Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, описываются УУД. В пояснительной записке по уроку указывается тема урока, программа, учебни, количество часов в неделю. В приложении дано описание методики рисования чаем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку ИЗО

Направление: начальная школа

Тема урока: Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

Класс: 4

Программа: «Изобразительное искусство», УМК «Гармония».

Авторы программы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко.

Учебник: Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс. – М.: Дрофа.

Раздел программы: В мире изобразительного искусства

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часа

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Введение в тему урока
  4. Демонстрация последовательности работы над рисунком
  5. Физминутка
  6. Самостоятельная работа учащихся
  7. Закрепление учебного материала
  8. Рефлексия

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование урока:

а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; акварельная бумага, крепкий настой чая (2-х видов), кисти, карандаши, стакан с водой;

б) для учащихся: акварельная бумага, карандаши, резинка, крепкий настой чая (2-х видов), кисти, стакан с водой.

Зрительный ряд: пейзажи русских художников в виде презентации Microsoft PowerPoint

Технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка); информационно – коммуникативной технологии (компьютерная презентации); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.

Цель урока: развивать умения проводить изобразительное описание летней природы, используя нетрадиционные художественные материалы.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с видами пейзажей, творчеством И. И. Шишкина, нетрадиционным художественным материалом; совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка; обогащать словарный запас;

- развивающие: развивать творческую активность; художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.

УУД:

Личностные: развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к природе; ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей; в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней; работа по образцу.

Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной; переводить информацию, принятую в изобразительной форме в словесную; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; задавать существенные вопросы.

Сценарий урока по ИЗО

в 4 классе по теме:

«Красота родной природы в творчестве русских художников.

Рисунок «Летний пейзаж»».

Тема урока: Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».

Цель урока: развивать умения проводить изобразительное описание летней природы, используя нетрадиционные художественные материалы.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с видами пейзажей, творчеством И. И. Шишкина, нетрадиционным художественным материалом; совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка; обогащать словарный запас;

- развивающие: развивать творческую активность; художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование урока:

а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; акварельная бумага, крепкий настой чая (2-х видов), кисти, карандаши, палитра, стакан с водой;

б) для учащихся: акварельная бумага, карандаши, резинка, крепкий настой чая (2-х видов) кисти, стакан с водой.

Зрительный ряд: пейзажи русских художников в виде презентации Microsoft PowerPoint

УМК:

  1. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. – М.: Дрофа.
  2. Авторская программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство». В.С.Кузин, С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко – М.: «Дрофа», 2008

План урока:

1Организационный момент - 2 мин.

2.Целеполагание - 2 мин.

3. Введение в тему урока - 3 мин.

4. Демонстрация последовательности работы над рисунком - 5 мин.

5. Физминутка -1 мин.

6. Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

7. Закрепление учебного материала - 3 мин.

7. Рефлексия - 4 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный момент (2 мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу проверить готовность:

альбом, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

II. Целеполагание (2 мин.)

Определение цели урока

Отгадайте загадку и вы узнаете что мы сегодня будем рисовать:


Если видишь, на картине нарисована река,

 Или ель и белый иней или сад и облака,

 Или снежная равнина или поле и шалаш

 Обязательно картина называется …  (пейзаж)

О чём идет речь?

 Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сегодня мы узнаем о видах пейзажей, познакомимся с творчеством русского художника И. И. Шишкина научимся рисовать летний пейзаж нетрадиционным художественным материалом.

Я сейчас прочитаю вам загадку, а вы попробуете догадаться чем мы сегодня будем рисовать.

Смесь из листьев и цветов,

Заварил и он готов! (чай)

Отгадывают загадку

Отгадывают загадку

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

 

 Регулятивные ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

III. Введение в тему урока (3 мин.)

Проявление интереса к теме

Презентация.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем. (слайд № 1)

Каждый пейзаж художник трактует по своему, вкладывая в него определённый смысл.

В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра.

Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой. (слайд № 2)

Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (слайд № 3)

Парковый пейзаж – изображаются  уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. (слайд № 4)

Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии. (слайд № 5)

Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости. (слайд № 6)

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например картины великого русского художника И.И. Шишкина. (слайд № 7)

Обратите внимание на его картины «Утро в сосновом бору» (слайд № 8). Что в глубине картины вы видите? Лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивает предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена на всех пейзажах.

Картина «Лесные дали» (слайд № 9). Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, этот простор. На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.

А вам, ребята нравятся пейзажи?

- Что же вас всё - таки в них привлекает? -

- В чем состоит идея пейзажей, передавших раздолье родных мест?

- Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

Рассуждают о пейзажах.

Рассуждают о картинах .

И. И. Шишкина

Рассуждают о многообразии пейзажей

Познавательные (ознакомление с многообразием пейзажей)

Личностные (развитие эстетических чувств)

Познавательные (ознакомление с перспективой)

Личностные (развитие эстетических чувств)

Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к  природе)

IV. Демонстрация последовательности работы над рисунком (5 мин.) 

Правильность выполнения задания

Для того, чтобы нарисовать летний пейзаж надо наметить уровень горизонта и деревья  примерно в середине листа карандашом.

На листе, на самые темные места рисунка, мягкой кистью наносится первый слой чайного раствора. Дать подсохнуть.

Покрыть более светлым раствором весь лист техникой отмывки, и, пока лист сырой, более темным тоном затемнить нужные участки.

Для завершения работы на сухом листе прорабатываем самые яркие места композиции. Если с первого раза не получился нужный оттенок, можно нанести второй слой.

Задают вопросы.

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию ,планируя свои действия в соответствии с ней)

Коммуникативные (задавать существенные вопросы)

V. Физминутка (1 мин.)

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон,

Два- наклон,

Зашумел листвою клён.

Выполняют упражнения, изображают дерево.

VI. Самостоятельная работа учащихся (20 мин.)

Применение новых знаний

Лист расположить  вертикально и приступить  к работе.

Во время самостоятельной  работы учащихся,  делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и качества выполненной работы; оказание помощи учащимся.

Учащиеся рисуют летний пейзаж.

Регулятивные (работа по образцу).

Коммуникативные (общение с соседом по парте)

VII. Закрепление учебного материала (3 мин.)

Закрепление новых знаний

- С творчеством какого русского художника мы сегодня познакомились?

- Какие бывают виды пейзажей?

- Попробуйте определить, к какому виду пейзажей относятся данные картины. Обоснуйте свой ответ (слайды № 10-11).

Ответы учащихся.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

VII. Рефлексия (итог урока).

(4 мин.)

Оценка.

Готовность к следующему уроку.

- А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске.

- Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи?

- Почему?

Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок.

- Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились.

- Какой новый художественный материал мы сегодня изучили?

-Что было трудным при выполнении самостоятельной работы?

-Что было интересным на уроке?

- А теперь домашнее задание: наблюдение за природой

Учащиеся выставляют свои рисунки.

Ответы учащихся.

Запись домашнего задания в дневник.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы).

Регулятивные.

Приложение 1

Чай как средство для создания рисунка

Справка: Чай, в виде раствора, используется для монохроматической отмывки в архитектурных чертежах.

Методические рекомендации: Для работы в данной технике лучше использовать акварельную бумагу, или бумагу повышенной плотности. Чай предпочтительно листовой. Из чая необходимо заранее приготовить крепкий настой. Если при работе с черным чаем не удается добиться более темного тона, можно добавить несколько гранул растворимого кофе. Надо учесть, что после высыхания раствор становится светлее. При нанесении одного слоя на другой цвет становится темнее.

Всю работу лучше разделить на несколько этапов:

1 этап: На листе, на самые темные места рисунка, мягкой кистью наносится первый слой чайного раствора. Дать подсохнуть.

2 этап: Покрыть более светлым раствором весь лист техникой отмывки, и, пока лист сырой, более темным тоном затемнить нужные участки.

3 этап: Для завершения работы на сухом листе прорабатываем самые яркие места композиции. Если с первого раза не получился нужный оттенок, можно нанести второй слой.

Техника отмывки: На бумагу в наклонном положении наносится раствор в большом количестве мягкой кистью. Начинают отмывку с верхнего левого угла, равномерно прогоняя раствор горизонтальной полосой до правого края. При этом получится полоса с затеком в нижней части. Затем, набрав на кисть раствор, продолжают отмывку, опять слева направо, но уже несколько ниже с захватом получившегося натека у ранее положенной полосы, не давая ей подсохнуть. Тем самым кисть как бы помогает раствору стекать последовательными рядами вниз. Остаток раствора у нижнего края снимают отжатой полусухой кистью. Высыхать лист должен строго горизонтально. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.

Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела  «Группы живых организмов»....

Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс

Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой....

" Методическая разработка урока по ИЗО в 3 классе. Тема: Художник в цирке.

Технологическая карта урока по ИЗО в 3 классе. Тема: Художник в цирке. УМК: Н.А.Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас.Учебник для 3 класса М. Просвещение, 2013. Методическое пособие к...

Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса по теме «Пейзаж в живописи»

Методическая разработкаурока по изобразительному искусству для 5 классапо теме «Пейзаж в живописи»Тема урока:  Пейзаж в живописиЦель урока: Формирование художественно-творческой актив...