Методическая разработка мероприятия для учащихся начальной школы "Путешествие в страну русских народных игр"
методическая разработка

Маненькова Ирина Павловна

Увлекательное мероприятие для младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка

мероприятия

для учащихся начальных классов

«Путешествие в Страну русских народных игр»

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Маненькова Ирина Павловна

Методическая разработка мероприятия для учащихся начальных классов
«Путешествие в Страну русских народных игр»

Цель:

обучение детей русским народным подвижным играм , формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, приобщение  к русским народным традициям посредством подвижных игр.

Задачи:

1. Закреплять знания о русских народных традициях, народных подвижных играх русского народа.

2. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.

3. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре, чувство патриотизма.

Предварительная работа:

1. Ознакомление детей с подвижными русскими народными играми посредством бесед, сказок, музыки, экскурсий.

2. Разучивание считалок.

3. Подбор атрибутов к народным играм.

Оборудование. Старинный сундук, платки, метла, шляпа, мячик, деревянный лук со стрелами, кукла Петрушка; аудиозаписи русских песен.

                                                      Ход мероприятия:

Ведущая в русском народном костюме встречает детей. Звучит веселая народная музыка, дети входят в зал, и рассаживаются на места под слова ведущего.

Гости желанные, милые, званые!

Праздник русский начинается,

Сюда все приглашаются!

К нам спешите вы скорей!

Ждет вас множество затей.

В игры разные играть!

Честно силу показать!

Ведущая. Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки, бабушки и дедушки.

Беседа о русских народных играх .

-Кто мне скажет, можно ли прожить без игры?  (Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет)- Именно поэтому люди играют в разные игры с тех пор, как существует человечество.

- А какие русские народные игры вы знаете?

- Почему их называют русскими народными играми?

Ведущий: Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях. 

Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!

И кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем. Попробуйте отгадать  загадку:

Он игрушка – забияка,

Клоун, озорник, кривляка!

Позабавит, рассмешит,

Посмеетесь от души

Он с бубенчиком в руке

В сине-красном колпаке

Он – веселая игрушка,

А зовут его…(Петрушка)

(Ведущий достает из мешка куклу-перчатку «Петрушку»)

Петрушка: «Здравствуйте, ребята! А вот и я, вы узнали все меня, друзья! Да, ребята, я - Петрушка, озорная и веселая игрушка! Вы хотите со мной поиграть?

А чтобы узнать, в какую игру мы сейчас будем играть, отгадайте загадку:

Кто там спит зимой в берлоге,

И не ходит по дороге.

Он малину ест и мёд.

В теплой шубке круглый год…(Медведь)

- Правильно, ребята. Это медведь. И сейчас мы поиграем в игру « У медведя во бору».

- Ребята, а кто знает, что означает слово « БОР»? (Это сосновый лес, в котором живут медведи)

Игра «У медведя во бору»

Играющие выбирают медведя, с помощью считалки. Определяют место его берлоги и своего домика. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры.

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Методика проведения игры.

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь немного передохнём. Усаживайтесь на стульчики.

Ведущий: Русский народ всегда любил праздники. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры. Давайте вспомним какие русские народные праздники вы знаете? (ответы детей). И все эти праздники были связаны и отмечались в определенное время года – осенью, зимой, весной или летом. Какой самый любимый праздник был весной? (Масленица). Да в этот день провожали зиму и встречали весну, зазывали солнце, по которому так соскучились все длинными зимними вечерами.

 Закличка:

Вот и солнышко проснулось,

Стало жарче припекать,

Потянулось, улыбнулось,

Всех детей зовёт гулять.

Вместе с солнышком вставай

И в игру скорей сыграй!

Петрушка: Чтобы солнце ярче припекало и быстрее весна наступала все играли в веселую игру «Горелки». Давайте, не зевайте быстро парами вставайте! Будем солнце зазывать, будем весело играть! «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (Проводится игра «Горелки»)

«Горелки»

Цель. Развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

- Молодцы, ребята. А теперь опять отдохнём.

Ведущая. Молодцы, ребята. А теперь опять отдохнём.

Посмотрите, ребята, какой интересный сундук стоит у нас.

- Как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей). Правильно, в сундуках наши предки хранили одежду, в основном, новую или ту, которую на праздники надевали.

Заглянем в старый сундучок

Лежит там бабушкин платок,

Ведь с незапамятных времён-

Он женский спутник и дружок!  (Ведущий достаёт русские платки)

Посмотрите, какая красота – русский народный платок. Пусть наши девочки примерят их, а мы полюбуемся. В старину женщины надевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным.

Мы с вами  полюбовались на наших девочек в красивых платках, а теперь поиграем в старинную народную игру с этими платками.

Наш платочек расписной,

Поиграть хотим с тобой.

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра - «Золотые ворота»! (проводится игра).

«Золотые ворота»

Цель. Развивать ловкость и внимание, упражнять в танцевальных движениях.

Ход игры. Играющие выбирают двух ведущих. После этого ведущие берутся за концы платка и поднимают его вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков платком. Кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска). Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.

Ведущая. Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята, вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).

Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пирог». Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что нам надо для этой игры. Кто первый догадается тот и начнет игру и будет первым «пирогом».

Дети достают из сундука шляпу и проводят игру «Пирог».

«Пирог»

Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Петрушка. Молодцы, ребята! Русский народ любил веселиться, но веселился он всегда после хорошо выполненной работы. В старину дети всегда рядом со взрослыми были, за их работой наблюдали - рыбалкой, охотой, работой в поле, а потом это в свои забавы переносили. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Посмотрите, что это у меня в руках? (показывает деревянный лук со стрелами). Кто использовал их и для чего? (ответы детей).

- Какую игру, связанную с охотой вы знаете и что нам, потребуется для этой игры сейчас? (ответы детей). Проводится игра «Охотник».

«Охотник»

Цель. Развивать умение выполнять движения по сигналу, ориентировки в пространстве. Упражнять в метании мяча.

Ход игры. Одного из детей по считалке выбирают охотником, все остальные игроки – дичь. Охотник стоит посредине площадки с мячом в руках, остальные перемещаются по площадке. Охотник кричит «Дичь». Все останавливаются, и охотник со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра повторяется.

Для усложнения детям позволяется уклоняться от мяча.

Ведущая. Молодцы, ребята. Как вы знаете, ребята, раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А вы любите сказки, много сказок знаете? (ответы детей). Тогда вы легко отгадаете мои загадки. 

1.Приходили к нему Мышка,

Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.

Он не низок, не высок,

Стоит в поле... (Теремок)

2.Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

3.С пылу с жару из печи,

Ни минуты не молчит –

По тропинке катится

Подвигами хвалится. (Колобок)

4.В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метет,

Метла - старушкин самолет!

(Баба Яга)

 

Ведущий. Ай да молодцы, все сказки узнали! Посмотрите, какая замечательная метла есть у меня, в какую игру мы с вами сейчас сыграем с этой метлой, для какого персонажа сказки и ведущего игры она нужна? (ответы детей). Проводится игра «Баба – яга».

«Баба - Яга»

Цель. Учить двигаться быстро, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры. Играющие выбирают ведущего - Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. В руках у нее «помело» (метла). Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала. - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.

Побежала в баньку, - Из круга обратно.

Испугала зайку.

Баба- Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.

Ведущая. Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!

 

Петрушка:

 Дружно с вами мы играли,

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Нам проститься, детвора.

Без игры вы не скучайте,

Скучно станет – поиграйте!

 


Список информационных источников

1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Анниконова, Т.Г. Народные игры. Учебное пособие Т.Г. Анниконова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - 76 с.

3.Википедия. Свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki.

4.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с. – (Мастерская учителя).

5.Григорьев, В.М. Подвижные игры летом и зимой.- М., 1988.

6.Григорьев В., Народные игры и традиции в России.- М., 1994.

7.Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.- М.: Наука, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"

Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....

Методическая разработка мероприятия по теме «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»

Аннотация урока«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»Цель: формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса.Задачи:Расширить знания о культурном наследии Кубани; вос...

Методическая разработка "Мероприятие ко Дню народного единства№

Методическая разработка ,посвящённая Дню народного единства"...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"....

Методическая разработка «Работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии (синдром Дауна)»

Дети с синдромом Дауна имеют разные способности и возможности, как в прочем и любые дети. Моя работа посвящена особенностям развития учащихся с синдромом Дауна в школах 8 вида (II тип)....