликтность.
11. Пессимизм. и др.)

Ребята, очень часто среди вас возникают ссоры. И многие не знают, как помириться. Как снова стать друзьями?

Давайте разберём такие ситуации:

Вы поссорились из-за пустяка, наговорили друг другу обидных слов, оба были грубы и несправедливы друг к другу. Но прошло время и вам стало скучно. Вам снова захотелось играть друг с другом. Как бы вы поступили?

Другая ситуация:

Один ни за что обидел другого, просто был в это время зол и "сорвал на товарище зло" - нагрубил, оборвал, может даже ударил. Как помириться в этом случае и ктодолжен сделать первый шаг?

Запомните ребята, что примирение ищет тот первым, кто умнее, добрее, справедливей.

Чтение и обсуждение рассказа «Самое страшное».

-Был ли Вова на самом деле храбрым?

-Почему Вова остался один ?

-Что нужно ему сделать, чтобы обрести друзей?

Игра

КАРТОЧКА - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

• Я

• Я родился

• Меня зовут

• Характер у меня

• Глаза у меня

• Волосы у меня

• Мне нравится:

• Больше всего я люблю

• Я хочу, чтобы у меня было:

• Я думаю, что когда я стану..

• я должен …

• Я люблю себя за…

3.Подведение итогов беседы.

-Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Социальный проект "Дом без одиночества"

Предлагаемый проект направлен на оказание помощи и социальной поддержки проживающим в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов»....

Классный час: «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений»

Тема «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений» была выбрана, потому что оно  проблема одиночества сегодня особенно актуальна среди молодежи. Она спрятана внутри каждого из нас. М...

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....