Программа на конкурс по реализации правового воспитания в основной школе
рабочая программа

Рукавицына Ирина Геннадьевна

Программа на конкурс по реализации правового воспитания в основной школе. Пояснительная записка и мероприятия в рамках программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Гражданско-правовое образование является одним из приоритетных направлений развития школы в современных условиях. Только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с  этим все большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужной учить  с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. И хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, задача школы, семьи и общества состоит в том, чтобы воспитывать в них конкретные жизненные установки и способствовать формированию ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей; формирование способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно.

          Работа по правовому просвещению и воспитанию носит систематический характер и проводится всеми методическим объединениями в комплексе. В системе воспитательной работы школы реализуется программа «С законом на «ты», где главным  из направлений работы является гражданско-правовое воспитание.  В среднем звене, начиная с 5 класса, проводим работу по формированию системы правовых знаний, развиваем умение определять свою личностную позицию. С учетом возрастных особенностей, в 5-7 классах проводятся такие формы  работы, как игра-путешествие, викторина, правовые и деловые игры, тематические беседы. На доступных примерах ребята  знакомятся со своими правами и обязанностями. На примерах литературных героев и героев сказок определяют какие права Декларации и Конвенции нарушены. В 8-9 классах используем такие формы работы, как устный правовой журнал, дискуссионный клуб, круглый стол, ролевая игра, спор-час,  час размышлений, мозговой штурм, целью которых является формирование активной гражданской позиции,  развитие гражданской инициативы и ответственности.

         Работая над проблемой по повышению правовой культуры будущих избирателей, мы проводим следующие мероприятия. В 5-7 классах деловую игру «Выборы в лесную думу». Ее цель показать смысл и значение демократических выборов, особенностей предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.  В 8-9 классах учащиеся знакомятся  с особенностями российского парламентаризма и основными понятиями, связанными с избирательной системой в России, с формами политического участия. Это такие мероприятия как «Мы будущие избиратели», «Выборы в истории человечества», «Политические заботы и выборы Президента».

        Целью данных мероприятий является знакомство с российским законодательством о выборах, развитие гражданского ответственного отношения к выборам, развитие практических навыков участия в процедуре голосования. В 8-9 классах проводим анкетирование по теме: «Стоит ли голосовать?» Сочинение  на тему: «Мои наказы депутату». Большинство мероприятий  проводятся при активном участии  Востриковой Т.В., библиотекаря Тульской областной         библиотеки. Она организует выставку книг, представляет презентации по теме.

          Для изучения  практических навыков   участия в процедуре голосования,  на мероприятие приглашаются депутаты.

Вопросы правового просвещения и воспитания рассматриваются на родительских собраниях. Учащиеся 9-х классов привлекаются к подготовке и проведению мероприятий.

Цель программы:  воспитание у подростков активной жизненной позиции; повышение уровня правовой грамотности учащихся; воспитание патриотизма и гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

 1.  Развитие у подростков социальной активности, желание участвовать в преобразовании окружающей жизни.

2.  Формирование активной гражданской позиции.

3.  Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

4.  Воспитание ответственности за собственное благополучие.

5.  Знакомство  с особенностями российского парламентаризма, с навыками работы с документами, их анализом и получением необходимой информации.

6.  Развитие ответственного отношения к выборам.

7.  Развитие коммуникативных способностей.

  №

п/п

Название мероприятия

Цель

Форма проведе

ния

Сроки

проведе-

ния

Ответствен-

ные

Классы-участ-

ники

Оборудова-

ние

Планируемые результаты

1.

«Права детей»

  • формирование системы правовых знаний
  • развитие умения определять свою личностную позицию;
  • обучение подростков основам юридических знаний

игра-путешест-

вие

декабрь

кл. рук. 6-7кл.,

организатор внекл. работы,учи

тель истории,ТОБ,

зам.по УВР

6-7

Презентация по теме;

выставка литературы по теме

  • учащиеся должны получить первичные знания международных документов о правах человека, признаки демократии;

  • учащиеся должны почувствовать личностную значимость правовых знаний, а это в итоге может занять активную граждан-

скую позицию;

  • воспитание ответственного и значимого отношения к выборам (участие в выборах);

  • развитие практических навыков участия в процедуре голосования;

  • учащиеся должны уметь объяснить термины: «избира-

тель», «избирательная компания», «референ-

дум»,  «процедура»,  

2.

«Права детей – забота государства»

  • ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних;
  • способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей;
  • воспитание уважения к правам и свободам личности;
  • воспитание чувства собственного достоинства, справедливости.

классный час (темати

ческая беседа)

март

кл. рук. 7-8кл.,

организатор внекл. работы,учи

тель истории,

зам.по УВР

7-8

Текст Конвенции прав ребенка с таблицей.

Презента-

ция по теме.

3.

«Ваши права»

  • ознакомить учащихся с содержанием статей Всеобщей декларации человека и Конвенции о правах ребенка;
  • формирование у уч-ся понимания универсальности, всеобщего характера прав;
  • развивать навыки участия в дискуссии;
  • умение излагать собственную позицию;
  • умение выслушать и принять во внимание позицию других;
  • развивать умение применять на практике знание о правах человека (работа с иллюстрациями к сказкам)

классный час (беседа+ игра)

сентябрь

инициативная группа уч-ся 9 –х кл.,  кл. рук.76-9кл.,

организатор внекл. работы

7-9

Тексты документов;

иллюстрации к сказкам;

памятка «Правила ведения дискуссии»

4.

«Мир детей в пространстве мира взрослых»

  • воспитание правовой культуры и чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • ознакомление учащихся со статьями Конвенции о правах ребенка и способами их реализации.

викторина

октябрь

кл. рук. 6-8кл.,

организатор внекл. работы

6-8

Бумага для записей и рисунков, фломастеры, правовые пиктограмм

мы

  • «кандидат», «гражданин»;

  • способствовать максимальному развитию правовой и политической культуры будущих граждан РФ;

  • способствовать формированию ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

5.

«Как ты знаешь паспорт?»

  • формирование правового самосознания, способности к успешной социализации;
  • формирование гражданской позиции.

заочная виктори-

на

(блиц-

опрос)

апрель

кл. рук. 5-7кл.,

учитель истории

8-9

материалы с вопросами викторины

6.

«Выборы в  лесную думу»

  • показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной компании, процедуры голосования в демократическом обществе.

деловая игра

октябрь

кл. рук. 5-7кл.,

организатор внекл. работы

5-7

Карточки с вопросами инсценировки сказок

7.

«Сказка ложь, да в ней намек».

  • ознакомить учащихся с основными правами и свободами гражданина;
  • научить применять их в жизни.

правовая игра

апрель

кл. рук.5-7кл.,

организатор внекл. работы

5-7

Иллюстрации сказочных героев, игральный стол, волчок, таймер

8.

«Моя жизнь. Мои права».

  • развитие гражданско-правового образования учащихся;
  • формирование активной гражданской позиции;

дискуссии

онный клуб

ноябрь

учитель истории, библиотекарь, депутаты

9

Плакаты, фрагменты мультфиль

мов,тесты

9.

«Право и жизнь»

  • формировать бережное отношение к человеческой жизни со стороны государства  и общества;
  • ознакомить с гражданскими правами;
  • научить ценить человеческую жизнь;
  • воспитывать терпимое отношение друг к другу.

устный правовой журнал

декабрь

кл. рук.7-9кл.,

организатор внекл. Работы, представители правоохранительных органов

7-9

Презента

ция по теме: «Право и жизнь».

Вопросы викторины,

плакаты

10.

«Хочу спросить»

  • развивать интерес  к нравственно-правовым вопросам;
  • способствовать формированию правовой культуры и гражданской активности;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону;
  • формировать культуру прав  и обязанностей взрослых и детей в семье;
  • развивать навыки участия в дискуссии.

ролевая игра

март

кл. рук. 7-9кл.,

депутаты муниципального собрания

7-9

Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка;

кодексы: жилищный,уголовный, трудовой

11.

«Мы – будущие избиратели»

  • показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной компании, процедуры голосования в демократическом обществе.

ролевая игра

февраль

кл. рук. 8-9кл.,

организатор внекл. работы, учитель истории

8-9

Тематическая таблица и презентация «Детали положений о выборах кандидатов»

12.

«Тот, кто способен подняться до интересов общества- Гражданин!»

  • добиться усвоения учащимися сущности понятия «гражданин», важнейших гражданских качеств личности;
  • воспитание учащихся в духе гражданственности;
  • воспитание стремления работать над формированием у  себя гражданских качеств личности; формирование навыков групповой работы.

круглый стол

январь

кл. рук. 8-9кл.,

организатор внекл. работы, МО гуманитарного цикла, ТОБ

8-9

Памятка «Как работать в группе»; рабочие места с перечнем гражданских качеств личности;

презентация:  «Великие граждане России»

13.

«Выборы в истории человечества»

  • ознакомить учащихся с тем, как на разных этапах развития человеческого общества  люди активно использовали выборы для устройства самых важных дел;
  • дать представление о системе выборов в первобытном обществе, в Древней Греции и Риме, в средневековом и буржуазном  обществе

беседа+ брейн-ринг

октябрь

кл. рук. 7-9кл.,

организатор внекл. работы, ТОБ, уч-ся 9 кл. (инициативная группа)

7-9

Презентация; вопросы; игры; жюри

14.

«Демократия и выборы»

  • определить, что такое демократия;
  • показать роль гражданина в демократическом обществе;
  • подвести  к выводу, что в демократическом обществе гражданин имеет больше  возможностей реализовать свои цели, но вместе с тем, несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.

деловая мини-игра

февраль

кл. рук. 7-9кл., ТОБ

организатор внекл. работы

7-9

Тематическая таблица-схема; анкетирование : «Стоит ли голосовать?»

15.

«Избиратель

ная система в России»

  • познакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма и основными понятиями, связанными с избирательной системой в России; закрепить навыки сравнительного анализа и обобщения;
  • развивать умение моделировать ситуацию;
  • познакомить учащихся с видами политической деятельности и формами политического участия;
  • подвести к выводу о необходимости участия каждого человека в политической жизни общества.

час

 размышле-

ний

февраль

кл. рук. 8-9кл.,

организатор внекл. работы,учи

тель истории,

зам.по УВР

8-9

Тематическая таблица; задания для учащихся;

16.

«Я и политика»

  • формирование у учащихся понятие важности участия граждан в избирательном процессе;
  • способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся  в последнее время в обществе;
  • повышение их гражданской ответственности;
  • развитие навыков ведения дискуссии.

спор-час

апрель

кл. рук. 7-9кл.,

учитель истории,

ТОБ

7-9

Итоги анкетирования;

сочинение:   «Мои наказы депутату»

17.

«Полит

прогноз»

  • помочь учащимся осознать свое место в политической сфере жизни общества;
  • формировать чувство личной ответственности  за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;
  • обсудить различные варианты отношения к политической жизни общества и их последствие.

мозговой штурм

май

кл. рук. 8-9кл.,

инициативная группа учащихся; МО учителей гуманитарного цикла

8-9

Анкетирование: «Стоит ли интересо

ваться полити

кой?»;

кроссворд по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

«Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида».

Тема: «Правовое воспитание обучающихся  в школе-интернате I и II вида».  Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся  – это целенаправленная система мер, ...

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...

Реализация правового воспитания учащихся через внеурочную деятельность

Развитее рыночных отношений и становление правового государства России диктуют особую необходимость гражданского - правового образования подрастающего поколения.Формирование человека начинается с ранн...

Методические рекомендации педагогическим работникам по правовому воспитанию учащихся начальной школы

Методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся начальной школы...

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

В плане указан диагностический инструментарий, сроки диагностики по классам, кто проводит и где хранятся материалы диагностики...