Методическая разработка мероприятия по теме «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
методическая разработка по краеведению по теме

Семенченко Ирина Владимировна

 

Аннотация урока

«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»

Цель: формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса.

Задачи:

Расширить знания о культурном наследии Кубани; воспитывать бережное отношение к школьным традициям, любовь к родному краю.

Новизна урока в интегративности эстетического, патриотического и музыкального воспитания, в применении интерактивных средств обучения. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Нижегородская хромка
Семёновна
Устройство гармони
Любительская хромка
Заказная тульская хромка
Белорусская хромка
Вятская хромка


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

муниципального образования город-курорт Анапа

Методическая разработка мероприятия по теме

«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»

Разработчик:

Семенченко Ирина Владимировна

зам.директора по НМР,

руководитель школьного музея

Тема: «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»

Форма проведения: музейный урок.

                                                

Пояснительная записка.

        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.

        Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Музейный урок – одна из интересных форм воспитания патриотических чувств детей и стоит в ряду мероприятий, посвященных Юбилею Краснодарского края (13 сентября).

Мероприятие требует специального оборудования, дополнительно устанавливаемого в музее (мультимедийный проектор, ноутбук с колонками. экран) и приглашения ансамбля фольклорной песни «Соловейка».

 Основное условие – участие в подготовке и проведении мероприятия учащихся из актива музея.

Количественный состав участников мероприятия – один класс.

Продолжительность может варьироваться в зависимости от возраста группы (от 7 лет) – от 30 до 60 минут. Учащимся младших классов можно рассказать и показать только гармонь, исключив сведения из истории Кубанского казачьего хора и эволюции музыкального инструмента.

Результатом мероприятия является развитие познавательного интереса к истории края, чувства гордости за свою малую Родину.

 Учащиеся-активисты, овладевшие навыками подготовки и проведения музейных мероприятий, смогут самостоятельно провести его элементы для сверстников и учащихся младших классов. Таким образом, данное мероприятие решает задачи первого и третьего уровня.

Цель мероприятия: формирование патриотических чувств, нравственно-эстетического восприятия, развитие познавательного интереса.

Задачи:

 - расширить  у учащихся знания культурном наследии Кубанской земли в области музыкального искусства;

– способствовать воспитанию культуры поведения человека;

– способствовать получению учащимися навыков организации активного отдыха и полезного досуга;

- воспитывать бережное отношение к школьным традициям, любовь к родному краю.

- обучить коммуникативным навыкам;

- обучить навыкам активного слушания.

Оборудование:

- костюмы фольклорного коллектива «Соловейки»;

- презентация «О русской гармони»;

- проектор;

- ноутбук с колонками;

- экран для проектора;

- звукозапись песен в исполнении Кубанского казачьего хора;

- музейный экспонат – тульская гармошка.

Предварительная подготовка:

  1. Установка интерактивного оборудования.
  2. Подбор репертуара вокального ансамбля.
  3. Подбор репертуара солистки.
  4. Подготовка ведущих программы из числа актива музея.
  5. Репетиции концертных номеров.
  6. Подготовка презентации.

Ожидаемый результат:

Участники занятия

ЗНАЮТ

Участники занятия

УМЕЮТ

Историю возникновения гармони

Отвечать на вопросы ведущих

Выдающихся мастеров-инструменталистов  Кубани

Вести беседу

Разновидности русской гармони

Отгадывать загадки

О выдающемся коллективе – Кубанском казачьем хоре

Передавать ритмический рисунок мелодии

Об ансамбле фольклорной песни «Соловейки»

Краткую историю образования Краснодарского края

Называть административные единицы Краснодарского края

План проведения занятия

Этап занятия

Оперативные задачи педагога

Способы, приёмы организации деятельности

Приветствие учащихся

Настроить на предстоящую работу, создать доброжелательную атмосферу, познакомить с предстоящей деятельностью.

Краткое изложение плана урока.

Знакомство с историей образования Краснодарского края и Кубанского казачьего хора

Сконцентрировать внимание учащихся

Рассказ ведущих – активистов музея

Песни в исполнении Кубанского казачьего хора

Активное слушание

Вопросы о звучании гармони в аккомпанементе

Обзор разновидностей гармони и этапов ее развития

Концентрация внимания

Презентация «О гармони»

Выступление педагога с казачьей песней под аккомпанемент гармони

Активное слушание и движение

Вовлечение участников в активные плясовые движения

История тульской гармони – экспоната музея

Активизация интереса учащихся

Рассматривание гармони, проба извлечения звуков из инструмента.

Выступление ансамбля фольклорной песни «Соловейки»

Активизация учащихся

Ритмичные хлопки в соответствии с мелодией песен.

Экскурсия по музею с обзором музейных экспонатов

Развитие познавательного интереса

Вопросы учащихся – ответы педагога и ведущих.

Заключительная часть. Подведение итога урока.

Рефлексия

Вопросы педагога – ответы учащихся.

План-конспект занятия

Учащиеся собираются в музее, где их приветствует педагог и предлагает разместиться на скамейках. Педагог объясняет гостям цель посещения музея, знакомит с ведущими:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались по очень важному поводу – Краснодарский край празднует свой 75-летний Юбилей. Вы узнаете историю образования края, о его выдающемся музыкальном коллективе – Кубанском казачьем хоре, о музыкальном инструменте – русской гармони, которая появилась в нашем музее в этом году, услышите песни кубанских казаков и сможете даже поплясать под гармонь. Хочу представить вам своих помощников – это активисты музея Лиза и Влад.

Ведущие:

- Добрый день! Я – Лиза,

- Я – Влад.

Включается проекция интерактивной  карты Краснодарского края.

Лиза:

- Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи.

Влад:

- Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю - основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесные связи с адыгейскими племенами.

Лиза:

     - Первое славянское поселение появилось еще в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. Вторая волна русских переселенцев связана с разгоном восстания Кондратия Булавина, когда его сподвижник Игнат Некрасов привел сюда оставшихся в живых участников. 
Влад:

-      Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких воин XVIII века. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с Саввой Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани.

Лиза:

-      Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края.

Влад:

-      13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 85 тыс. квадратных километров, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея. Город Краснодар стал краевым центром Краснодарского края.

Звучит песня «Играй, гармонь!» (аудиозапись в исполнении Кубанского казачьего хора).

Педагог:

- Эта славная песня прозвучала в исполнении легендарно музыкального коллектива – Кубанского казачьего хора. Кто из вас уже слышал песни в его исполнении? Где это было? Какие песни вам уже знакомы? (ответы детей).

Кубанский казачий хор в определенном смысле является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, - так раньше назывался город Краснодар, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советского национального искусства. Хор показывает как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.

А какие музыкальные инструменты вы услышали в звучании песни? (ответы детей).

Да, среди тех инструментов хорошо слышно звучание гармони. Это удивительный музыкальный инструмент со своей историей.

В нашем музее в этом году появилась одна из таких гармоней – тульская гармошка (обращает внимание учащихся к экспонату). Тульская – потому что ее изобрели и изготовили в городе Тула. А вообще разновидностей гармони достаточно много. Сейчас мы вас с ними познакомим.

Презентация «О гармони»

Влад:

- Первая гармошка, которая еще называется Хромка из-за особенностей ее звучания,   появилась в 1870 году в  городе мастеров - Туле путем дальнейшего совершенствования венской гармони по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.). (1 слайд).

Лиза:

- "Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами (слайд 2).

Влад:

- Об инструментальной культуре казаков в научном мире имеются самые поверхностные представления. Отсутствие активного интереса к казачьему инструментальному наследию имеет во многом объективные причины. Исследователей в первую очередь привлекают популярные музыкальные жанры и формы, какими являются казачьи песни. Инструментальная культура казаков, на первый взгляд, не представляется системой, имеющей особенные выразительные характеристики (слайд 3).

Лиза:

- Исторически сложилось так, что потребность казачьей общины в песенных жанрах значительно выше, чем в инструментальных. Если песню гуртом может петь любой и каждый, то играть на музыкальных инструментах может далеко не каждый (слайд 4).

Влад:

- Причиной отсутствия научного интереса к инструментальному наследию казаков может выступать и недостаточная подготовленность исследователей. Записи полных развернутых форм инструментальной музыки на Кубани стали производиться лишь в последнее десятилетие.
Лиза:

- В казачий быт гармоника входит сложно и напряженно. «Общественное ухо» очень медленно привыкает к звучанию гармоники, «признает» ее постепенно, не сразу и не повсеместно. В русских селениях, в отличие от казачьих, гармоника приживалась гораздо проще. Вероятно, это было связано с тем, что русские переселенцы привозили с собой гармонику как часть собственной культуры. Среди казачьего населения гармоника на первых порах казалась «чужой» музыкой и «чужой» культурой (слайд 5).

Влад:

- С распространением гармоники на Кавказе сразу же возникла потребность в ремонте старых или поломанных инструментов и создании новых образцов, отвечающих духовным и эстетическим представлениям современных людей. Мастеровые инициативные казаки быстро осваивали новый промысел. Самыми известными из них в Кубанском регионе уже в первой половине ХХ века стали Ефим Кириленко, Василий Сидельников, Павел Злобин (6 слайд).

Лиза:

- Следует подчеркнуть, что сбыт гармоник ручной работы в 50-70-ые годы был запрещен. Продавать гармоники было небезопасно. Кубанские мастера сбывали инструменты тайком, под угрозой быть наказанными «за спекуляцию». Тем не менее, гармоники хорошо оплачивались и пользовались исключительным спросом (слайд 7).

Влад:

- В настоящем гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. Кубанский композитор Василий Волченко создает оригинальные произведения для гармоники, часть из которых основывается на кубанском песенном материале. В современной культуре кубанского казачества гармоника остается важнейшим музыкальным инструментом, сопровождающим танцы на свадьбах и по случаю семейных торжеств. Под гармонику исполняются шуточные, лирические и современные авторские песни, она звучит со сцены художественной самодеятельности, на городских площадях и станичных улицах (слайд 8).

Лиза:

- И, конечно, многие казачьи песни под гармонь давно стали народными. Послушаем одну из них в исполнении Ирины Владимировны Семенченко.

Песня «Обломилась доска» в исполнении педагога.

Ведущие показывают пример для учащихся к исполнению плясовых движений.
Педагог:

- Вы можете поближе рассмотреть гармошку. Как вы считаете, что это за разновидность? (ответы детей).

Далее педагог показывает и поясняет, где у гармони мех, ряды, разрешает желающим попробовать «поиграть» на гармошке. Затем рассказывает, как появилась данная гармошка в музее.

Входят участники фольклорного ансамбля «Соловейки».

Ведущие:

У нас в гостях ансамбль фольклорной песни «Соловейки».

Песня в исполнении ансамбля. Ведущие начинают ритмично хлопать, побуждая учащихся последовать их примеру.

Участники ансамбля поздравляют всех присутствующих с Юбилеем края.

Педагог:

- А теперь я приглашаю вас всех на экскурсию по нашему музею.

Во время экскурсии звучат песни в исполнении Кубанского казачьего хора.

По окончании экскурсии педагог задает учащимся вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Хотелось бы еще приходить в школьный музей? (ответы детей).

Педагог провожает учащихся из музея.

Список литературы:

Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции /М., 1997, 247 с./.

Головко А.К. Обучение игре на гармони в Краснодарской детской экспериментальной школе народного искусства: проблемы, поиски, решения (итоги первого десятилетия) // Гармоника: история, теория, практика. Материалы международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000. С.112-119..

Кубанская область // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Мациевский И. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1 М., 1987. С.10-11

Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.

Соколова А.Н.. Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"

методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению....

Методическая разработка мероприятия «Посиделки в русской избе»

Мероприятие, рассчитанное на учащихся 1-8 классов, знакомит  с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в школьном музее народного быта Нижегородского края в форме игр...