Развитие читательских компетенций в семье и школе.
статья

Яна Вадимовна Абрамова

Сегодня, в век глобальной информатизации, внедрения компьютерных инноваций, становится чрезвычайно острой проблема развития подрастающего поколения. Самая читающая некогда нация превращается в нечитающую. В связи с этим очень важным становится формирование культуры чтения, которая включает в себя умения:

  • Ориентироваться в различных источниках информации
  • Пользоваться разными стратегиями чтения
  • Уметь адекватно интерпретировать прочитанное
  • Оценивать новые знания
  • Делать выводы и обобщения

Перед школой стоит сейчас очень важная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. И это задача не только учителя русского языка и литературы. Это задача всей школы. И главным управляющим элементом должна стать администрация школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать, а тот,

кто не научился при этом учиться»

Э.Тоффлер

Сегодня, в век глобальной информатизации, внедрения компьютерных инноваций, становится чрезвычайно острой проблема развития подрастающего поколения. Самая читающая некогда нация превращается в нечитающую. В связи с этим очень важным становится формирование культуры чтения, которая включает в себя умения:

  • Ориентироваться в различных источниках информации
  • Пользоваться разными стратегиями чтения
  • Уметь адекватно интерпретировать прочитанное
  • Оценивать новые знания
  • Делать выводы и обобщения

Перед школой стоит сейчас очень важная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. И это задача не только учителя русского языка и литературы. Это задача всей школы. И главным управляющим элементом должна стать администрация школы.

Для начала необходимо понять то, на каком же уровне находится заинтересованность чтением обучающихся России в целом и своей школы в частности.

Как показывают международные сравнительные исследования по программе PISA  и др., российские дети, особенно младших возрастов, читают даже чаще и больше многих своих зарубежных сверстников, более позитивно оценивают чтение как занятие. Но, во-первых, эта позитивная установка и частота чтения вовсе не гарантирует его качества (сложность задач, нестандартность решений, самостоятельная рефлексия – вот что не дается российским детям, техника чтения здесь не причем, они ею вполне владеют). А, во-вторых, привычка и интерес к чтению, частота обращения к печатному слову резко сокращаются в России при переходе от начальной школы – к средней, а от средней школы – к профессиональной работе, и нет механизмов и институтов поддержания этого качества на высоком уровне, механизмов его постоянного повышения. А без установки на такое повышение, самостоятельность, выбор из многообразия у самого человека, в окружающей среде, в основных институтах социума невозможно никакое реальное качество чтения, образования, труда, досуга[1]. Между тем, как свидетельствуют данные опроса школьников в исследовании Левада-Центра в декабре 2016 г., к 9 классу интенсивность чтения снижается, у школьников формируется устойчивое отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно».

Цель     работы  в    направлении  формирования  читательской  компетентности.

Научить:

  •  осознанно,  правильно, выразительно читать;
  • извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию;
  • самостоятельно выбирать   книги для чтения;
  • работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать  оценочные суждения  о прочитанном произведении;
  • самостоятельно  выбирать  книги  для  чтения.

Формирование интереса к чтению может осуществляться по-разному. Это может происходить на уроках литературы и русского языка, других школьных предметах, во внеурочное время.

Поддержать интерес к чтению помогают различные средства обучения: наглядные пособия, демонстрационные картины, учебные таблицы, книги, электронные презентации.

На уроках литературы учитель может показать книгу, которую предстоит прочитать ученикам, заинтересовать их коротким незавершенным рассказом об этой книге. Важную роль здесь играет беседа. С помощью вовлечения учеников в диалог, создается ситуация обмена мнениями. Такой прием можно использовать и перед прочтением произведения,  после него. Так, мы вовлекаем обучающихся в беседу-дискуссию[2].

Таким образом, можно выделить формы работы, которые способствуют развитию читательской компетентности школьников:

  • дискуссии;
  • диспуты;
  • литературные праздники;
  • конкурсы сочинений на заданную тему

На всех этапах обучения необходимо использовать различные интерактивные формы работы с книгой.

В первом классе ярким и запоминающимся событием может стать праздник Прощания с Азбукой. Дети получают в конце торжества книги, которые становятся основой для создания классной библиотеки.

С первого и до одиннадцатого класса на уроках литературы школьники могут вести читательские дневники. В них они могут заносить дату чтения, автора, название произведение, чем запомнилась и понравилась книга.

На уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы  способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Это должно осуществляться на всех школьных уроках, всеми учителями-предметниками.

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению.

Процесс формирования читательской компетентности  будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению[1].

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.

На родительских собраниях родители получают рекомендации поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы родителям. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное,  сохранится у человека на всю жизнь.

Литература:

  1. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
  2. Светловская Н.Н.  Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"

Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...

Выступление на методическом объединении "Развитие читательской компетенции на уроках литературы"

Здесь я делюсь опытом использования некоторых форм и приёмов для развития читательской компетенции на уроках литературы. Все приёмы в данном выступлении найдены мной на просторах Интернета....

Методика развития читательской компетенции на уроках литературы

Особенности формирования читательских компетенций на уроках литературы....

2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...